Творческий отчет
методическая разработка (старшая группа)

Мосина Лилия Николаевна

  Творческий отчёт на тему: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 63 «Малинка» г. Калуги

Творческий отчёт на тему: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

                                                                                Подготовила воспитатель

                                                                                Хрупова Ирина Владимировна

                                                                 

                                                  Калуга,  2018 г.


Содержание:

1. Актуальность проблемы  ………………………………………………………… 3                                                                                              

1.1Теоретическое обоснование темы……………………………………………...4-6

2. Система работы по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….........7

2.1 Цели и задачи работы по формированию опыта безопасного поведения

 в быту у детей старшего дошкольного возраста…………………………………...8

2.2 Принципы работы………………………………………………………………...9

2.3 Этапы работы……………………………………………………………………..9

2.4 Приёмы работы  по формированию опыта безопасного поведения

 в быту у детей старшего дошкольного возраста………....................................10-14

2.5 Работа с родителями по формированию у детей опыта безопасного

 поведения в быту………………………………………………………………..15-16

3. Результативность проведенной работы с детьми

 и перспектива в дальнейшей  работе……………..............................................17-18

Дети – это самое дорогое в нашей жизни. Когда ребенок появляется на свет, рядом с ним всегда находятся его мама и папа. Они заботятся о своем ребенке, защищают его, дарят ему свою ласку и тепло. Но проходит совсем немного времени, и малыш уже стремиться сам познавать окружающий его мир, который таит в себе много опасностей. Маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Дети в силу своих физиологических особенностей не могут самостоятельно определить всю меру опасности  и поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. В словаре русского языка С.Л. Ожёгова говорится: «Безопасность-положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

  1. Актуальность темы.

Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают там, где человек успел существенно переделать или «дополнить» природу. Ведь высокий уровень технического развития современного общества, который нам позволяет жить удобно, одновременно ведет к возможности аварий в сфере производства [1]. В повседневной жизни мы также сталкиваемся с чрезвычайными ситуациями. Иногда они касаются многих людей, а иногда только нас и наших близких. Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сама жизнь доказывает нам, что правилам безопасности необходимо обучать не только взрослых, но и детей. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обуславливает поведение в опасной ситуации и способствует его уязвимости. Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «нельзя», или пытаются объяснить детям что-либо путем долгих и не всегда понятных наставлений. Все это дает обратный результат. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасности актуально в современном дошкольном образовании.

1.1Теоретическое обоснование темы.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учёных. В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. [2] Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой. Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и  безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, З. Фрейда.

Механизм формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, по мнению специалистов разных научных направлений, является образование. (Н.Л. Едимская, Л.А. Михайлов, Ю.Н. Мотин, М.Л. Котик, С.А. Проскурин). К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» 2. Анализ исследований показывает, что в качестве компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения, как составляющая часть опыта личности. (Н.А.  Анндреев, Е.Н. Ермакова, М.А. Котик, Ю.Н. Мотин, Е.В. Нисковская, П. Статмэн и др.) Существенный вклад в изучение опыта личности внесли Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. В педагогической науке накоплен богатый материал по организации и обогащению социального, личного опыта ребёнка (Н.Ф. Голованова, Л.Г. Золотарёва, А.С. Лагутина). В работах данных исследователей отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребёнка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Нужно отметить, что наиболее полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма, в то время как бытовой безопасности детей уделялось недостаточно внимания. В конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э.Краснопольского отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932) была сделана попытка определить объём данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям дошкольного возраста доступно:

- овладение молотком, ножом, пилой, вырезание ножницами.

- умение пользоваться бьющейся посудой.

- знание, что огонь греет, освещает и жжется, и что с ним нужно обращаться осторожно.

Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя, в дальнейшем ряд учёных (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения об электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 гг. не нашла.[3]

В настоящее время появились новые методические разработки, направленные на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту. Так С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей.

Ребенок с рождения неразрывно связан с обществом. В разные периоды жизни, человек по-разному взаимодействует с обществом. Первой значимой социальной группой для детей является семья, затем коллектив дошкольного учреждения. Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. К моменту перехода ребенка в новые социальные условия – в школу, необходимо сформировать у ребенка социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволяют ему интегрироваться в новый коллектив. Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее в процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. Социальное развитие характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких норм и правил дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5до 7 лет ребенок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным представлениям. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью. Решить поставленные задачи и достичь результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашёл своё отражение в программах по дошкольному воспитанию.

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасности. Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме[4]. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров в год, на которых погибают более 14 тысяч человек, причём 5 % от общего числа – дети. Данные медицинской статистики показывают, что из  всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 до 75 % , из них 42 % травмированных – дети первых 6 лет жизни.

Познавая окружающий мир, дошкольники часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта [5].

Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребёнка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, дошкольники не знают, как необходимо действовать. Чтобы избежать трагедий с детьми, необходимы соответствующие воспитание и обучение.  Систематически и терпеливо разъясняя детям, что такое опасность, как её избежать, можно подготовить ребёнка к правильным действиям в тех или иных чрезвычайных ситуациях. Важно научить ребенка, что попав в экстремальные условия, главное – не растеряться, сохранить самообладание и принять меры к спасению. Дети могут не только усвоить эти знания, но и должны стараться применять их в жизни. Именно это поможет  избежать трагических последствий. Достигнуть этого можно дав ребенку необходимые знания по недопущению опасных ситуаций, а в случае их возникновения -  спастись и сообщить о происшедшем взрослым [6]. Не случайно, что именно  сейчас в сложный переходный период жизни  нашей страны, многие дошкольные образовательные учреждения стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема настолько актуальна, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

  1. Система работы по формированию опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

О том, как надо вести себя на природе, о здоровье мы говорим с детьми постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту - эти вопросы зачастую выпадают из практики.

Изучив дидактический материал и методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что формирование опыта безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста необходимо начинать с создания педагогических условий, включающих взаимодействие трех субъектов системы образования: родителей, воспитателей и детей.  Для выявления уровня знаний и умений безопасного поведения детей в быту мною была проведена диагностика, которая позволила определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту, выявила уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение  к ним. Эта работа проводилась в форме бесед, тренингов: «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома», разбора проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон?» и др. Диагностирование показало, что у детей недостаточно знаний о безопасности собственной жизнедеятельности в быту. (Приложение 1.1) С опорой на результаты обследования разработала перспективный план работы.

(Приложение 2)

Для изучения роли семьи в формировании опыта безопасной жизнедеятельности дошкольников в быту мною было проведено анкетирование. (Приложение 3)

2.1 Цели и задачи работы по формированию опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

В работе над данной темой я поставила перед собой следующую цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта. Работа с детьми по формированию безопасного поведения в быту включает решение комплекса задач:

- познакомить детей с правилами и способами безопасного поведения в доме, раскрыть связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями;

- развивать у детей самостоятельность и ответственность;

- воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Успех в работе по формированию у детей правил безопасного поведения, невозможен без участия родителей, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в семье. Поэтому в работе с родителями я поставила перед собой следующую задачу:

- повысить уровень компетентности родителей в вопросах безопасного поведения ребёнка в бытовой сфере через формирование партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьёй.

                                             2.2 Принципы работы.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учётом следующих основных принципов: [7]

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже усвоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстрированный материал)

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов)

Процесс формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего возраста я разделила на несколько этапов.

                                                 2.3 Этапы работы

1 этап - заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Выстраивая систему работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников в быту, определила основные направления своей деятельности:

- создание развивающей среды

- работа с детьми;

- работа с родителями.

2.4 Приёмы работы  по формированию опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Работу по формированию опыта безопасного поведения у детей  я проводила через следующие формы организации детей:

организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;

совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, наблюдения, беседы воспитателя с детьми, чтение художественной литературы и др.

свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

В специально-организованной деятельности я использовала различные приёмы, такие как, решение проблемных ситуаций, творческое рассказывание, беседы, экспериментирование, дидактические игры. В процессе обучения дошкольников я стремилась затронуть  эмоции детей, вызвать эмоциональное отношение, способствовала активности детей в усвоении знаний. С детьми в непосредственно-образовательной деятельности были проведены такие темы: «Не боимся мы огня!», «Каждому предмету своё место», «Незнакомец звонит в дверь». В процессе занятий, я старалась воспитывать у детей навыки осторожного обращения с огнем, знакомила детей с правилами пожарной безопасности, закрепляла у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. (Приложение 4) Для закрепления знаний и умений личной безопасности у дошкольников я использовала ежедневные «минутки безопасности», включала их в различные образовательные мероприятия, режимные процессы. (Приложения 5)

Проводя планомерную работу по разделу «Ребёнок дома», я пришла к выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Моей главной задачей было помочь ребенку приобрести полноценные знания. Всё, чему я учу детей, они должны уметь применять в реальной жизни. Лучшее закрепление знаний и умений детей происходит в игре. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует ребёнка, какие опасности подстерегают ребенка дома. Отражая в игре события окружающего мира, ребёнок как бы становится их участником. Знакомится с миром, действует активно.

В совместной деятельности с детьми я организовывала дидактические игры, чтение художественной литературы, игры-тренинги, экспериментирование и опыты, экскурсии и наблюдения.

Дидактические игры - основное средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту. Преимущество использование дидактических игр проявляется в максимальной активности каждого ребенка. С детьми мы играли в различные дидактические игры «Раз, два, три, что может быть опасно - найди», «Подбери игрушку Танюшке», «Что мы знаем о вещах?»,  «Можно-нельзя»,  «Свой, чужой, знакомый», «Опасно-неопасно». Дидактические игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, учат различать потенциально опасные предметы, знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.  (Приложение 6)

Подвижные игры. Главное в подвижных играх – решение поставленной задачи. Именно эту особенность подвижных игр я использовала при формировании у детей культуры поведения в быту. На прогулке и в группе мы играли с детьми в разнообразные подвижные игры: Огонь в очаге, Огненный Дракон, Вода и Дракон, Спаси игрушку из огня, которые развивали у детей быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку, смелость. (Приложение 7)

С детьми мы играли в сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья», «Спасатели». Для игрового уголка группы я подбирала предметы бытовой техники, столовые приборы. Во время игр дети имитировали действия с потенциально опасными предметами домашнего быта, моделировали опасные ситуации.

Игровые тренинги «Незнакомец за дверью», «Как вызвать скорую  помощь?». Дети должны знать номера телефонов экстренных служб и номера своих близких. Игры – тренинги помогают закрепить номера телефонов экспертной службы, правила пользования телефоном, знание домашнего адреса. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации. Я предлагала детям игру-ситуацию «У тебя в квартире случился пожар и надо вызвать пожарную команду». Каждый ребенок набирал номер телефона пожарной части, проговаривал свой адрес и объяснял диспетчеру, что горит. (Приложение 8)

Чтение специально подобранных произведений художественной литературы.  Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Мною были подобраны произведения разных жанров, сказки, рассказы, пословицы, загадки. Читая литературное произведение, я предлагала детям самим проанализировать поступки героев. Анализирую поведение и поступки литературных персонажей, дети решают, как сами поступили бы в данной ситуации. Так же я предлагала детям изменить сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. (Приложение 9)

Экскурсии. С детьми нашей группы мы ходили на экскурсию в пожарную часть. Экскурсия мотивировала детей на изучение материала. Так же с детьми я провела экскурсию по детскому саду. Познакомила детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показала детям пути эвакуации, познакомила с противопожарным инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор). Провела практическое занятие по отработке навыков эвакуации из детского учреждения. По сигналу «Пожарная тревога», мы с детьми по всем правилам вышли из детского сада.

Беседы с детьми. Обучение словом – это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. С детьми я проводила беседы что, такое опасность и безопасность. Вместе с детьми мы сделали вывод, что опасность - это вредные факторы, угрожающие здоровью и жизни человека, а безопасность - это состояние когда человек защищён от воздействия вредных факторов. В процессе бесед я задавала детям вопросы:  назовите места в квартире, где тебя подстерегают опасности,  чем опасны «электрические предметы»», как вызвать пожарную охрану, полицию, скорую помощь, службу газа. (Приложение 10)

Рассматривание иллюстраций эффективно для формирования у детей правильных представлений о правилах безопасности. Что делать если в доме возник пожар? При помощи плакатов, мы с детьми чётко сформулировали правила поведения при пожаре:

если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть одеялом;

нельзя тушить водой горящие предметы;

нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым;

нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых;

надо позвонить по номеру 01 (показать изображение номера), назвать свой адрес и рассказать, что случилось;

при пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и можно задохнуться.

С воспитанниками своей группы мы схематично изображали квартиру, отмечая ярким цветом «опасные зоны». Каждую зону необходимо описать и указать на то, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным.

Решение проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если постучались в дверь?», находясь дома. Вы слушаете музыку, через некоторое время из розетки, в которую включен магнитофон, пошёл дым, розетка затрещала, ваши действия? Решение проблемных ситуаций позволяет ребенку погрузится в ситуацию, увидеть правильные способы действий и попробовать совершить их самому.

Заучивание правил безопасного поведения. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила, если они зарифмованы, поэтому многие правила, мы заучивали с детьми наизусть, например:

Если дома появился сильный дым,

Ты не прячься - позвони по «01».  

Выключай в квартире газ-

За газом нужен глаз да глаз.

Запах чувствую в квартире

Позвоните «04».

Приём сравнения. При использовании этого приёма необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по контрасту или сравнения по сходству. Сравнение помогает дошкольникам выполнять задания на группировку и классификацию. Во время группировки и классификации у детей формируются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Например, предлагала ребенку отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Или предложить детям сравнить огонь: огонь - хорошо, огонь – плохо.

Экспериментирование и опыты.

Опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решения, подтвердить или опровергнуть собственные представления. Например:

Опыт «Опасная свеча» (накрыть зажжённую свечу банкой и посмотреть, что произойдет. Огонь погас, т.к. нет доступа воздуха. Делаем вывод: чтобы потушить огонь надо прекратить доступ воздуха (Приложение 11)

Моделирование ситуаций. Вместе с детьми мы составляли план группы, план квартиры, где красными кружочками отмечали опасные места, например в раздевалке дверцей шкафчика можно прищемить пальцы, на завтрак няня приносит горячую еду, которой можно обжечься. Моделировали такие ситуации, как пожар в группе, ребенок нашел таблетку, открытое окно в квартире, разговор с диспетчером пожарной части. Моделирование ситуаций дает детям применить полученные знания на практике. Развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

В процессе  работы над решением задач моей методической темы я широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью мною были использованы презентации «Бытовые опасности», «01, 02. 03-служба безопасности». (Приложение 12) Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. Детям я давала поручения нарезать салфетки к завтраку, постирать кукольное бельё, учила пользоваться ножом, чтобы намазать масло на хлеб. Такие поручения побуждали детей к самостоятельности, у детей появлялась уверенность, заинтересованность, собственный опыт.

Дома и в детском саду ребенка окружает множество предметов. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока взрослый не обратит внимание детей и не покажет способы действия с ними. С детьми мы рассматривали магнитофон, пылесос, кофемолку, утюг. Я объясняла детям, как они работают и знакомила с правилами осторожного обращения с этими предметами.

Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является развивающая предметно-пространственная среда, которая помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучает к самостоятельным играм. Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе представлена: дидактическими играми «Опасно - неопасно», «Продолжи ряд», «Предметы –источники пожара», «Горит-не горит», художественной и познавательной литературой, плакатами и карточками по ОБЖ, атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Скорая помощь», «Семья», «Спасатели», альбомами с иллюстрациями для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Для того чтобы, работа над данной темой органично вплеталась в содержание основной комплексной программы я использовала принцип интеграции и работала в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса – инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом. Педагог-психолог Смирнова Ирина Викторовна дала мне некоторые рекомендации. Проводя работу с детьми по теме безопасность необходимо учитывать возрастные особенности и психо-физические качества каждого ребенка. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасностях, воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику. Нельзя запугивать ребенка, использовать тактику устрашения. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния. Поэтому, чем серьезней тема, тем спокойнее должен быть тон воспитателя. Совместно с инструктором физкультуры было проведено спортивное развлечение «Сильные, ловкие, смелые - юные пожарные». Участие детей в спортивных соревнованиях способствует развитию психофизических качеств, умению ориентироваться в пространстве, закрепляют навыки безопасного поведения в пожароопасных ситуациях. (Приложение 13)

Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах я проводила специальное занятие с участием медицинской сестры.

Вместе с музыкальным руководителем мы подготовили КВН на тему: «Мы опасностей не боимся, мы с ними справляемся», на котором две команды «Знаек» и «Почемучек» соревновались в решении проблемных ситуаций, в отгадывании загадок об опасных предметах, в ловкости и быстроте реакции. (Приложение 14) В ходе таких мероприятий, я ставила перед собой задачу помочь детям приобрести полноценные знания вне занятий. Организуя деятельность детей, я заботилась о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов, на педагогических часах я проводила консультации на тему: «Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Методы и приемы формирования опыта безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста», «Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной работы в школе». (Приложение 15)

2.5 Работа с родителями по формированию опыта безопасного поведения у детей.

Всем известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Главные воспитатели для ребенка - это его родители.  Очень бы хотелось, что бы взаимоотношения в семьях моих воспитанников строились на взаимопонимании и уважении друг другу и родители всегда показывали положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения каких-либо правил поведения, если они сами не всегда ему следуют. Особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

С целью согласования образовательной работы с детьми  в дошкольном образовательном учреждении по теме безопасности, я провела анкетирование родителей, которое позволило выявить заинтересованность родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту.

В анкетировании приняли участие 21 человек, что составляет 100 % от общего количества воспитанников группы.  Результаты анкетирования выявили следующее, что не все родители сами придерживаются правил безопасного обращения с опасными предметами (26 %), и многие родители не обсуждают с детьми правила поведения в экстремальной ситуации (36 %). Поэтому перед собой я поставила задачу: повысить уровень компетентности родителей в вопросах безопасного поведения ребёнка в быту через формирование партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьёй. Для решения этой задачи я использовала следующие формы и виды работы:

Родительское собрание на тему: «Психологическая безопасность дошкольников», на котором с целью заинтересовать и активизировать родителей, я использовала упражнения «Тонкая бумага», «Диктат», которые помогали мне рассказать родителям об особенностях развития детей. (Приложение 16)

Выставку детских рисунков совместно с родителями на тему: « С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно».

Показ открытого мероприятия КВН на тему «Мы опасностей не боимся, мы с ними справляемся».

Родителей я привлекала к пополнению развивающей предметно-пространственной среды. Родители помогали изготавливать  тематические альбомы, дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и играм драматизациям.

Также в своей работе я использовала консультации для родителей «Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей», «Внимание всех! Фейерверк!», « Как научить ребенка правильно вести себя при пожаре», «Рекомендации для родителей по формированию безопасного поведения у детей, оставленных дома без присмотра», тренинг «Безопасность детей», предлагала родителям познакомиться с упражнениями на снятия мышечного и эмоционального напряжения. (Приложения 17,18, 19)

Для размещения информации я использовала папки-передвижки, в которых указывала всю важную информацию, касающуюся пожарной безопасности, безопасного поведения в быту. Родители, совместно с детьми ходили на экскурсию в пожарную часть, возвращаясь обогащённые новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных. В уголке для родителей я организовывала выставку книг,  которые можно использовать при формировании правил безопасного поведения в быту.

При работе с родителями я использовала нетрадиционную форму работы электронные диски с информацией по пожарной безопасности, основам безопасности жизнедеятельности. На дисках я помещала мультфильмы, игры, консультации, рекомендации. Такая форма работы очень нравится родителям. Данный диск можно посмотреть вместе с ребенком, обсудить правила поведения героев мультфильмов, научить детей основам безопасности жизнедеятельности. После проведения различных мероприятий компетентность родителей в вопросах безопасного поведения ребенка в быту значительно повысилась.

3. Результативность проведенной работы с детьми и перспектива в дальнейшей работе.

За два года педагогической  деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения в быту я наблюдала динамику усвоения знаний, умений, навыков у детей. Это показывают и результаты диагностики. (Приложение 1.2)      Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. В своей работе я использовала разнообразные приёмы работы с детьми: беседы, занятия, игры, чтение, тренинги, опыты). Я убедилась, что прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективны. Но существуют такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит  их здоровье и безопасность. Поэтому я старалась найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Так же я сделала вывод, что работа по вопросам безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста без участия родителей невозможна. Успех в работе по формированию правил безопасности у детей может быть, достигнут  только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны закрепляться в семье.

Вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным на сегодняшний день. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и умения адекватного поведения в экстремальных ситуациях. Дошкольный возраст – это период накопления знаний. Роль педагога, родителей очень важна в этот период, так как взрослые, подбирая правильные методы и приемы, вводят ребенка в социальный мир. В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенной осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Подводя итоги своей работы, я сделала выводы, что у детей моей группы сформированы правила и нормы безопасного поведения в быту, и работа по данной теме должна проводиться и дальше в тесной взаимосвязи с родителями.

                                           

                                                    Перспективы на будущее

Обогащать развивающую среду для работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

  1. Продолжать тесное сотрудничество с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей в быту.
  2. Разработать перспективный план работы по О.О. «социально-коммуникативное развитие» (безопасность) в подготовительной группе.


[1] В.А. Шипунова «Детская безопасность» М. ,«Цветной мир», 2013

[2] В.А. Шипунова «Детская безопасность» М. , «Цветной мир», 2013

[3] http://festival.1september.ru/articles/550284/

[4] http://www.dissercat.com/content/formirovanie-opyta-bezopasnogo-povedeniya-v-bytu

[5] http://labintegro.mordgpi.ru/

[6] http://www.webkursovik.ru/

[7] Т.П.Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» СПб, Детство-пресс 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...