План по самообразованию «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
опыты и эксперименты

Агаджанян Евгения Михайловна

План по самообразованию «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samooobrazovaniyu.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.о.Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель I категории

Агаджанян Е.М.

Г.о.Подольск – 2022г

Актуальность темы:

Данная тема выбрана мной не случайно, т.к. эта проблема очень актуальна для дошкольного образования. Овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и коммуникативных качеств у ребенка.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе

речевого развития формируются высшие психические процессы, способность

к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия

для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной

личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению

ребенка со сверстниками и взрослыми. В последнее время у детей довольно

часто наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных

исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт,

что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики

у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического

прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с

ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох,

разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и

бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый

взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует

ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что

такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь, и тем более игра с

пальчиками, ладошками. Их значение, совершенно, не осмысливается взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои

задачи речевого развития. Развитие речи у детей считается одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание

обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также

получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника

свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его

грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности

ребенка к школе.

Цель:

Создание благоприятных условий для формирования связной речи

через различные виды детской деятельности.

Задачи:

1. Обогащать активный словарь детей.

2. Формировать грамматический строй речи.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать коммуникативные умения.

5. Воспитывать звуковую культуру речи.

Предполагаемый результат:

Ребенок активно общается со сверстниками и

взрослыми, проявляет познавательную активность, речь чистая,

грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми

средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные

характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором

событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает словесные

творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует

сюжеты творческих игр), проявляет интерес к чтению, самостоятельно

читает слова.

Значение речевого развития в дошкольном возрасте:

Внимание к развитию речи ребенка, на первых возрастных ступенях,

особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг,

формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции

центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого

умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и

правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием

полноценного психического развития и одним из направлений в

педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи

нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем

детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький

ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий

интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года, практически в

совершенстве, овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в раннем

дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни,

поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить

свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь

маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.

Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать

ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:

общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной

речи и языку на занятиях в ДОУ, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется

значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения. Сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра

позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них

навыки восприятия. В настоящее время значительно возросли требования к

речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть

определенного уровня развития речевой активности, словаря,

грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному

высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и

формирование речи выразительной, образной.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из

важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с

окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать

вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот,

неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и

нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить

всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо,

чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью,

говорили правильно и красиво.

Основные направления работы по развитию речи детей на занятиях

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление

в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой

происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков

родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

- словообразование.

4. Развитие связной речи:

- диалогическая (разговорная) речь;

- монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:

различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи

1. Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

2. Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- общая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические:

дидактические игры;

игры-драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

- Общение взрослых и детей.

- Культурная языковая среда.

- Обучение родной речи в организованной деятельности.

- Художественная литература.

- Изобразительное искусство, музыка, театр.

- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам

программы.

Формы работы с детьми могут быть различны: образовательная ситуация,

ситуация общения, проектная деятельность, игра.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является

образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие

небольшой подгруппы детей: от 3 до 7 детей (количество зависит от

желания детей и от самой образовательной ситуации). Можно организовать

несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим

материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать

их. В качестве дидактического материала можно использовать любое

пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или

возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

«Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);

«Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться,

чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);

«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих

многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении

практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых

ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку»

(упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто

лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении

описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки

вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных

вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает

детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной

деятельности. В методической литературе представлено много игр со словами:

- Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную

речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

- Сюжетно-ролевые игры - дети пятого года жизни уже могут распределять

роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

(В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре

«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве

периферии игрового пространства.)

- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения

стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают

быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые

установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они

проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решаютразнообразные задачи, в том числе речевые.

Изучение учебно-методической литературы:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в

детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, #1089;

3. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности

детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский

сад: теория и практика – 2012. – No 6.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос.

дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.

Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»План по самообразованию Кадралинова Надежда ДамировнаЦель: создать условия для ра...

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность...

План по самообразованию по теме: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»

Методы и приемы развития речи детей раннего дошкольного возраста...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей раннего дошкольного возраста на 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей раннего дошкольного возраста на 2022- 2023 учебный год...

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...