Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
план-конспект занятия (старшая группа)
· По доминирующей деятельности: (познавательно- информационный)
· По количеству участников: (групповой)
· По характеру контактов: (среди детей одной группы)
· По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Заявитель: дети (старшая группа)
Автор проекта: воспитатель
Недряга Марина Александровна
Структура проекта
Актуальность
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.
Ознакомление детей с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Постановка проблемы.
Дети, поступающие в детский сад , как правило не знают, не могут ответить кем работают родители, назвать их профессию.
Поэтому, задача по формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе, в жизни каждого человека очень важна.
Работая в этом направлении, формируются у дошкольников представления о людях труда, интерес к профессиям, способствуя дальнейшему выбору профессии.
Будущая профессия поможет детям успешно адаптироваться в обществе, социуме.
Цель: формирование у дошкольников целостных представлений о различных профессиях и их особенностях.
Задачи:
1. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности взрослых.
2. Расширять знания детей о многообразии профессий, об их трудовых процессах, предметах и орудиях труда (более конкретно познакомить с работой врача, повара, полицейского, строителя, парикмахера) .
3. Активизировать речь дошкольников.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Воспитывать у детей уважение к людям труда.
Ожидаемый результат.
1. Дети должны знать и называть профессии, орудия труда.
2. Иметь представления о некоторых особенностях профессии.
3. Владеть обобщающим понятием «профессии».
4. Понимать значение слова «профессия» и значение выражения
«все профессии важны».
Этапы проекта.
1.Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
- Вхождение детей в проект проходило через анкетирование, во время беседы.
- Взаимодействие с родителями: проведен опрос.
2. Планирование деятельности.
ООД.
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с профессиями»: врач, шофер, повар, полицейский, парикмахер, строитель. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ) .
Цель: Познакомить детей с профессиями. Прививать уважение и интерес к труду людей.
Составление рассказа по теме «Профессии наших мам и пап»
Цель:
Учить детей самостоятельно рассказывать о профессиях своих родителей; развивать монологическую речь, творческое воображение
Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа».
НОД:
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие в страну Профессия».(Занятие по станциям)
Цель:
- Познакомить детей с несколькими видами профессий;
Задачи:
-Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
-Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Экскурсия в медицинский кабинет»
Цель:
-Знакомство детей с профессией врач(медсестра);
Задачи:
- Показать значение данной профессии;
-Воспитывать уважение к труду врача.
Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Украсим платье», «Витамины для Мишутки».
Цель: Продолжать формировать представления о профессиях.
Задачи:
-Закрепление умений в рисовании пальчиками;
-Продолжать развивать чувство ритма, цвета;
Сюжетно – ролевые игры:
• «Семья»
Цель:
формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
• «Магазин»
Цель:
вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
• «Больница»
Цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
• «Строители»
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях;
воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
• «Парикмахерская»
Цель: расширять и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах;
уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Подбери пару» (орудия труда – профессия, «Собери цепочку» (символы: орудия труда, спецодежда, механизмы, действия). Отгадывание загадок.
Цель: расширять знания детей об основных профессиях; пояснить значения пословиц и поговорок о труде, переносное значение выражения «золотые руки»;
повышать мотивацию к получению новых знаний и умений для развития своих способностей и расширения потенциальных возможностей.
Физкультминутки:
«Мы шоферы», «Летчики», «Профессии».
Пальчиковые игры:
«Профессии», «Почтальон», «Строитель», «Будем мы варить компот».
Загадки, стихи.
Работа с родителями.
Рекомендации в родительском уголке, беседы, составление рассказа о своей профессии, приобретение атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
3. Заключительный
- приобретут знания и представления о некоторых профессиях;
- задумаются о важности и необходимости каждой профессии.
- более конкретно познакомятся с трудом врача(медсестры);
- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии;
4. Продукт проекта
Итоговое занятие «Путешествие в страну профессия».
Пополнение РППС атрибутами СРИ.
5 Рефлексия
У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
Более подробно познакомились с трудом врача (медсестры) детского сада и профессиями родителей воспитанников.
Дети получили знания о работе родителей, которые могут применять в сюжетно-ролевых играх.
В группе пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к СРИ.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к их социализации.
Перспектива работы: Изучить взаимосвязь и взаимопомощь людей разных профессий в рамках работы одного или нескольких предприятий (соц. партнеров).
6. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
При организации проекта могут быть негативные последствия: у детей может пропасть интерес к данной теме,
чтобы этого не было, необходимо интересно оформить предметно- развивающую среду, дать ребенку индивидуальное задание, показать, что без его участия ничего не получиться.
Можно подготовить грамоты и призы участника.
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М, 2003.
2. Детям о профессиях: профессия врач. http://pochemu4ka.ru
3. Мы в профессии играем // www.solnet
4. Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач // http://nsportal.ru
5. Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2011
6. Профессии родителей // http://nsportal.ru
Приложение 1
Конспект занятия по познавательному развитию по теме:
«Путешествие в страну Профессий».
Цель: Познакомит детей с миром профессий.
Задачи:
- Познакомить детей с такими профессиями, как повар, врач, шофер, полицейский их трудовыми процессами, с предметами– помощниками;
- Воспитать уважение к труду, вызвать желание трудиться;
- Активизировать речь детей.
Материалы:
- картины из цикла «Профессии»: «Врач», «Шофер», «Повар», «Полицейский», «Парикмахер», «Строитель»;
- кукла, мешочек с игрушечными предметами: руль, градусник, шприц, кастрюля, расческа, ножницы, инструменты, сковорода, жезл.
- 2 миски, в корзине муляжи продуктов: лук, морковь , капуста, помидор, перец, яблоко, лимон, груша;
- магнитофон и диск с песней «Мы едем, едем, едем…».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель
– Ребята, сейчас вы все ходите в детский сад, а когда вырастите, будете работать (кто-то врачом, кто-то учителем) также как сейчас работают ваши родители. Вы знаете, кем они работают?
- Кем работает твоя мама? (ответ)
- А что она делает на работе? (ответ)
- А кем работает твоя мама? (ответ)
- А что делает на работе твоя мама? (ответ)
- Молодцы, ребята. Очень интересные нужные профессии у ваших родителей. А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Профессий».
Едем под песню «Мы едем, едем, едем…» Показ презентаций «Такие разные профессии»
1 СТАНЦИЯ «Кто эти люди? »
(Показ слайда различных профессий. Дети должны их назвать и что они делают на картинке) .
Воспитатель: – Ну вот мы и приехали в страну «Профессия». Смотрите, здесь нас уже ждут . Очень интересно кого мы здесь встретим, с кем познакомимся!
Воспитатель показывает картину «Врач».
- Кто это, ребята? (ответ)
- Почему вы так решили? (ответ)
- Где работает врач? (ответ)
-Что он делает? (ответ)
- Как он лечит? (ответ)
- Врач – нужная профессия? (ответ)
- Верно. Вот с какой важной профессией мы познакомились
Очень хочется узнать, кто же еще живет в этой стране!
Воспитатель показывает картину « Шофер».
-Посмотрите, ребята, кто это? (ответ)
-Почему вы так решили? (ответ)
- Чем управляет шофер? (ответ)
- А какие машины вы знаете? (ответ)
- Как мы их назовем одним словом? (ответ)
- Как вы думаете, водителю надо ухаживать за машиной? (ответ)
- А как он ухаживает? (ответ)
- Ребята, кого возит водитель автобуса? (ответ)
- А что перевозит водитель грузовика? (ответ)
- Водитель – нужная профессия? (ответ)
Воспитатель показывает картину «Парикмахер».
- Кто это, ребята? (ответ)
- Почему вы так решили? (ответ)
- Где работает парикмахер? (ответ)
-Что он делает? (ответ)
- Парикмахер – нужная профессия? (ответ)
- Верно. Вот с какой важной профессией мы познакомились.
Воспитатель показывает картину «Полицецский».
- Кто это, ребята? (ответ)
- Почему вы так решили? (ответ)
- Где работает полицейский? (ответ)
-Что он делает? (ответ)
- Как он охраняет людей? (ответ)
- Полицейский – нужная профессия? (ответ)
- Верно. Вот с какой важной профессией мы познакомились.
Нас тут кто-то еще ждет. Очень интересно, кто же это!
Воспитатель ставит картину «Повар».
-Кто же это, ребята? (ответ)
- А почему вы так решили? (ответ)
- Где работает повар? (ответ)
- Что у него есть на кухне? (ответ)
- А что повар делает? (ответ)
- Давайте мы с вами поиграем.
Игра «Что для чего?»
Воспитатель ставит перед картиной две кастрюли и корзину с овощами и фруктами (муляжи).
- Вот две кастрюли. В одну мы отберем продукты для компота, а в другую отберем продукты для супа. Настя, выбери из корзины любой продукт.
- Что это? (ответ)
- Яблоко мы положим в компот или в суп? (ответ).
Так разобрать все продукты.
- Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием.
- Как вы думаете, профессия повар – нужная, важная? (ответ)
А сейчас давайте немного передохнем и поиграем в Лётчиков.
Физминутка «Лётчик» (встаём в кружок)
Быть шофёром хорошо. (изображают шофёров, крутят руль)
А лётчиком быть лучше, (руки в стороны)
Я бы в лётчики пошёл, (хлопают в ладоши)
Пусть меня научат! (топают на месте)
Молодцы! С первой станцией вы справились. Едем дальше.
2 СТАНЦИЯ «Кому нужны эти предметы? »
(Показ слайда инструментов для людей разных профессий, детям предлагается назвать инструменты и к какому виду профессии данный инструмент необходим) .
Ребята, посмотрите на инструменты для людей разных профессий. Давайте их назовём и попробуем определить к какому виду профессии нужен каждый инструмент и для чего он не обходим.
Врачу нужен… (градусник) чтобы измерять температуру.
Повару нужна (кастрюля) чтобы готовить пищу.
Полицейскому нужен … (жезл) чтобы останавливать нарушителя.
Строителю нужен … (отвертка, молоток..) чтобы строить дом.
Парикмахеру нужны (ножницы и расческа.), чтобы стричь людей.
Молодцы! Садимся обратно в наш поезд и поедем дальше.
3 СТАНЦИЯ «Что лишнее»
(Показ картинок профессий: врач, повар, парикмахер, строитель, полицейский,)
Дети по очереди должны внимательно посмотреть на картинки и определить какой предмет не нужен данной профессии).
Воспитатель: Кто изображён?
Посмотрите внимательно и назовите здесь лишний предмет, который не нужен человеку данной профессии.
Молодцы Ребята! Вы хотите поиграть в игру «Кем быть? »
Описание: Дети встают в кружок и по очереди говорят кто кем будет когда вырастит: Когда я вырасту, я буду!
Приложение2
Пальчиковые игры к проекту « Все профессии важны, все профессии нужны»:
«Будем мы варить компот»
«Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много – вот.
Будем яблоки крошить,
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Будем мы варить компот,
Угостим честной народ».
«Почтальон»
Что принес нам почтальон? | |
«Кровельщик» То не град, то не гром-кровельщик на крыше. Он железом кроет дом, чтобы сухо было в нём. |
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Физкультминутки к проекту « Все профессии важны, все профессии нужны»:
«Мы шоферы»
«Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Пристально мы смотрим вдаль.
«Дворники» очистят стекла,
Влево, вправо. Чистота!
Волосы взъерошит ветер,
Мы – шоферы хоть куда!»
«Летчики»
«Быть шофером хорошо,
А летчиком лучше.
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
В небеса мотор вези,
Чтобы птицы пели».
«Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
Загадки к проекту «Все профессии важны, все профессии нужны»:
«Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?»
(врач)
«Ходит в белом колпаке с поварешкою в руке.
Он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет».
(повар)
Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ...
(Лётчик.)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр.)
Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак!
(Шофёр.)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер.)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
Стихи к проекту «Все профессии важны, все профессии нужны»:
Повар детского сада
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Водитель
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Шофёры
Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины…
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шофёров
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!..
Мы – пожарные
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!
Про портного, про пальто
и ещё про кое-что
Мне братишка говорит:
- У меня пальто Болит.
Даже хлястик отвернулся
И куда-то вниз глядит.
Тут пришёл тряпичный доктор,
Или попросту – портной,
Он заахал и заохал: - Что случилось?
Где больной?
Мой братишка говорит:
- У меня пальто болит.
И никак я не пойму – Почему?
Посмотрел тряпичный доктор
На пальто со всех сторон
И с улыбкой, и со вздохом
Наконец ответил он:
- Это проще манной каши.
Оттого пальто болит,
Что у пуговицы вашей
Жизнь на наточке висит.
Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны! Л. Олифирова
Приложение 3
Рекомендации для родителей по теме: «Профессии» .
1. Побеседуйте с ребёнком о том, что на свете есть много профессий.
Уточните, какие профессии людей он знает;
Спросите у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны;
Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям, если есть возможность, отведите ребёнка на место своей работы.
2. Продолжи предложения:
В магазине работают продавцы, кассиры, …
В больнице работают, , … .
На стройке работают, , … .
В детском саду работают, , … .
3. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Повару - кастрюля, поварешка…
Врачу – шприц, вата…
Учителю – книга, ручка…
Почтальону – письма, газеты…
Продавцу – весы, продукты…
Строителю – кирпич, цемент…
Парикмахеру – ножницы, зеркало…
4. Загадки по профессиям:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать? (Учитель)
5. Почитайте ребенку произведение Д. Родари «Чем пахнут ремесла? »
6. Пальчиковая гимнастика «Строители».
Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.
В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Все профессии важны, все профессии нужны". Вторая младшая группа.
Краткосрочный проект для второй младшей группы по теме "Профессии"....
ПРОЕКТ"Все профессии важны, все профессии нужны". Педагогическая технология по ознакомлению струдом взрослых.
Такой удивительный и огромный мир профессий.Беспорно,профессий интересных много и каждая из них вызывает уважение. Поэтомутак важно в дошкольный период знакомить детей с раличными профессиями.И для ме...
Проект "Все профессии важны, все профессии нужны"
Данный проект направлен на создание условий для расширения представлений у детей о профессиях их родителей....
ПРОЕКТ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ПРОЕКТ«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...
Педагогический проект "Все профессии важны, все профессии нужны"
Работа содержит материалы по содержанию проекта (актуальность, цель, задачи, ожидаемые результаты, продукты), по его краткому описанию (подготовительный, основной, завершающий этап работы), по планиро...
Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...
Сценарий КВН "Мир профессий" в подготовительной группе, в рамках проекта "Все профессии важны, все профессии нужны" .
Уточнить и обощить представления детей о профессиях, понимать значимость профессий в жизни людей, воспитывать уважение к различным видам профессий....