Образовательная практика " Школа творчества" 2021 год
методическая разработка

Курова Наталья Викторовна

 Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы " Школа творчества для детей 5-7 лет".

https://dsterremok.ucoz.ru/index/obrazovatelnaja_praktika_kurovoj_n_v/0-177

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaja_praktika.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярский край

 

                Образовательная   практика.

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы

                      «Школа творчества для детей 5-7 лет».

                                                                                             ФИО   автора.  

                                                                                 Курова Наталья Викторовна                

                                           воспитатель высшей

 квалификационной категории.

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих современного образования. В рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» на базе нашего детского сада реализуется 25 дополнительных общеразвивающих программ, которые отвечают вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями.

 Занимаясь реализацией дополнительных общеразвивающих программ: «Юный художник», «Пластилинография», «Бумагопластика»  столкнулась с проблемой: с заданиями справляются не все дети.   Одни это делают  быстро, вносят в работу что-то новое, другие же испытывают затруднения- это дети с низким уровнем развития изобразительных навыков. Обычно, у них  плохо развита  моторика, они не правильно держат карандаш или кисть, не умеют пользоваться красками, использует карандаш без регулировки нажима и направления штриховки, не умеют правильно раскатать пластилин, плохо развиты навыки работы с ножницами. Такие дети изображают отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир), выполняют работу так, как показал взрослый, не проявляют самостоятельности и инициативы. Наблюдая за работой детей  с низким уровнем развития изобразительных навыков, пришла к выводу, что для них нужна другая программа, которая бы способствовала повышению уровня развития изобразительных навыков через включение их в разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликация и лепка.  Так возникла идея разработать дополнительную общеразвивающую программу «Школа творчества для детей 5-7 лет».

Цель практики: создание благоприятных условий для обучения детей с низким уровнем изобразительных навыков через реализацию  дополнительной общеразвивающей программы «Школа творчества для детей 5-7 лет».

Задачи практики:

1.учить детей разным приёмам работы  с изобразительным материалом в лепке, рисовании, аппликации;

2.развивать творческую инициативу и самостоятельность:

3. воспитывать коммуникативные качества.

Свою работу разделила на 4 этапа:

На первом этапе:

-провела  диагностику детей старшего дошкольного возраста и выявила детей с низким уровнем изобразительных  технических навыков;

-составила  список детей для посещения занятий в студии дополнительного образования;

-разработала дополнительную общеразвивающую программу «Школа творчества для детей 5-7 лет».

2 этап- организационный.

На данном этапе:

-разработала учебный план с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

-подготовила  расписание занятий;

-закупила необходимый материал для реализации программы;

- презентовала свою программу родителям на собрании.

3 этап-внедренческий

На данном этапе приступила к реализации программы. Учила детей разным техническим умениям:

  в рисовании: правильно держать кисть и карандаш; рисовать по – сухому и мокрому, поролоном, жёсткой кистью, тычком; смешивать краски на палитре; комбинировать материал: акварель+ восковые мелки, фломастер + гуашь; рисовать кистями разных размеров, закрашивать в одном направлении восковыми и цветными карандашами; использовать в работе формат А-3 и заполнять всё пространство листа; рисовать традиционным и нетрадиционным способами;

    в лепке: размазывать пластилин, используя 2-3 цвета для создания фона толстым и тонким слоем; лепить предметы из жгутиков и шариков; пользоваться стекой;  раскатывать, сплющивать, вытягивать; работать с тестом, создавая мини-картины, раскрашивать их гуашью;

     в аппликации:  правильно держать ножницы, резать по прямой, по зигзагу, из бумаги, сложенной вдвое, четверо; уметь применять обрывную аппликацию, аппликацию из жгутиков и шариков: помочь освоить технику торцевания из гофрированной бумаги, оригами; учить правильно пользоваться всем необходимым материалом для аппликаций.

       Проводила занятия в разных формах: эксперименты, путешествия, занятия - сказки. Побуждала детей на всех занятиях вносить в работу что-то необычное, добавлять и комбинировать другие материалы.

  1. 4 этап – итоговый (диагностический).
  1. Провела диагностику изобразительных навыков у детей. Уровень изобразительных навыков повысился. У 85% детей посещающих кружок недостаточный уровень сменился на достаточный, у 15% детей навык остался на прежнем месте из-за частых заболеваний, пропусков, но  эти дети стали инициативнее, самостоятельнее, они смело комбинировали материал, достаточно неплохо овладели разными приёмами в лепке, аппликации и  рисовании.
  2. Откорректировала учебно- тематический план на следующий год.
  3. Оформила выставку детских работ в фойе детского сада.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет с низким  уровнем развития навыков изобразительной деятельности, воспитатель.

Образовательные результаты для детей:

1.Дети научатся:

в лепке: размазывать пластилин тонким и толстым слоем, лепить из жгутиков и шариков, раскатывать, сплющивать, вытягивать, работать с солёным тестом, лепить объёмные картины из пластилина и соленого  песта;

в рисовании: правильно держать карандаши и кисть, делать набросок, использовать всё пространство листа А-3,  рисовать по-сухому и мокрому, поролоном, жёсткой кистью, тычком, смешивать краски, комбинировать материал, закрашивание в одном направлении;

в  аппликации: правильно держать ножницы, резать по прямой, по  зигзагу, из бумаги сложенной пополам и вчетверо, использовать в работе  обрывную аппликацию, технику торцевания из гофрированной бумаги, оригами. 

2.У  детей будет развита самостоятельность: они будут  без помощи взрослого  выбирать изобразительный материал, выполнять знакомые способы и техники при работе с  пластилином, красками, бумагой. комбинировать разные материалы,  последовательно выполнять работу и доводить её до конца.

 у детей будет развита инициативность: они будут придумывать в своих работах что- то новое и необычное,  детские работы будут  отличаться друг от друга интересными идеями, индивидуальным «почерком», своеобразной манерой исполнения и характера выражения своего отношения к изображаемому. 

3 У детей будут воспитаны коммуникативные качества, вежливость, дружелюбие. умение слушать и помогать друг другу.

Ссылка на материалы https://dsterremok.ucoz.ru/index/obrazovatelnaja_praktika_kurovoj_n_v/0-177

Образовательные результаты для воспитателя:

  1. Предоставление опыта работы по реализации программы в ДОО и на городском уровне.. https://dsterremok.ucoz.ru/index/obrazovatelnaja_praktika_kurovoj_n_v/0-177

  1. Участие в конкурсах методических разработок (диплом 2 степени во всероссийском конкурсе 2017 «Лучшая методическая разработка) https://dsterremok.ucoz.ru/index/obrazovatelnaja_praktika_kurovoj_n_v/0-177

Основная идея практики.

 Объединить в одной программе разные виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию  для повышения уровня изобразительных навыков у детей 5-7 лет и воспитания интереса к изобразительной деятельности.

Программа интересна тем, что состоит из трёх  модулей «Пластилинография и тестопластика», «Бумагопластика», «Комбинированное рисование», каждый из которых имеет свои задачи.

Задачи модуля «Бумагопластика»:

-учить разным способам и техникам в работе с бумагой;

-совершенствовать технику вырезания.

Задачи модуля «Пластилинография и тестопластика»:

-учить разным приёмам лепки в работе с пластилином и солёным тестом;

-учить лепить объёмные картины из теста и пластилина.

     Задачи модуля «Комбинированное рисование»:

-учить правильно держать карандаш и кисть;

-учить рисовать традиционными и нетрадиционными техниками;

-учить использовать всё пространство листа.

Программа «Школа творчества» разработана для детей 5-7 лет, срок обучения - 1 год. Количество детей на куружке-10. Продолжительность занятий 25-30 минут. Реализация программы осуществлялась на кружке, где дети неограниченны в возможностях выразить в своих работах мысли, эмоции, чувства, настроение. Занятия кружка не носят форму «обучения или учения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительной деятельности. Занятия превращаются в созидательный, творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Образовательные результаты достигаются за счёт:

1.объединения  в одной дополнительной общеразвивающей программе несколько видов

 изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

2. предоставления права выбора изобразительного материала и техник, возможности    

  поэкспериментировать с       ними;

  1. дифференцированного подхода;
  1. использования на занятиях ИКТ (просмотр фильмов, путешествия, рассматривания картин, посещение галереи).

Средства, технологии, методы, формы, способы и т.д. через которые реализуется

практика.

Технологии:

1.ИКТ (просмотр фильмов, путешествия, рассматривания картин, посещение галереи);

       2. здоровьесберегающая технология (пальчиковые гимнастики).

Техники:

-обрывная аппликация;

-оригами:

-торцевание;

-пластилинография,

-работа с солёным тестом;

-традиционное рисование: кистью, восковыми карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами;

-нетрадиционное рисование: поролоном, по-мокрому, мятой бумагой, кляксография, монотипия.

Методы:

1.Словесные методы обучения: беседа; рассказ, объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; словесные игры.

2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; рассматривание, показ педагогом техник или приёмов изобразительной деятельности;

3.  Практические методы обучения: пальчиковые  и дидактические игры, изготовление детских работ и рисунков, оформление выставок.

                     

Формы организации:

-организованная образовательная деятельность интегрированного характера;

- занятия – путешествия;

-творческие гостиные;

-просмотр видеофильмов.

Ресурсы, необходимые для реализации практики.

Кабинет, где осуществляется реализация данной практики, компьютер, экран, столы детские, стулья, мольберт.

Разнообразный изобразительный  материал (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, фломастеры, пальчиковая гуашь, акриловые краски, палитры, непроливайки, кисти разных размеров, фартуки, салфетки, цветная и белая бумага, картон,  ножницы, клей, пластилин, стеки, доски для лепки)   и нестандартный материал (поролон, мятая бумага, фантики, пойедки, бисер, ленточки разных размеров, крупы, камешки, скорлупа от орех, крышки от сметаны, бусинки, диски).

 Каталог видеоматериалов и фото -материалов для занятий, пальчиковых гимнастик, дидактических игр.

Способы/ средства инструменты измерения результатов образовательной практики.

Инструменты измерения результатов:

-Педагогическая диагностика 2 раза в год  (Т.С.Комаровой - доктор педагогический наук).

_Выставки детских работ в детском саду.

-Дни открытых дверей для родителей и детей.

    -Участие детей в конкурсах творчества разных уровней.

Примечание.

Таблицу диагностики изобразительных навыков разрабатывала самостоятельно, опираясь на диагностический материал Комаровой Т.С.  

Методику оценки детской самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности разрабатывала самостоятельно.

Диагностика за 2 года

2018-2019 учебный год

                          Таблица  диагностики  развития  реализации  программ

                                 « Школа творчества 5-7 лет» изобразительных  навыков      

№ п/п

Ф.И. ребенка

Графические

Умения

Навыки работы с красками

Навыки работы

 в технике аппликации

Навыки работы

с пластили

ном

Твор-чество

Общий балл

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

1.

Иванова Диана

0

2

0

2

1

3

1

2

0

2

4

9

2

Назаров Семён

1

2

0

2

2

3

1

2

0

2

4

11

3

Пинксова Полина

2

3

2

3

0

2

1

2

1

3

6

13

4

Сиделёва София

0

1

0

2

0

2

2

4

2

3

4

11

5

Михайлова София

0

1

0

2

0

1

2

4

2

4

4

10

6

Емельянов Женя

1

3

0

3

0

1

1

2

2

3

4

12

7

Фёдорова Вика

1

3

1

3

2

3

1

3

0

2

5

14

8

Нигматулина Алсу

2

3

2

3

1

2

0

1

0

2

6

10

9

Гуркаева Ксения

1

2

1

2

2

4

1

2

1

2

6

11

10

Букарина Вика

2

3

2

3

2

4

1

2

1

2

8

14

Средний бал по группе %

высокий

0

15

средний

28%

70 %

низкий

72%

15%

Начало года

Высокий уровень нет ни у кого

Средний уровень 28 % 3 ребёнка

Низкий уровень 72%  7 детей

Гонец года

      Высокий уровень 15 %  2 ребёнка

Средний уровень 70%   6 детей

Низкий уровень 15%   2 ребёнка

Дети с низким уровнем развития изобразительных навыков- это дети, часто болеющие и плохо посещающие кружок.

            Таблица  диагностики  творческой инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста при реализации  программ « Школа творчества 5-7 лет»

№ п/п

Ф.И. ребенка

Творческая инициатива

Самостоятельность

Оригинальность  замысла

 Полнота воплощения      замысла в

продукте изодеятельности

Умение вносить в работу что-то необычное и новое  

Умение выполнять работу без помощи взрослого

Умение применять знакомые техники, и навыки при выполнении новых заданий . 

Общий балл

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

1.

Иванова Диана

2

2

1

3

1

3

1

3

1

3

6

14

2

Назаров Семён

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

10

14

3

Пинкасова Полина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

4

Сиделёва София

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

6

10

5

Михайлова София

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

6

10

6

Емельянов Женя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

7

Фёдоров Кирилл

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

5

9

8

Нигматулина Алсу

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

9

9

9

Гуркаева Ксения

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

6

10

10

Букарина Вика

2

3

2

3

2

3

1

3

2

3

10

15

Средний бал по группе %

высокий

0

50%

средний

45%

30 %

низкий

55%

20%

Начало года

Высокого уровня нет ни у кого

4  ребёнка 10 -13 баллов средний уровень 40%

 6 детей   ниже 10 баллов низкий уровень 60%

Гонец года

     5 детей имеют 14 -15 баллов высокий уровень это 50 %

3 ребёнка 10 -13 баллов средний уровень 30%

2 ребёнка  менее 10  баллов низкий уровень 20%

2019-2020 учебный год

                   Таблица  диагностики  развития  реализации  программ

                   « Школа творчества 5-7 лет» изобразительных  навыков      

№ п/п

Ф.И. ребенка

Графические

Умения

Навыки работы с красками

Навыки работы

 в технике аппликации

Навыки работы

с пластили

ном

Твор-чество

Общий балл

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

1.

Белова Дана

0

2

0

2

1

3

1

2

0

2

4

9

2

Беседа Лиза

1

2

0

2

2

3

1

2

0

2

4

11

3

Гончарова Катя

1

3

1

3

0

2

1

3

1

3

5

14

4

Шутова Арина

0

1

0

2

0

2

2

4

2

3

4

11

5

Зуборенко Максим

0

1

0

2

0

1

2

4

2

4

4

10

6

Ерёменко Толя

1

3

0

3

0

1

1

2

2

3

4

12

7

Оленникова Катя

1

3

1

3

2

3

1

3

0

2

5

14

8

Кривоторов Андрей

2

3

2

3

1

2

0

1

0

2

6

10

9

Игнатова Ира

1

2

1

2

2

4

1

2

1

2

6

11

10

Пинкасова Катя

2

3

2

3

2

4

1

4

1

4

8

14

Средний бал по группе %

высокий

0

30

средний

30%

60%

низкий

70%

10%

Начало года

Высокий уровень нет ни у кого

Средний уровень 30 % 3 ребёнка

Низкий уровень 70%  7 детей

Гонец года

      Высокий уровень 30 %  3 ребёнка

Средний уровень 60 %   6 детей

Низкий уровень  10 % 1  ребёнок

            Таблица  диагностики  творческой инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста при реализации  программ « Школа творчества 5-7 лет»

№ п/п

Ф.И. ребенка

Творческая инициатива

Самостоятельность

Оригинальность  замысла

 Полнота воплощения      замысла в

продукте изодеятельности

Умение вносить в работу что-то необычное и новое  

Умение выполнять работу без помощи взрослого

Умение применять знакомые техники, и навыки при выполнении новых заданий . 

Общий балл

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

1.

Белова Дана

2

2

1

3

1

3

1

3

1

3

6

14

2

Беседа Лиза

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

10

14

3

Гончарова Катя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

4

Шутова Арина

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

6

10

5

Зуборенко Максим

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

6

11

6

Ерёменко Толя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

7

Оленикова Катя

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

5

9

8

Криворотов Андрей

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

9

11

9

Игнатова Ира

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

6

10

10

Пинкасова Катя

2

3

2

3

2

3

1

3

2

3

10

15

Средний бал по группе %

высокий

0

50%

средний

40%

40 %

низкий

60%

10%

Начало года

Высокого уровня нет ни у кого

4  ребёнка 10 -13 баллов средний уровень 40%

 6 детей   ниже 10 баллов низкий уровень 60%

Гонец года

 5 детей имеют 14 -15 баллов высокий уровень это 50 %

4 ребёнка 10 -13 баллов средний уровень 40%

1 ребёнка  менее 10  баллов низкий уровень 10%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,

Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...

Опыт применения нейродинамического подхода в образовательной практики подготовки к школе ребенка с СДВГ.

: В статье рассматривается опыт применения нейродинамического подхода в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью при подготовке к школе, подобран комплекс действенных упражне...

Краткосрочная образовательная практика "К школе здоров!"

Цель практики:Обеспечение гармоничного физического развития детей среднего возраста.Задачи: Формировать и удовлетворять потребности детей в ежедневной двигательной деятельности.Развивать интерес ...