"Веб-квест как форма активизации познавательных компетентностей у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
статья (подготовительная группа)

Волкова Виктория Анатольевна

В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями государством поставлена достаточно важная задача: подготовить молодое поколение, владеющее универсальными компетентностями. Необходимость формирования универсальных компетентностей у дошкольников определяется ФГОС ДО.  Они формируются в ходе всего образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, познавательной, трудовой и др.). Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования дальнейших жизненных компетенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ped_chteniya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

"Веб-квест как форма активизации познавательных компетентностей

у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Волкова Виктория Анатольевна,

 старший воспитатель, 1 кв. категория,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок»

В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями государством поставлена достаточно важная задача: подготовить молодое поколение, владеющее универсальными компетентностями. Необходимость формирования универсальных компетентностей у дошкольников определяется ФГОС ДО.  Они формируются в ходе всего образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, познавательной, трудовой и др.). Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования дальнейших жизненных компетенций.

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.

Проблема заключается в том, что современных детей становится всё сложнее заинтересовать образовательным процессом, поскольку все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки и т. п. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны технических средств, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Нами активно используются разнообразные подходы, методы и средства такие как: интерактивная игра, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, экспериментирования и многое другое.  

Одним из таких инновационных средств является образовательный веб-квест. Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольника.

WEB-квесты для детей в сопровождении родителей созданы, чтобы побудить детскую любознательность, и стимулировать собственную активность ребенка: познавательную активность (желание узнать новое); коммуникативную активность (желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с родителями.

Web-квест для дошкольников– это совместная и/или самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети интернет.

Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий.

В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет игрокам перейти на следующий этап., но, если задание выполнено с ошибками, увы, дольше хода нет. Чтобы пройти дальше надо постараться выполнить задание правильно.

При прохождении этапов ребёнок и взрослый, действует сообща. Игроков сопровождает инструктор «Инструктор - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации взаимодействия.

Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Понятно, что и для дошкольного возраста идея квеста идеально подходит: дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату. Это, несомненно, творческий акт, и в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, развивается воображение. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

азвивающие - развитие интереса к предмету, творческих способностей; воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.

Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме

Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме

 А для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать некоторым принципам: здания – не должны быть чересчур сложны для ребёнка и задания должны быть логически связаны друг с другом.

Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

Во время прохождения квеста необходимо использовать разные виды детской деятельности.

И конечно же, после прохождения квеста должен быть виден конечный результат.

Сам веб-квест можно создать в конструкторе сайтов Wix.com.  Этот самый популярный конструктор сайтов в мире, который обладает обширным базовым набором инструментов и параметров для их настроек. Данный сайт подходит как начинающим вебмастерам, так и опытным разработчикам. Первые оценят его простоту и большое количество привлекательных шаблонов, вторые — мощность визуального редактора и продвинутые инструменты для работы с кодом.

Задания для веб-квеста, который будет представлен, я создавала в программе Лёнин эпс. Данная программа позволяет создавать не только кроссворды, но и такие задания как: «Найди пару», задания на классификацию, викторины с выбором ответа, пазлы, задания «Поставь по порядку», сортировка картинок и др. Задания для знакомства с новой информацией являются примитивными и представляют собой самый простой пример использования интернета как источника информации – таким источником, например, является  Детский портал «Пустунчик».

Любой веб-квест предполагает не только поисковую, но и творческую деятельность. Ознакомившись с новой информацией, дети сами могут сочинить ту или иную историю. И выслать для оценки педагогу.

Пройдя любое испытание дети хотят получить поощрение. Таким поощрением в нашем веб-квесте является – просмотр мультфильма.

Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

Таким образом, квест – это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные способности, а также духовно-нравственные качества. При проведении детско-родительских квестов, родители активно включаются в жизнь своих детей, что способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через развивающие игры.

В данной статье представлены развивающие игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».

Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...

Презентация "Применение ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Презентация содержит обоснование и наглядные примеры применения ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста...

«Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность»

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности познавательного развития детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс с...

«Игры для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Программа  дошкольного образовательного учреждения направлена на физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом большое внимание обращается на развитие ин...

Программа самообразования «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым ...