Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»
проект

Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppy_rannego_vozrasta.docx701.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5

Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями                                      «Первые шаги»

                                                             Авторы проекта: Халимонова Н.А

                                                                                       Петрова А.Э.

                                             г.Усть-Лабинск

2022г.

Пояснительная записка

Информационно практико-ориентированный проект «Первые шаги» предназначен  для родителей детей раннего возраста. Представленный проект  является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическим и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

●Принцип доступности.

●Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).

●Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).

●Принцип психологической комфортности.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей в  реально социально-экономических условиях. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс.  Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.  

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Детский сад - новый период в жизни ребенка.  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими, не желание пребывать на свежем воздухе и т.п.

Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим ребенка.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Реализация совместного проекта с родителями и  детьми посредством организации разнообразных культурных практик расширит  интерес  малышей к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в игровой, познавательно-творческой деятельности, развитии коммуникативных навыков; формировании представлений о себе, других людях; будет содействовать сотрудничеству детей и взрослых, обеспечивая формирование опыта позитивной социализации.

Паспорт проект

Наименование проекта (тема)

Проект  с родителями детей раннего возраста «Первые шаги»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район.

Вид проекта

Информационно практико-ориентированный, краткосрочный

Длительность проекта

С 01  августа   31 октября 2022 года

Разработчик проекта

Воспитатели : Халимонова Наталья Александровна,

Петрова Анастасия Эдуардовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район.

Основные исполнители проекта

Воспитатели, воспитанники ДОУ группы раннего возраста, родители воспитанников.

Социальная значимость проекта

Будет обеспечен оптимальный уровень адаптации детей.

У детей будет наблюдаться  развитие позитивных  отношений в детском коллективе.

У  педагогов и родителей  повысится уровень компетентности по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.

100%  родителей будут участвовать в жизни   группы и детского сада и установят партнерские  отношения с семьями воспитанников.

Цель проекта

 Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.                                                                            

Основные задачи проекта

Для детей:

- Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

-Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Для родителей:

- Работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;

-Обучение диадному копингу (совместному преодолению трудностей);

-Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

-Повышение коммуникабельности между родителями.

Практическая значимость проекта

(ожидаемые результаты реализации проекта)

-Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет.

-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

- Формирование социальной грамотности семьи, становление у родителей воспитанников позиции «осознанного родительства».

-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Основные направления проекта

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы проекта

-Системность, четкая целенаправленность и плановость;

-Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;

-Возрастной характер взаимодействия с родителями;

-Открытость и доброжелательность.

Нормативно-правовая база проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

«Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»   Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова .  

Обеспечение проекта: материально-техническое

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.

Разработка анкет для родителей.

Подбор и помещение информации  по теме адаптации в родительский уголок.

Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки), буклеты.

Учебно-методическое

 Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова  «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»    

 Е.О.Смирнова,  В.М. Холмогорова «Социально-коммуникативное развитие детей»

Л.Н. Галигузова «Развитие игровой деятельности детей»  

Этапы и стратегия реализации проекта:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

 Подготовительный

-Изучение методической литературы.

- Сбор информации о семьях воспитанников.

-Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания детей (анкетирование, диагностическое обследование).

- Исследование социальных навыков детей.

-Выявление особенностей семейного воспитания.

-Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей).

-Составление планов работы с детьми, родителями.

-Оформление и обновление предметно-развивающей среды.

-Создание эмоционального комфорта.

-Составление и подбор информационного материала для родителей.

-Прогноз вероятной степени адаптации детей.

Август

 Основной

Распределение ответственности за реализацию проекта, непосредственная его реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями, трансляция родителям психологопедагогических знаний. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка.

Сентябрь-октябрь

 Заключительный

-Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

-Подведение итогов адаптации на  педсовете в виде презентации и отчета.

Октябрь

Рабочий план проекта

Август

Работа с детьми

Работа с родителями

-Игры с воспитателем:

«Давайте познакомимся»

«Я иду к вам в гости с подарками»

-Игры для налаживания контакта с ребенком:   «Хлопушки»,  «Хлопаем в ладоши!»

-Игры на  развитие эмоционального общения ребенка с воспитателем: «Ку-ку», «Лови мячик», «Котенок».

(Приложение 1)

-Знакомство детей с приёмной «Мой шкафчик»

-Знакомство с группой «Где живут игрушки?»

-Знакомство с туалетной комнатой  «Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами»

-Знакомство со спальной комнатой «Вот твоя кроватка»

-Анкетирование (Приложение 9)

-Консультации: «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?», «Как подготовиться заранее и помочь малышу»  (Приложение 10)

-Карта наблюдений  «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Приложение 11)

-Буклеты: «Адаптация без слез», (Приложение 12)

-Групповые и индивидуальные консультации.

-Размещение  материала в информационном уголке для родителей (Приложение №13)

Сентябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

-Игры с воспитателем: «Дай ручку», «Хлопаем в ладоши», «Привет! Пока!» (Приложение 1)

-Ситуация «Домик для одежды»,

-Знакомство с группой «Развивающие зоны»

- Ситуация  «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца»,  

-Ситуация », «Кроватка ждёт тебя, малыш!»

-Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Как дети играют в кубики».

-Подвижные игры, хороводы:

«Шарик»,        «Зайка», «Догоню-догоню!» (игра с игрушкой), «Лови мячик!», «Шли-шли, что-то нашли» (Приложение 2)

-Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», «Семья», «Сорока, сорока, кашку варила» (Приложение 3)

- Фольклор, художественная литература: «Кто из нас хороший», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Утка-утенка, Кошка – котенка…», «Теплою водою руки чисто мою», «Не плачь, не плачь, детка...», «Это - ложка, это - чашка», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…», «Вот они, сапожки…» (Приложение 4)

-Индивидуальная работа:

формирование культурно-гигиенических навыков:                           -учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду,                             -учить последовательности при мытье рук,                                                                     -учить пить из чашки, есть ложкой.

-Развлечение  «Мишка в гости к нам пришел» (Приложение 5)

-Развлечение «Мои любимые игрушки» (Приложение 6)        

-Анкетирование (Приложение 9)

-Консультации: «Проблема адаптации детей в детском саду и пути их решения» (Приложение 10)

-Карта наблюдений  «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Приложение 11)

-Вводное родительское собрание «Первый раз в детский сад» (Приложение 17)

-индивидуальная работа: «Роль родителей в процессе адаптации»

«Как подготовить ребенка к детскому саду»

-Буклеты:  «Искусство быть родителями» (Приложение 12)

-Размещение  материала в информационном уголке для родителей (Приложение №13)

- Папка – передвижка: «Особенности развития ребенка второго года жизни».

-Пополнение предметно –развивающей среды :изготовление дидактических игр

-Акция: «День добрых дел» (пополнение игрового, книжного, музыкального, спортивного уголка)

-Групповые и индивидуальные консультации.

- Просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду.

- Проигрывание педагогических ситуаций с родителями.

-Создание мини-музея «Любимая игрушка»

-Интерактивная презентация фотографий  о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

-Организация интерактивного клуба (посредством вотсап) «Спрашивали? Отвечаем!»

- Создание фотоальбома «Мой малыш»

Октябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

- Игры с воспитателем: «Выдувание мыльных пузырей», «Превращение в зверушек»  (Приложение 1)

-Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами)        

-Знакомство с группой  «Развивающие зоны»:  уголок «дом»,        дидактический стол, уголок «ИЗО», книжный уголок, спортивный уголок, музыкальный уголок.

-Ситуации:  «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы),    «Петрушкина коробочка с волшебными палочками»- знакомство с цветными карандашами, «Картинки в наших книжках».

-Подвижные игры, хороводы: «Раздувайся пузырь», «Зайка»,  «Шли-шли, что-то нашли», «Лови мячик!»  (Приложение 2)

-Пальчиковые игры  (развитие речевых навыков):        «Где же наши ручки?». Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик дедушка» (Приложение 3)

Фольклор, художественная

литература : «Вот и люди спят» , «Теплою водою руки чисто мою»          

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» (Приложение 4)

-Индивидуальная работа: формирование культурно-гигиенических навыков

-закреплять последовательность при мытье рук;

-учить пить из чашки, кушать ложкой,   -при одевании на прогулку учить детей снимать групповую обувь и убирать в шкаф;

-учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок.

-Сенсорное развитие:  игры-занятия с дидактическим материалом «Пирамидка» , «Вкладыши», «Сортер»

-Развлечение «Осень-чудная пора» (Приложение 7)

-Развлечение  «Мама и малыш»                        (Приложение 8)

-Консультации:    

«Как подготовить ребёнка ко сну»,   «Игры в период адаптации к детскому саду», «Одежда для прогулок»                                                                               (Приложение 10)

-«В помощь родителям» (Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста)  (Приложение 15)

- беседа:                                                                                          «Вредные привычки»                                                                          «Какие игрушки покупать малышу»

-памятки:                                      «Профилактика ОРВИ и гриппа» (Приложение 16)

- Выставка детско-родительского творчества – осенних поделок

-буклеты: «Как научить ребенка самостоятельно одеваться?», «Сказка  жизни ребенка», «Одежда для детского сада» (Приложение 12)

- Изготовление атрибутов для физкультурного уголка.

-Размещение  материала в информационном уголке для родителей (Приложение №13)

-Мастер-класс для родителей  по рисованию пальчиковыми красками «Волшебные ладошки»                    (Приложение 14)

 -Групповые и индивидуальные консультации.

- Просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду.

- Проигрывание педагогических ситуаций с родителями.

- Знакомство с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».

-Интерактивная презентация фотографий  о жизни детей в ДОУ «На прогулке», «Это интересно!», «В нашем садике родном очень весело живем!».

- Создание собственной «Копилки» практических советов: памятки различного психолого-педагогического содержания: «Почему он так себя ведет?», «Чем может помочь мама?», «Спокойное утро» и др.

-Развлечение  «Мама и малыш» (Приложение 8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Мини- спектакля « Колобок на новый лад» (Театрализованная деятельность в группе раннего возраста по программе « Первые шаги на сцену»)

АКТУАЛЬНОСТЬ      В раннем дошкольном  возрасте, дети познают окружающий мир, через непосредственное прикосновение с предметами ближнего окружения. Чтение сказок  до...

Краткосрочный проект «Пришла весна» (вторая группа раннего возраста)

. Цель: формирование элементарных представлений о весне, сезонных изменениях в природе, через организацию разных видов деятельности: игровой; познавательной; продуктивной....

Краткосрочный проект «Игрушки» для детей группы раннего возраста (1.5-2 года)

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...

Краткосрочный здоровьесберегающий проект по адаптации в группе раннего возраста «Здравствуйте, я пришел»

Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада....

Краткосрочный проект с детьми второй группы раннего возраста. Тема: «Репка»

Образовательная деятельность: интеграция образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие). Ауди...

Краткосрочный проект "День матери" в группе раннего возраста

На протяжении недели проекта, у всех участников сохранялось радостное праздничное настроение, что способствовало созданию положительного эмоционального фона в группе, а это очень важно в ада...

Проект по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Первый раз в детский сад»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста...