Семинар-практикум для педагогов «Особенности организации работы с детьми с ОВЗ в ДОУ».
методическая разработка

Куратова Анна Анатольевна

Материал будет полезен воспитателям и специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_rebyonok_s_ovz.docx155.55 КБ
Файл ovz.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ в ДОО».

Цель — повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи:

• формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

• познакомить педагогов с особенностями организации работы с детьми в ДОУ;

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ, формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;

• снятие психологических барьеров, развитие навыков работы в команде, оказание психотерапевтической помощи участникам.

Ход семинара — практикума.

Для начала, хотелось бы напомнить, что программа «Доступная среда» преследует цель  безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для детей, имеющих  особые образовательные потребности.

С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах образовательного учреждения, в коллективе сверстников, в прямом взаимодействии с педагогом. Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашего детского сада и которые мы должны учитывать при работе с ними.

  1. Теоретическая часть.

С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 1996 года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психолог: Часто возникает вопрос «Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?».

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

 Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

У детей с ОВЗ как правило наблюдается:

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
  • неравномерная работоспособность;
  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
  • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
  • нарушения мелкой и крупной моторики.

Как мы с вами видим, количество детей с ОВЗ с каждым годом неуклонно растет.
Предлагаю всем вспомнить, что дети с ОВЗ-это дети с нарушением физического и (или) психического развития.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» воспитанников:
(на экране)

Чаще всего мы с вами в нашей работе сталкиваемся с детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, РАС, СДВГ и УО.
Статус ребенка с ОВЗ дети получают, проходя территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Самостоятельно ни специалисты, ни педагоги  присвоить данный статус не могут.

Итак, рассмотрим ситуацию, когда в ДОУ приходит ребенок с ОВЗ.

Вы педагоги   первые, кто может заметить, что ребенок не такой как все.
Часто эти дети занимают на много больше вашего внимания, чем их сверстники.

Как мы с вами понимаем, не каждый воспитатель подготовлен для работы с детьми с ОВЗ.

  1. Ваш первый шаг – это налаживание хорошего контакта с родителем.

Если первый шаг пройден, и вы находитесь в «кругу доверия», в работе с ребенком будет виден прогресс в усвоении материала, т.к. родитель чувствует ваше участие и старается вам содействовать.

  1. Второй шаг – взаимодействие со специалистами ДОУ.

Учителя-логопеды, психолог  с периодичностью, посещают группы для диагностики и наблюдения детей.

Вы можете обратить внимание специалистов на то, что вас беспокоит в адаптации или поведении ребенка.

Родители не обязаны сообщать сотрудникам ДОУ  о медицинских особенностях или диагнозах своего ребенка.

Сотрудники ДОУ, в свою очередь, должны с пониманием отнестись к нежеланию родителей откровенно говорить о проблемах детей.

Работа с таким ребятами, бывает сложной и требует от воспитателей больших психоэмоциональных, а  так же и физических затрат.

  1. Практическая часть:

 Упражнение «Поводырь»

Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего выполняет ряд игровых упражнений, слушая его команды, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники меняются ролями.

Обсуждение: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы с закрытыми глазами двигались, какие ощущения вы испытывали? Комфортно ли было выполнять инструкции с закрытыми глазами?

Дети с ОВЗ испытывают подобные ощущения, попадая в новые  условия ДОУ, и поэтому нуждаются в особом внимании и поддержке с вашей стороны.

В детском саду работает психолого-педагогический консилиум, далее ППК.
После  наблюдения и диагностики, членами ППк (специалисты ДОУ) принимается решение  по выводу детей на ТПМПК, где  дети проходят комиссию и получают заключение о получении статуса ОВЗ и рекомендации для специалистов ДОУ для написания индивидуальных образовательных маршрутов.
Далее после разработки ИОМ специалисты дают рекомендации по работе с ребенком ОВЗ воспитателям, если этого требует заключение ТПМПК.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается разделиться на три группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка с ОВЗ. Задача команды представить портрет остальным участникам в произвольной форме (в нашу группу пришел мальчик/девочка имя, возраст с такими особенностями: перечисляют).

После представления группой своего «ребенка» все остальные участники дают свои варианты ответов на вопрос: к какой категории детей с ОВЗ относится этот ребенок, и рекомендации по работе с ним.

Вид нарушения________________________

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

К кому и за какой помощью он может обратиться?    

Упражнение «Мать особого ребенка».   

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий завязывает те  символические значения частей тела,  которые обсуждаются участниками. Группа участвует в обсуждении.

Символическое значение:

 Глаза Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии психолога: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир.

История о бегунах: 

«Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя».

                                       

   Нашу встречу хотелось бы закончить одной мудрой  притчей.

  Притча «Горчичное зерно» 

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

https://www.vkdp.ru/upload/iblock/02f/02f783530fd3e470ceaea9a35f9394ce.jpg

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ

Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие

успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.

Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!

  • Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации.

Например, на занятиях по художественно- эстетическому развитию детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.

  • Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.
  • Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
  • Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  • На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
  • Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»

«Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»

Рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний; отказывается от учебных занятий; не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами; не играет с другими детьми; самостоятельно не одевается; не умеет пользоваться ложкой; кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, вредный, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.


2. Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т.д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его поведение.


3. Проведите беседу с родителями малыша. В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к  психологу.


4. Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой (подгруппой) детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов, конструктора «Лего», строителя и т.д.) или попросите младшего воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне).


5. Во время прогулки держите малыша в поле зрения. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей - находиться на территории своего группового участка, поэтому могут уйти или убежать даже за пределы детского сада.


6. Никогда не заставляйте ребенка есть то, что едят остальные дети группы. Аутичный ребенок, как правило, имеет плохой аппетит и крайне избирателен в еде, поэтому договоритесь с родителями о том, как можно организовать питание малыша. Например, приносить в детский сад какие-либо продукты (безопасные).


7. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т.д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок не понимает обращенной речи.


8. Помогите ребенку освоить навык самостоятельного одевания и раздевания. Большинство детей с РАС не способны овладеть этим навыком без специального обучения. Это связано либо с нарушениями в моторном развитии ребенка, либо непониманием последовательности действий. Поэтому целесообразно в раздевалке группы разместить схему одевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми.

  1. правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя
  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материал на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

Рекомендации педагогам по работе с детьми,

имеющими нарушения речи.

Особое внимание уделяйте созданию условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

  • Уделяйте внимание созданию обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
  • Воспитывайте общее и речевое поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания и сознательного восприятия речи.
  • Расширяйте кругозор детей на прогулках, в режимных моментах, бытовых ситуациях.
  • Уточняйте имеющийся словарь детей, расширяйте пассивный словарный запас, активизируйте его по лексико-тематическим циклам.
  • Формируйте обобщающие понятия.
  • Развивайте представления детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
  • Обучайте детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.
  • Развивайте общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
  • Развивайте память детей путем заучивания речевого материала разного вида.
  • Развивайте диалогическую речь детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
  • Развивайте умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов: «Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы» Подготовила: Педагог-психолог Куратова А.А.

Слайд 2

Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья? «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение качественного образования, без дискриминации.

Слайд 3

Детей с ограниченными возможностями здоровья подразделяют на группы: Дети с тяжелыми нарушениями речи; Дети с нарушением зрения ; Дети с нарушением слуха; Дети с патологиями опорно-двигательного аппарата ; Дети с задержкой психического развития; Дети с интеллектуальными нарушениями; Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Диагностические группы детей раннего и дошкольного возраста

Слайд 4

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 5

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Слайд 7

У детей с ОВЗ как правило наблюдается : *низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками); *отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения; неравномерная работоспособность; *отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания; *выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве. *нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. *снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. *нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной , структурно нарушенной; *нарушения мелкой и крупной моторики.

Слайд 8

Работа воспитателя с детьми с ОВЗ включает в себя: Создание обстановки эмоционального благополучия детей Развитие у детей навыков самообслуживания Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей Закрепление речевых навыков Создание развивающей среды Обеспечение охраны жизни и здоровья Осуществление целостного педагогического процесса Развитие навыков социализации Так же воспитатель проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой Организует совместную и самостоятельную деятельность детей: - воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; - организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); - применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе.

Слайд 9

Психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми ОВЗ Принимать ребенка таким, какой он есть Как можно чаще общаться с ребенком Избегать переутомления Использовать упражнения на релаксацию Не сравнивать ребенка с окружающими Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что Обращаться к ребенку по имени Не предъявлять ребенку завышенных требований Стараться делать замечания как можно реже Оставаться спокойным в любой ситуации

Слайд 10

Мои внутренние ресурсы в работе с детьми ОВЗ Знания Умения Навыки Убеждения Интеллект Опыт Здоровье Интересы Способности(задатки) Характер Настроение Самообладание Мировоззрение Воля Самооценка Позитивное мышление Темперамент Ценности Эмоциональные и психические состояния

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Консультация для педагогов "«Особенности организации работы с детьми по художественно – эстетическому развитию (продуктивная деятельность) на свежем воздухе в условиях проведения летней оздоровительной кампании»

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом у...