Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности.
методическая разработка (средняя группа)

      В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. А проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.       Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.     

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность опыта

      В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной и творческой активности.

     Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.  Для успешного решения задач модернизации образования необходимо совершенствование технологий и методик обучения. Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования вновь актуализируется проблема обновления методов обучения, воспитания и развития ребенка. Министерство образования и науки Российской Федерации отмечает  «…господство  в содержании образования познавательного «дидакта» – преобладание в целях и задачах программ ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений.  Это обстоятельство находит отражение также в методах и технологиях работы с детьми, ориентированных преимущественно на усвоением ребенком определенного уровня знаний, умений и навыков, в стремлении педагога задавать ребенку готовые образцы действий. При этом игнорируется его индивидуальные особенности и соответственно творческая активность».    

      Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

     Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

      В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. А проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.       Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.     

     Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Учитывая актуальность данной проблемы,  была выбрана тема опыта работы. А проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.


  Цель опыта.

Цель: повышение уровня познавательной и творческой  активности  дошкольников, педагогов и родителей  средствами проектной деятельности.

Задачи:

         Изучить и проанализировать проблему развития познавательной и творческой активности в психолого-педагогической литературе.

         Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной и творческой активности дошкольников, педагогов и родителей  в проектной деятельности.

         Создать систему мониторинга познавательной и творческой активности дошкольников.

         Повысить компетентность  педагогов и родителей в развитии познавательной и творческой  активности дошкольников средствами проектной деятельности.  

Новизна опыта.

 На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения  получает свободу, способен отходить от  усвоенных стандартов, не просто передает в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинает целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

 

 

    

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Теоретическая интерпретация опыта.

       Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития.

     Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

     Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Активная познавательная деятельность - это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому, позволяет формировать новые умения, потребности и способности. Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.

В качестве важнейших показателей познавательной активности выделяют:

         желание заняться интересующей познавательной деятельностью;

         эмоциональные реакции в процессе познания;

         стремление обрести необходимые навыки и умения в интересующей области;

         владение умственными действиями и способами получения информации;

         доступная для возраста самостоятельность в познании.

Ученые считают:

Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Щукина Г.А. познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Ананьев Б.Г., Богоявленская Д.Б., Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., КуликоваТ.А., Петровский А.В. считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Лисина М.И., Серебрякова Т.А.  - факторы, влияющие на формирование познавательной активности ребенка: общение, потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.)

Голицын В.В., Морозова Н.Р. отмечают, что без сформированной в дошкольный период познавательной  активности, обучение не может быть успешным.

     Познавательная активность -  это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли:

- как средство живого, увлекающего обучения;

- как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности;

- как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Наиболее важным в  познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников.  Исходя из опыта моей работы, считаю наиболее интересным, отвечающим современным подходам в образовании метод проектной деятельности.

        Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель).

  Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.            Актуальность метода обосновывается высокой познавательной активностью детей, которой не достает самостоятельности. Методы объяснительно – иллюстративные и методы проблемного обучения зачастую в работе педагога носят фрагментарный эпизодический характер. Использование комплексных тематических занятий не дает такой результативности  в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков как их интеграция. Интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема – вот выход из ситуации.

      Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

      С учетом психовозрастных особенностей дошкольников, понимая под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

          Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой  является самостоятельная  исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность  детей, в процессе которой ребенок познает  себя  и окружающий мир, воплощает  свои знания  в реальные продукты.  Основная цель проектного метода для дошкольников: создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Проектный метод:

- дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;

- помогает осваивать окружающую действительность;

- способствуют развитию творческих способностей;

- способствуют  умению  наблюдать, слушать;

- помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

- способствуют развитию навыков   обобщать и   анализировать;

- развивают речь, память, мышление, воображение;

- формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества;

- стимулирует к самосовершенствованию.

      Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

     Поэтому  в воспитательно - образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором  принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители  и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов  в дошкольной практике  состоит в том, что взрослым необходимо  «наводить» ребенка, помогать  обнаруживать проблему  или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес  и включать детей в совместный проект, при этом  не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

    Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

 Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

 Задачи проектной деятельности:

 -обучение планированию;

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

умение анализировать;

- формировать позитивное отношение к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы организации проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

- вести подготовку детей к выполнению проектов;

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов;

- в том случае, если проект групповой каждый ребенок должен четко показать свой вклад в выполнение проекта;

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

     Проект-это разовая деятельность, которая:

- направлена на достижение конкретной цели;

- производит конечные результаты;

- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

- имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;

-использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, человеческих, информационных.

     В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

      Также  проекты подразделяются на:

- комплексные;

- межгрупповые; 

- групповые;

- индивидуальные.

     Проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

 

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагание (мотивирующее начало проекта). По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь учащимся  сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы.  В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

3. Планирование.

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:

- к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю);

-в каких источниках найти информацию;

-какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать.

Огромное значение  приобретает  организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4. Исполнительский.

- этап реализации работы над проектом:

4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений  для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

  4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов,  родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания.

5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности)

Практически  проекты  венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные – демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые,  изначально направленные на « проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается).

6. Рефлексивно-оценочный.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов  проекта необходимо обсудить  с детьми  не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач  на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей  и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий  и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

 7. Проектировочный.

Определение перспективы развития  проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта  имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить  вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в  созидательную творческую работу.

     Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

 

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

Содержание опыта.

Работа с детьми.    

     До пяти лет ребенок развивается на подражательно - исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.

     Выделяют следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий:

Дети 4-5 лет

1.     Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

2.     Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3.     Привлечение детей к участию в планировании деятельности.

4.     Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.

5.     Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Дети 5-6 лет

 1.     Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

2.     Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3.     Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.

4.     Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

5.     Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6.     Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Дети 6-7 лет

 1.     Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей  потребностям детей или интересам обеих сторон.

2.     Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3.     Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.

4.     Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

5.     Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6.     Определение детьми перспективы развития проектирования.

      На первом этапе освоения проектных действий  рекомендуется отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.

         На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, - расширить проблему проектирования.

         Третий и последующие этапы освоения проектных действий – творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно.

     Можно  выделить общие дидактические требования, связанные с проведением проектов в образовательных учреждениях. Первое требование – время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного и спокойного решения проблемы. Второе требование касается оценки деятельности ребенка. Третье требование заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой порядочную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.

     Вся работа над проектом строится на следующих принципах:

принцип интеграции

позволяет  знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;

принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;

принцип научности

подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;

принцип природосообразности

позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства

связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т.е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

- учет интересов каждого ребенка;

- деятельность детей без принуждения;

- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

- совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

 

    

    

     

Этапы работы реализации  проекта.

 

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап

Целеполагание

 Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
 Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.

 Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.

 

Знакомство с проблемой.

Понимание проблемы.

Принятие проблемы.

Дополнение проблемы новыми идеями

 

2 этап

Разработка проекта

 Помогает в решении задачи.
 Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.
Распределение амплуа.

Составление вместе с детьми план-схемы

Сбор информации, материала.

 

3 этап

Выполнение проекта

Составление вместе с детьми плана -схемы.

 Сбор информации, материала.

 

Формирование специфических знаний, умений навыков.

 

Практическая помощь (по необходимости).

Совместная деятель-ность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии

4 этап

Подведение итогов

 Подготовка к презентации.
Презентация.

 

Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют зрителям  продукт деятельности.

Осознанный интерес родителей к проблемам .

 Помощь в оформлении и презентации продуктов  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  С педагогами

     Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

      При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

         Несоответствие между традиционной формой организации образовательного проекта и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

         Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

         Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

         Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

     Требований к педагогу, организующему проектную деятельность.

Он должен:

- подробно определить основные  и дополнительные  цели и этапы работы, позволяющие сформировать навыки  и развивать инициативу дошкольников;

- постоянно пополнять свои знания по тематике проектов;

- обеспечить базу для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства, специальные инструменты, материалы и т.п.);

- создавать положительный эмоциональный фон при выполнении проекта (дизайн, музыка и т.п.);

- осуществлять в основном консультирование детей;

- подсказывать в ходе работы над проектом лишь общее направление и главные ориентиры маршрутов поиска решения проблемы и т.п.

     На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии.

     Логика выполнения проекта определяет деятельность воспитателя дошкольного учреждения. Деятельность педагога при реализации метода проектов осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка заданий, создание условий для разработки и осуществления детьми проектов и вооружение их необходимыми для этого умениями и навыками.

      Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность  дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог может сформировать у дошкольников познавательную активность.

 

 Преимущества проектной деятельности:

- является одним из методов развивающего обучения;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию креативности;

- способствует повышению компетентности педагогов.

 С родителями.


     Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок – будущий первоклассник легко адаптировался к школьному обучению, чтоб свободно общался со сверстниками, учителями, умел самостоятельно находить пути предотвращения конфликта, мог предвидеть последствия своего поступка и высказанного им слова. Волнует родителей и то,  на сколько  развита его познавательная активность, творчество,  самостоятелен ли он в организации своей деятельности (подготовить необходимый материал, своевременно и правильно его разложить, по завершению работы аккуратно убрать на место ит.д.).
     
Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.
     
Каждый воспитатель, занимающий активную педагогическую позицию, старается вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей. Но зачастую родители недостаточно охотно откликаются выйти на уровень совместной проектной деятельности с ребенком, на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними,  в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
      
Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». И оно должно быть нетрадиционным.
     
А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
     
Удачной находкой являются интерактивные формы взаимодействия с родителями через проектную деятельность.
     Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним. Воспитатель, включая  дошкольников в проектирование собственной деятельности, обеспечивает тем самым  развитие познавательной и творческой активности  воспитанников. Развитие познавательной и творческой активности проявляется у детей в поисковых действиях, оно развивает их стремление к новой социальной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность, в свою очередь, развивает умения определять возможные методы решения проблемы при участии и помощи взрослых, что способствует вовлечению родителей в жизнь детского сада, сподвигает их к активному продуктивному партнерству с собственным ребенком, с детским коллективом, с сотрудниками учреждения.

      В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях.

 Родитель :

         консультант;

         отслеживает выполнение плана;

         решает оперативные вопросы;

         помогает в подборе материала;

         помогает в предварительной оценке проекта;

         участвует в подготовке презентации.

     Для планирования работы с родителями по развитию познавательной и творческой активности дошкольников в процессе проектной деятельности было необходимо провести анкетирование родителей с целью выяснения их компетенций в данном вопросе. Родителям предложены следующие вопросы  анкеты:

         Что такое познавательная и творческая активность дошкольников?

         Как развивать у дошкольника познавательную и творческая активность?

         Знаете ли вы о проектной деятельности?

         Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

         С какого возраста  нужно организовывать работу в этом направлении?

         Нужна ли вам информациями по данной теме?

         Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

         Окажете ли вы ему помощь?

     По результатам анализа анкет видно, что родители знают о значение способах развития познавательно и творческой активности дошкольников (58%);   слышали о проектной деятельности дошкольников и считают ее  нужной и полезной  (15%) , хотят получить подробную информацию по теме (91%), окажут помощь детям (87%).

 

Вывод:

     Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей, а это  для ребёнка это  гораздо больше, чем беседы и нравоучения. Вырастает авторитет родителей в глазах ребенка. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию  «семья»!

     У родителей повышается компетентность в вопросах детского проектирования – они активно участвует в образовательном процессе ДОУ; повысились знания о возрастных закономерностях  развития дошкольника и умения формировать познавательную активность в условиях семьи.

     Родители научились адекватно оценивать возможности и развитие своих детей: познавательную и творческую активность; общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...

Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»

В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...