Раннее музыкальное развитие и ее влияние на детей.
статья

Ахметьянова Эльвира Гайрадовна

Влияние музыки на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki.docx18.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки

на готовность детей к школе

Не так уж редко возникает ситуация, когда ребенок умеет читать и писать, но, тем не менее, оказывается не готовым к обучению в школе. Почему? Все дело в том, что интеллектуальная готовность прежде всего предполагает развитие позна-вательных процессов и наличие кругозора.

К познавательным про-цессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в то же время эффективным средством обретения вышеперечисленных способнос-тей является… музыка!

В.А. Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Благотворное влияние музыки на становление личности известно еще с древности. Пифагор говорил, что мир основан посредством музыки и может управляться ею. Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают: музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.

Вот как влияют на ребенка разные виды музыкальной деятельности:

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха  и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности.

В музыкально - ритмической деятельности ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем оно сложнее и объемнее, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее задействуется слуховое внимание. Кроме того, дети, используя движения, подходящие для той или иной песни или мелодии, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы, как восприятие, внимание, память и мышление.

Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом, разрабатывается мелкая моторика. Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также может способствовать развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат: духовые – «ближе – дальше» или «верх – низ», фортепиано, металлофон – «право – лево».

Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление: способность анализировать картину, «нарисованную» звуками, а затем – «рисовать» ее самостоятельно в воображении. Внимательное слушание музыки – один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности. Такого рода сосредоточенность в дальнейшем пригодится для изучения математики и точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идет синхронизация их работы, и это – первый шаг на пути к гениальности.

В целом у подрастающего человека ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность, и изменяются к лучшему даже психофизиологические характеристики мозга, а значит и способность к обучению.

Отдельно можно сказать и о детском творчестве. Рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детьми цветовой гаммы, а также позволяет снять внутреннее напряжение, взбодриться и сосредоточиться на выполнении задания.

Рекомендуется использовать на занятиях рисованием произведения следующих композиторов-классиков: П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других.

А вот перечень музыкальных произведений, помогающих при определенных психологических состояниях. 

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности подойдут мазурки Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса, «Мелодия» А. Рубинштейна.

Для понижения раздражительности, усиления чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата №2 И. Баха, «Лунная соната» Л. Бетховена.

Для общего успокоения – II часть Шестой симфонии Л. Бетховена, «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта.

Улучшат общий жизненный тонус, самочувствие и настроение III часть Шестой симфонии П. Чайковского и увертюра «Эгмонд» Л. Бетховена.

Для уменьшения агрессивности и других негативных чувств - «Итальянский концерт» И. Баха, «Симфония» Й. Гайдна.

Для лучшей концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, Симфония №5 Ф. Мендельсона.

Давайте вместе откроем для ребенка мир музыки! Положительные результаты точно не заставят себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Занятия музыкой с малышами - занятие увлекательное и очень важное. На занятиях музыкой ребёнок учится раскрепощаться, быть собой, творчески себя проявлять. Малышам, лишённым родительского внимания, та...

Раннее музыкальное развитие детей

Особенности раннего музыкального развитияПрактически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сего...

Методическая разработка организации системы досугов здоровья с использованием технологии раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых для работы с детьми 1-й младшей группы ДОУ.

Методическая разработка организации системы досугов здоровья с использованием технологии  раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых для  работ...

Консультация для родителей:"Раннее музыкальное развитие детей"

Консультация для родителей:"Раннее музыкальное развитие детей"...

Консультация "Раннее музыкальное развитие детей"

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начи...