Проект "Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста МБДОУ "Харбятский детский сад" с ОО "Боевое Братство" и другими организациями
проект (старшая группа)

Гонгорова Баярма Владимировна

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ  с общественной организацией «Боевое братство» направлен:

 - На организацию взаимодействия с общественной организацией «Боевое братство» по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 - На обеспечение условий для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиска форм и методов в рамках сотрудничества и создания внутри ДОУ детской организации «Орлята» для формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Основная проблема: В ходе проведенных педагогических наблюдений было выявлено, что:

- у воспитанников не достаточно сформированы компетенции о героическом прошлом России, о героях военных действий, живущих в нашем селе;

- дети плохо понимают особенность российского патриотизма;

 -дошкольники затрудняются в понимании содержания понятий «Родина», «Защитник Родины», «Отечество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_grazhdan_gongorova.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Аннотация проекта

       Проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ  с общественной организацией «Боевое братство» направлен:

 - На организацию взаимодействия с общественной организацией «Боевое братство» по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 - На обеспечение условий для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиска форм и методов в рамках сотрудничества и создания внутри ДОУ детской организации «Орлята» для формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Основная проблема: В ходе проведенных педагогических наблюдений было выявлено, что:

- у воспитанников не достаточно сформированы компетенции о героическом прошлом России, о героях военных действий, живущих в нашем селе;

- дети плохо понимают особенность российского патриотизма;

 -дошкольники затрудняются в понимании содержания понятий «Родина», «Защитник Родины», «Отечество»

         В связи с этим, для дальнейшего развития и совершенствования эффективной системы патриотического воспитания маленьких граждан, воспитания у них любви к Отечеству, готовности проявить свои лучшие качества в различных сферах общественной жизни, ДОУ и общественная организация «Боевое братство» включились в совместную работу по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Актуальность темы: Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время.

             В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость».

            Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. ФГОС дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Только сложив наши усилия вместе, мы сможет добиться успеха в столь нужном России деле — воспитании юных российских граждан, настоящих сыновей и дочерей единого Российского Отечества.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта: 1 год (с 01.09.2023г. по 30.06.2024 г.)

  1.  Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители, общественная организация «Боевое братство», жители села Харбяты, МБОУ «Харбятская ООШ», СДК с. Харбяты, МАУ ДО «ЦДЮТИК», ТОС «Сэсэг»

     Адресация проекта: Проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта:    

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: долгосрочный.

 Практическая значимость:

         Привлечение в работе с дошкольниками по гражданско-патриотическому воспитанию социальных партнёров в лице семьи и общественной организации «Боевое братство», МБОУ «Харбятская ООШ»  и др.,, позволяет обеспечить условия для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиска новых форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста. Апробируются новые формы взаимодействия с социальными партнёрами по возрождению отечественных культурных традиций и воспитанию в каждом ребёнке гражданина и патриота. Создание внутри ДОУ детской организации «Орлята», способствует проявлению детской инициативы, развитию детского общественного движения, начала исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к культуре и истории родного города, края, страны, сплочения коллектива. Повышает профессиональную компетентность и активизирует творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания. Распространение положительного опыта работы учреждения по теме проекта среди ДОУ Тункинского района.

Цель проекта: Объединение ДО «Орлята» и ОО «Боевое братство» в целостный образовательно-воспитательный процесс в системе гражданско-патриотического воспитания для позитивной социализации дошкольника в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Разработать системную модель воспитания гражданина – патриота Родины, направленную на эффективную комплексную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей в микросоциуме «Детский сад – Семья – ОО «Боевое братство».
  2. Повысить профессиональную компетентность и активизировать творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания.
  3.  Обеспечить условия для социального партнёрства с ОО «Боевое братство», поиска новых форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста – создания ДО «Орлята».
  4.  Развивать у детей начало исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности к культуре и истории родного села, района, республики, страны.
  5. Расширить знания у детей об истории Отечества, устойчивого интереса к её героическому прошлому, Вооруженным Силам РФ, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Родины.
  6.  Формировать в детях навыки сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы.
  7. Создать предметно-развивающую, музейную для личностного развития дошкольника по гражданско-патриотическому воспитанию.

Новизна проекта заключается в эффективном партнерстве ДОУ, общественной организации «Боевое братство» и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, в создании детской организации «Орлята» и предполагает два уровня взаимодействия: внутренний и внешний. Позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО. Направлен на повышение качества образования в ДОУ.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

- Конституция РФ

- Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012г.,

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)П4 от 21.05.2003))

-Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военнопатриотических молодежных и детских объединениях»

- Закон Республики Бурятия от 14 октября 2015 г. N 1328-V "Об отдельных вопросах патриотического воспитания граждан в Республике Бурятия" (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 24 сентября 2015 г.)

- инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

-Программа развития МБДОУ «Харбятский детский сад» на 2023-2026 гг

-Годовой план работы МБДОУ «Харбятский детский сад» на 2023-2024 учебный год.

Сетевое взаимодействие как ресурс гражданско - патриотического воспитания

            Для расширения границ социального партнерства с организациями и учреждениями села Харбяты, Тункинского района по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения организации эффективного межведомственного взаимодействия были заключены договора о сетевом взаимодействии:

1.Военный комиссариат Тункинского и Окинского районов.

2.Общественная организация «Боевое братство».

3.МАУ ДО «ЦДЮТИК»

4.МБОУ «Харбятская ООШ»

5.СДК с. Харбяты

6.Библиотека с. Харбяты

7.ТОС «Сэсэг»

            Проведены совещания с руководителями учреждений и ОО «Боевое Братство» на предмет согласования плана совместных мероприятий, рассмотрения предложений по данному виду деятельности от сетевых партнеров.

            Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района способствует повышению профессионализма педагогических работников. Совместная деятельность по разработке и реализации социальных проектов положительно сказывается на сплочении педагогического сообщества. В процессе деятельности происходит взаимообучение педагогов, обмен опытом, что благотворно влияет на профессиональный рост не только молодых педагогов, но и оттачивает мастерство зрелых и опытных.

Механизмы реализации проекта

 Проект реализуется в рамках Программы развития МБДОУ «Харбятский детский сад», целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС  ДО.

 Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

В качестве соисполнителей проекта выступают ОО «Боевое братство»,. Общественной организацией «Боевое братство»,МАУ ДО «ЦДЮТИК», МБОУ «Харбятская ООШ», СДК с. Харбяты, Библиотека с. Харбяты, ТОС «Сэсэг»

 Взаимодействие с ними заключается в рамках договора о сотрудничестве.

Условия реализации проекта

             Для выполнения задач  проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: МБДОУ»Харбятский детский сад» работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке  проекта, есть необходимая материально-техническая база. Имеются хорошие условия для развития сетевого взаимодействия. Это близость расположения к МБОУ «Харбятская ООШ»,  музея, поселенческой библиотеки, сельского Дома культуры, КСК (спортивный комплекс) Эта особенность позволяет использовать материальные ресурсы сетевых партнеров при проведении образовательного процесса с воспитанниками МБДОУ «Харбятский детский сад».

Этапы реализации проекта: (2023-2024 учебный год). Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный, планово-прогностический (август 2023г.)

2 этап - практический, основной (сентябрь 2023г – май 2024г.)

3 этап – аналитический (июнь 2024г.)

Этап

Содержание этапа

Ожидаемый результат

I этап подготовительный: август 2023 год

Анализ проблемы.  Определение цели и задач проекта, основных направлений его реализации, определение ожидаемых результатов Формирование творческой группы

Создание команды единомышленников. Повышение профессионального мастерства.

 Разработка плана мероприятий сотрудничества МБДОУ «Харбятский детский сад» с:

  1. Общественной организацией «Боевое братство».
  2. МАУ ДО «ЦДЮТИК»
  3. МБОУ «Харбятская ООШ»
  4. СДК с. Харбяты
  5. Сельская библиотека
  6. ТОС «Сэсэг»

Составление плана взаимодействия и сотрудничества ДОУ с:

1.Общественной организацией «Боевое братство».

2.МАУ ДО «ЦДЮТИК»

3.МБОУ «Харбятская ООШ»

4.СДК с. Харбяты

5. Сельская библиотека

6.ТОС «Сэсэг»

сентябрь-май

Поднятие государственного флага РФ

Воспитание патриотизма

II этап Практический основной: сентябрь-май 2023-2024 гг.

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей, педагогов по теме «Что такое патриотическое воспитание и его роль в формировании позитивной социализацию дошкольников?
  2. Проведение родительского собрания об организации в старшей группе ДО гражданско-патриотической направленности «Орлята»

Октябрь

1. Встреча с общественной организацией «Боевое братство» (знакомство .детей с участниками боевых действий

2. Совместное посещение ОО «Боевое братство» с детьми обелиска павшим в ВОВ.

3. Участие во Всероссийской акции «Письмо солдату», «Посылка солдату»

 Ноябрь

1. Разработка положения о детской организации

гражданско-патриотического направления «Орлята» среди детей старшей группы.

2. Посвящение дошкольников в Детскую Организацию «Орлята» с приглашением ОО «Боевое братство», школьного отряда «Юная армия».

 3.Районный конкурс детских рисунков «Моя любимая Родина».

4. Шашечный турнир детей с ОО «Боевое Братство) (Районный уровень)

Декабрь Создание предметно-развивающей среды в ДОУ: создание в старшей группе центра по гражданско-патриотическому воспитанию, мини-музея «Боевая слава и доблесть России»

Январь Совместная викторина по патриотическому воспитанию «Моя родина - Россия» (родители, дети)

Февраль 

  1. Спортивный конкурс «А ну-ка парни!» (папа и ребенок) (Районный уровень)

Март

1. Создание альбома «Защитники моей семьи»

Апрель 

1.Творческий конкурс детско-взрослых проектов «Мои защитники» (Районный уровень)

Май 

 1.Конкурс чтецов ко Дню Победы «Поэтические строки о войне»

2.Посещение обелиска павшим в ВОВ. Возложение цветов. Акция «Бессмертный полк» Участие детей в концертной программе посвященной 9 мая

3. Конкурс патриотической песни «Горжусь тобой, моя Россия!» ( Районный уровень)

В течение года организация работы ДО «Орлята»: - сотрудничество и взаимодействие с ОО «Боевое братство» , с другими организациями (совместные конкурсы, встречи, экскурсии, праздники, патриотические акции: Бессмертный полк, возложение цветов к памятникам)

- организация работы по соблюдению чистоты и порядка в группе и на участке ДОУ;

 - помощь каждому, кто в ней нуждается (пожилой, друг, близкий, животные, птицы и т.д.) - координация шефской работы в младших группах;

 - приобщение воспитанников к здоровому образу жизни;

- фольклор, традиции, краеведение.

- экологические акции: защита и сохранение окружающей среды

Июнь

Итоговое мероприятие: Военно-патриотическая игра «Зарница» (Районный уровень)

1..Повышение профессиональной компетентности и активизация творческого потенциала педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников. 2.Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта

3. Развитие у детей начала исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности к культуре и истории родного села, республики.

4. Расширение знаний у детей об истории Отечества, устойчивого интереса к её героическому прошлому,

Вооруженным Силам РФ, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Родины. 5. Укрепление партнерских отношений с членами ОО «Боевое братство», создание условий для позитивной социализации дошкольников.

6. Формирование в детях навыков сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы.

III этап аналитический: июнь 2024

Анализ результатов работы Самоанализ эффективности проекта Публикация и размещение на сайте ДОУ методических материалов проекта публикация в районной газете «Саяны», проведение вебинаров, онлайн встреч и презентаций с руководителями и педагогами ДОУ Тункинского района.

Рост показателей у детей поведенческой сферы становления гражданственности, связанного с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности

Ожидаемые результаты реализации проекта:

 1.Реализация плана взаимодействия и сотрудничества ДОУ с организациями села, района и с общественной организацией «Боевое братство», укрепление партнерских отношений, создание условий для позитивной социализации дошкольников.

2.Повышение профессиональной компетентности и активизации творческого потенциала педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

3.Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта.

 4.Создание внутри ДОУ детской организации «Орлята» для формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

 5.Развитие у детей начала исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности к культуре и истории родного города, края, страны, расширение знаний об истории Отечества, устойчивого интереса к её героическому прошлому.

 6.Формирование в детях навыков сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы.

Предполагаемые продукты:

1. Создание буклетов, оформление фотоальбомов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с общественной организацией «Боевое братство» и другими организациями села, района.

2. Создание внутри ДОУ детской организации гражданско-патриотической направленности «Орлята»

Перспективы распространения Проекта: В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов района, республики, страны в качестве руководства по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с другими организациями и с общественной организацией «Боевое братство» и создания детской организации «Орлята» внутри ДОУ.

Возможности дальнейшего развития проекта: 

Реализация проекта позволит продолжить работу по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста не только в дошкольном учреждении, но и на районном уровне.

Список литературы:

1. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: учеб. пособие / О.Н Баранникова. — М.: Аркти, 2007. — 25 с.

2. Завьялова, Ю.Ю. Служить Отчизне: список литературы по военнопатриотическому воспитанию детей и молодежи / Ю.Ю. Завьялова. — Петрозаводск: ДЮБ РК, 2005. — 15 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». — М.: 2001. — 56 с.

4. Ковылева, М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М.В. Ковылева. — Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

5. Козлова, С.А. Я — человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. — М.: Владос, 2001. — 94 с. 6. Маханева, Н.Д. Нравственно-патриотическое воспитание. — М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»

На  этом  докладе  о  гендорном  воспитание  детей  старшего  возраста....

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНЫМ ПРАВАМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческ...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»

laquo;Из чего же, из чего же, из чего же?..» - наверное, каждый вспоминает эту шутливую детскую песню, когда речь заходит о гендерных различиях.Ребенок рождается с определенным биологическим по...

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду»

Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лиш...