времена года (дети шестого года жизни) формы рабты
методическая разработка (старшая группа)

Расширить и закрепить знания и представления детей об климате родного края. 

  • Развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • Привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • Развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по теме: «Времена года» на год с детьми шестого года жизни

Времена года (дети шестого года жизни)

Времена года

тема

Цель; задачи

Формы работы

Сентябрь-ноябрь

осень

  • Расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
  • Углубить  представления об изменениях в природе  осенью;
  • Развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • Привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • Развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной)

Беседы: беседа - рассуждение «В чём различия между концом лета и началом осени?»,  «Ветер тучи нагоняет», «Дни короче - длиннее ночи» «Осень - погод восемь»

Игры: дид. игры «Явления природы», «Вершки и корешки», «Плод- косточка», лото «Птицы», алгоритм «Как хлеб на стол пришёл», «Полезные - вредные насекомые», «Было, есть, будет»

Заучивание стихов об осени

Чтение художественной литературы:

А. Фет «Осень», Г. Скребицкий «Осень», К. Ушинский «Четыре желания», М. Глинская «Хлеб», укр.нар.сказка «Колосок»

Выставка книг и иллюстраций «Золотая осень»

 Прослушивание музыкальных произведений «Падают листья...» Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен,
«До свиданья, осень», Слова И. Яворовской Музыка А. Кудряшова

Рисование «Осенний пейзаж»

Аппликация «Корзинка с грибами»

Лепка «Урожайный год»

Составление  творческих рассказов:

«Зайцы готовятся к зиме еще осенью».

«Как белка готовится к зиме?»

Составление рассказа по сюжетным картинкам

«Явления природы»

«Золотая осень» (рассказ по картине-пейзажу)

Экскурсия в осенний цветник

Труд в природе: сбор семян календулы, осенних цветов для гербария

Наблюдения и эксперименты: «Почему осенью листья желтеют?»- взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения. «Как листья падают» Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Оформление экологической газеты «Осенние новости»

Осенний праздник «Осень золотая»

Декабрь-февраль

зима

  • Продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы.  Свойствами снега белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий.
  • Обобщать и систематизировать знания о птицах, животных, об особенностях их поведения в зимний период;
  • Обобщать и расширять знания об особенностях зимней природы. Воспитывать заботу и доброе отношение к животным и птицам, стремление помочь им в трудное время.
  • Развивать чувства прекрасного к природе.
  • Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях.
  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в зимнее время года

Беседы:   «О пользе зимних прогулок на свежем воздухе»  «Зима в нашем крае», «Снеговик ты, снеговик с детства к холоду привык»

Игры: дидактические «Назови 5 примет зимы»,

«Отгадай, кто, где стоит?

«Что нам нравится зимой»,

«Выложи узор из льдинок.» «Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

«Найди такую же снежинку»

Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».

Иллюстрации, фото зимних пейзажей

Заучивание стихотворений о зиме

Чтение художественной литературы:

Сказка «12 месяцев»

«Зимовье зверей» Русская народная сказка

И. Никитин «Встреча зимы»

В. Даля «Старик годовик»

Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»

Н. Носов «На горке»

Г. Андерсен «Снежная королева»

Л. Воронкова «Снег идет»

Работа с календарем природы.

Занятия:

Рисование «Снежинки-балеринки»

Аппликация «Снеговики»
Лепка  
«Зимние забавы»

Целевые прогулки.

«Экологическая тропа ДОУ»

«В зимний сквер».

Акция «Птицы – наши соседи на земле»: раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.

Цикл наблюдений:  за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

за красотой и богатством зимних красок

за птицами

за деревьями, растущими на территории детского сада

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом («Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?», «Замерзание жидкостей»).

Слушание музыки детские песни :«Зимняя сказка», «Кабы не было зимы..», «Весёлая зима», «Раз морозною зимой», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского музыка, разучивание песен.

Выставка рисунков «Зимушка-зима».

Праздник «Новогодняя сказка»

Март-май

весна

  • Расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей весной;
  • Расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;
  • Продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами, поговорками;
  • Развивать интерес к родной природе родного края

Беседы: «Весна», «Признаки весны», «Птицы весной», «Весна в гости к нам пришла»

Игры: Дидактические игры «Наряды матушки земли» «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Найди и промолчи», «Бывает – не бывает»

Работа с лэпбуком «Весна» 

Фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц»                

Чтение художественной литературы: 

В. Бианки «Прилет, пролет, отлет», Е. Чарушин «Лисята», Г. Скребицкий «Четыре художника», «Весна»,  А. Фет «Весна»

 Прослушивание музыкальных произведений: «Емелюшка – чернозем», «Здравствуй милая Весна», «Весенняя капель», «Ласточка».

 музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Романс М. Глинки «Жаворонок»

Хороводная игра «Солнышка лучи», «Жаворонок», «Веснянка»

Просмотр познавательного фильма «Давай поговорим о весне»

Рассматривание картин: И.И. Левитан «Ранняя весна», А.К. Саврасов «Весна», С. Герасимов «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», Б. М. Кустодиев «Весна»

Занятия:

Рисование  «Ранняя весна»

Аппликация: «Красивые цветы в вазе»

Лепка «Птички»

Экскурсия по участку детского сада, в «Уголок леса», на цветник детского сада

Наблюдение за весенними изменениями в природе во время прогулок

Выставка детско-родительского творчества «Красавица весна».

Июль-август

лето

  • Продолжить формировать представления о летних погодных явлениях;
  • Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу.
  • Устанавливать взаимосвязь между погодными явлениями и  изменениями в жизни животного и растительного мира
  • Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования
  • Воспитывать у детей любовь к природе

Беседы:  «Что такое лето?», «Почему бывает так?», «А что будет, если…», «Когда солнце друг, а когда враг», «Что нужно растениям для жизни?», «Откуда идёт дождь?», «Что такое град», «Как появляется радуга», «Почему возникает ветер?»,

Игры: «Я загадаю, а вы отгадайте» «Объясни почему» Игровое упражнение «Предскажи погоду» «Какой ветер?» подв.игры «Обгони ветер» «Не замочи ног»

Опыты: Делаем радугу

Изучение свойств песка

Туман в банке

Как появляется роса

Чтение и заучивание Стихи:

Барто А. «Гроза»;

Бычков Н.: «Василёк», «Клевер», «Одуванчик», «Астры».

Синявский П. «Грибная электричка»;

Ушан Е. «Лесные прятки»

Рассказы: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива»,

М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето»

Рассматривание разных явлений природы на иллюстрациях

Составление описательных рассказов

По сюжетным картинам «Лето»

Наблюдение «Где какая растёт трава», «Ливень», «Дождь моросит», «Солнце утром, днём и вечером»,  «Ветер в облаках», «Ветер в кронах деревьев»

Просмотр презентации и научных фильмов о  летних природных явлениях

Экскурсия в цветник и огород детского сада.

Труд Работа в цветнике.

Изготовление вертушек, султанчиков, воздушного змея.

Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.

Сбор природного материала.

Наведение порядка на участке. Рыхление и полив песка в песочнице.

Занятия:

Рисование «Солнечная полянка»

Аппликация «Радуга» (обрывание)

Лепка «Под зонтиком»

 Вернисаж работ детей «Мое лето»

 Изготовление лэпбука «Лето»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Игры для детей шестого года жизни"

Семинар-практикум для родителей дошкольников. Как организовать несложные игры дома......

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Цикл занятий по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни и укреплению здоровья детей шестого года жизни

Этот цикл занятий поможет научить детей осознанно относиться к своему здоровью....

Тематическое родительское собрание в группе детей шестого года жизни комбинированной направленности Тема «Безопасность детей в наших руках».

Тематическое родительское собрание в группе детей шестого года жизни комбинированной направленности Тема «Безопасность детей в наших руках»....

«Времена года» дети четвертого года жизни

Формы работы по теме: «Времена года» на год с детьми четвертого года жизни...