Работа по самообразованию
материал

Хайретдинова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема самообразования музыкального руководителя Хайретдиновой С. В.

 «Приобщение дошкольников к истокам русской народной музыкальной культуре»

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитание чувства патриотизма средствами музыкального фольклора и фольклорных праздников.

Задачи:

- Приобщить детей к русской народной музыкальной культуре.

-Формировать представления о культуре и жизни русского народа.

- Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие народного творчества и фольклорных праздников.

- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

- Обобщить опыт работы по данной теме.

Перспективный план работы по теме самообразования

2017 – 2018 учебный год.

1.

Содержание

Месяц

1. Изучить методическую литературу:

  • Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки, Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- 1999г.
  • Бударина Т. А., Корепанова о. Н., Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – 3 – е изд., перераб. и дополн., - СПб: «ДЕТСТВО – ПРОГРЕСС», 2003.
  • Бабинова Р. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2014. – 144 с.
  • Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 изд.,- СПб.: Детство – Прогресс, 2002.
  • Л. В. Кокуева Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа,; методическое пособие.

2.Разработать сценарии календарно - обрядовых праздников:

1. Осенние: «Покров», «Кузьминки», «Капустные посиделки»

  • 2. Зимние: «Святочные гуляния», «Пришла Коляда - отворяй ворота!
  • 3. Весенние: «Масленица», «Сорок сороков», «Пасха»
  • 4. Летние: «Мы пойдем, девицы, во луга гуляти», «Свистунья»

В течение учебного года

Октябрь - Ноябрь

Декабрь - Январь

Март - Апрель

Май - Июнь

2.

Работа с педагогами

  1. Консультации:
  • «Народное творчество, как средство духовно - нравственного

         развития личности ребенка»

  • «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»
  • «Использование музыкально - дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми».
  • 2. Открытый показ НОД по теме: «Ярмарка»

3.Организовать в рамках Дня специалиста мастер-класс: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Февраль

Апрель

3.

Работа с детьми

  • 1.Подготовка к участию фольклорных праздников:
  • Знакомство с образцами устного народного творчества;
  • Разучивание музыкального материала;
  • Народных игр, хороводов, обрядов;
  • Слушание русской народной музыки;
  • Игра на шумовых инструментах;
  • Просмотр картин.

2.Участие в календарно - обрядовых праздниках.

В течение учебного года

4.

Работа с родителями

  • 1.Консультации:
  • «Влияние музыки на здоровье детей»
  • «Детский фольклор»
  • «Музыкальные игры в семье»
  • 2.Оформить папку - передвижку по теме: «Фольклорные праздники в детском саду»
  • 3.Привлечь родителей к совместному участию в праздниках.

Октябрь

Февраль

Апрель

В течение учебного года

2018 – 2019 учебный год.

1.

Содержание

Месяц

1. Изучить методическую литературу:

  • Ботякова О. А., Зязева Л. К. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений     - СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 192 с.
  • Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством подготовительная к школе группа. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 352 с.
  • Загоруля Г. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора». – Ханты - Мансийск: ГУУИПП «Полиграфист», 1999.
  • Яковлева Р.Н.Н., «Использование фольклора в развитии дошкольника».-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-128 с.

2.Обобщить опыт работы по теме.

Сентябрь - Октябрь

Май

2.

Работа с педагогами

1.Консультации:

  •  «Использование русского фольклора с детьми дошкольного возраста»
  • «Играем в музыку»
  •  «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

2. Семинар - практикум для педагогов ДОУ

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

  • 3.Открытый показ НОД по теме: «Чудеса в решете»

Сентябрь

Январь

Апрель

Сентябрь

Апрель

3.

Работа с детьми

  • 1.Организовать проект: «Русская изба»
  • Диагностика на выявление интереса дошкольников к русской традиционной культуре;
  • Разучивание музыкального материала;
  • Народных игр, хороводов, обрядов;
  • Слушание русской народной музыки;
  • Игра на шумовых инструментах;
  • Просмотр картин и презентаций.

2. Организовать творческий проект ко Дню пожилого человека:

«Нам года не беда»

  • 3.Совместный фольклорный праздник с родителями: «Капустные посиделки»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

4.

Работа с родителями

  • 1.Консультации: (презентации):
  • «Роль родителей в возрождении русских традиций»
  •  «Русские народные календарно - обрядовые праздники»

2. Привлечь родителей к работе в рамках проекта: «Русская изба»

  • Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры» (анкетирование родителей «Народные традиции в семье»)
  • Дополнить музей «Русская изба» предметами народного быта.
  • Участие в фольклорном празднике: «Капустные посиделки»
  • 3. Оформить папку - передвижку по теме: «Фольклорные праздники в детском саду»

Декабрь

Апрель

Сентябрь

Октябрь

В течение учебного года



Предварительный просмотр:

Тема самообразования музыкального руководителя Хайретдиновой С. В.

 «Основы орф – педагогики. Элементарное музицирование с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: Привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом.

Практическое изучение принципов элементарного музицирования.

Задачи:

Обучающие:

  • овладеть основными приемами игры на инструментах. Знакомство с «Орфовским набором музыкальных инструментов» (приёмами игры и звукоизвлечением);
  • исполнять не сложный аккомпанемент для детских песен;
  • использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок;
  • знакомство с отдельными произведениями классической музыки на практике (соучастие в исполнении-детский оркестр);
  • знакомство с новыми музыкальными терминами.

Развивающие:  

  • развитие простейшего ритма (звучащие жесты), слуховых и телесных ощущений (в умеренном темпе), формирований телесных ощущений выразительных средств через движение и игру: музыкальных тембров (быстро-медленно), контрастной динамике (громко-тихо), звуковысотности (высоко-низко), ладов (мажор-минор), формирование метроритмической пульсации, умение выделение акцента (сильной доли) и т.д.
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
  • развивать чувство ритма, музыкальную память;
  • развивать творческое мышление;
  • развивать у детей чувство уверенности в себе.

Воспитательные:  

  • формировать у детей чувство коллективизма и ответственности; воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
  • создавать  условия, предоставлять шанс каждому ребенку для поиска и выявления  индивидуальных для него способов общения с музыкой.  

Перспективный план работы по теме самообразования

2019 – 2020 учебный год

Содержание

Месяц

1. Изучить методическую литературу по системе обучения К.Орфа

«Основная концепция Орф – педагогики» (статья Т.Э.Тютюнниковой)

- А.И. Буренина,Т.Э. Тютюнникова«Тутти». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.– Санкт-Петербург, 2012

 - Т.Э.Тютюнникова «Ушки на макушке». Пособие по пению.

- Т.Э.Тютюнникова «Танцевальный марафон»

- Т.Э.Тютюнникова «Сундучок с бирюльками». Музыкальные игры.

- Т.Э.Тютюнникова «Весёлая шарманка». Шумовой оркестр для детей (с музыкальным приложением)

- Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить, Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами.

- Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Методическое пособие. – СПб.:ЛОИРО, 2003    (с музыкальным приложением).

 - «Музыкальная палитра №5. 2011г. (звучащие жесты)

2. Курсы повышения квалификации по теме: «Учусь творить» по авторской программе Т.Э. Тютюнниковой

3. Разработка музыкально-дидактического материала:

 – подбор речевых упражнений;

 – подбор музыкально-двигательных упражнений;

 – разработка игр с использованием инструментов К.Орфа;

 – подборка музыкальных сказок;

 – подбор художественной литературы (четверостишья, загадки) о музыкальных инструментах;

 – создание «паспортов» на комплект Орф инструментов.

В течение учебного года

Ноябрь

В течение учебного года

2.

Работа с педагогами

  1. Консультация: «Элементарное музицирование в группах ДОУ»
  2. Организовать в рамках Дня специалиста мастер – класс: «Применение Орф – педагогики в музыкальном развитии детей»
  3. Открытый показ НОД по теме самообразования.

Октябрь

Ноябрь

Март

3.

Работа с детьми

  • Организовать проект: «Музыкальная шкатулка»

- оформление презентаций по ознакомлению с музыкальными инструментами;

- знакомство с техникой игры на Орф инструментах;

- разучивание игр на звучащие жесты;

- речевое музицирование;

- движение и активное слушание;

- разучивание музыкального материала;

В течение учебного года

4.

Работа с родителями

  1. Консультации:

«Знакомство с инструментами К. Орфа»; 

«Речевые игры по системе К. Орфа»

2. Посещение открытого музыкального занятия.

Декабрь

Февраль

Март



Предварительный просмотр:

Тема самообразования музыкального руководителя Хайретдиновой С. В.

2020 – 2021 учебный год

«Использование логоритмических упражнений в музыкальной деятельности детей с тяжелым нарушением речи»

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

1.Подобрать методическую литературу, освещающую данную тему.

2.Собрать, изучить и систематизировать материал по данной теме.

3.Планировать работу с детьми с учетом современных методов и приемов воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Перспективный план работы по теме самообразования

Содержание

Месяц

1.

  1. Изучить методическую литературу:
  • Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2006
  • Картушина  М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
  • Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2006
  • Сергиенко Г.Н. «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ» - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
  • Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи
  • Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.
  • Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно- методическое пособие. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-ПРЕСС»,  2014.-96 с.
  • Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 192 с.-(Логопедв ДОУ).

2. Курсы повышения квалификации по теме: «Учусь творить» по авторской программе Т.Э. Тютюнниковой

3. Разработка музыкально-дидактического материала:

1.Пополнить картотеку:

  • логоритмические упражнения;
  • музыкально-двигательные упражнения; 
  • упражнения для развития творческой инициативы;
  • музыкально-ритмические игры с использованием инструментов К.Орфа.

В течение учебного года

2.

Работа с педагогами

1.Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара с логопедом.

2. Выступить на МО коррекционного направления по теме: «Значение двигательной активности в развитии детей с ОВЗ»

3. Организовать в рамках Дня специалиста мастер-класс: «Использование логоритмических упражнений в музыкальной деятельности детей с ТНР»

4. Консультация: «Логоритмические занятия, как эффективная форма работы по преодолению тяжелых нарушений речи»

5.Открытый показ НОД по теме самообразования.

В течении года

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

3.

Работа с детьми

1. Использовать на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических «распевок», речевых игр, логоритмических упражнений, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, музыкально-дидактических игр со словом, частушек, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

2.Организовать проект по теме самообразования

  • разучивание игр на звучащие жесты;
  • речевое музицирование;
  • движение и активное слушание;
  • разучивание музыкального материала

В течение учебного года

Апрель -

Май

4.

Работа с родителями

1.Консультации:

  • «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
  • «Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением речи»

2.Открытый показ НОД по теме самообразования.

Октябрь

Февраль

Апрель



Предварительный просмотр:

Тема самообразования музыкального руководителя Хайретдиновой С. В.

2021 – 2022 учебный год

«Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми

нарушениями речи средствами логоритмики»

Цель – преодоление тяжелых нарушений речи у детей, путём развития музыкальных способностей на логоритмических занятиях.

Задачи:

1. Изучить новую методическую литературу, освещающую данную тему.

2. Составить картотеку игр, упражнений и танцев по тематическим неделям.

3. Планировать работу с детьми с учетом современных методов и приемов воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Перспективный план работы по теме самообразования

Содержание

Месяц

1.

  1. Изучить методическую литературу:
  • Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей ОВЗ, «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание». Москва «Просвещение»
  • Сакулина Т. И. Практический материал для логоритмических занятий: учебно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2015. – 64с.
  • Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно- методическое пособие. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-ПРЕСС»,  2014.-96 с.
  • Нищева Н. В., Гавришева Л. Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СД: Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.-48с.

2. Пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования.

3. Пополнить картотеку практическим материалом.

В течение учебного года

2.

Работа с педагогами

1.Принять участие в МО коррекционного направления: «Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики»

2. Организовать в рамках Дня специалиста мастер-класс или открытый показ НОД по теме самообразования.

Ноябрь

Февраль

3.

Работа с детьми

 Использовать на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических «распевок», речевых игр, логоритмических упражнений, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, музыкально-дидактических игр со словом, частушек, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

В течение учебного года

4.

Работа с родителями

1.Консультации: «Влияние музыки на психику ребенка»

«Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями»

2.Открытый показ НОД по теме самообразования.

Октябрь

Февраль

Апрель



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад комбинированного вида «Капелька»

План самообразования

музыкального руководителя

Хайретдиновой Светланы Владимировны

Тема самообразования: «Использование методов и приемов музыкальной терапии в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность: Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Срок реализации: 2022-2023 учебный год.

Цель:         Цель – Развитие гармоничной личности и оздоровление средствами музыкотерапии.

Задачи:

- изучение печатных и электронных источников по теме самообразования;

- использовать в работе теоретический и практический материал для развития гармоничной личности и укрепления здоровья средствами музыкотерапии.

- пополнять учебный, демонстрационный и дидактический материал.

Ожидаемые результаты: реализация плана самообразования поможет:

-повысить теоретический, методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность педагога;

- качественно повысить уровень работы с родителями, их компетентность.

1.Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Вопросы,

по которым

изучается

литература

Литература, нормативно - правовые

документы

Задачи использования

литературных

источников

Сроки

Изучение основополагающего документа

-Федеральный государственный образовательный стандарт ДО,

-Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО.

В течение года

Изучение литературы, описывающей реализацию темы самообразования.

-Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. - СПб. 2010

-Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

-Петрушин В. И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

Определить методическую базу по данной теме, углубить знания и опыт других педагогов.

В течение года

2.Разработка методических и дидактических материалов и мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательно - воспитательного процесса.

Мероприятие

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Диагностика уровня музыкального развития детей

Отчет по мониторингу

Сентябрь, май

2

Участие в реализации проекта «Арт-всегда терапия»

Отчет, мероприятия

В течении года

3

Развлекательная программа «Мы вместе!» («Лучики»)

Мероприятие, фотоотчет

Декабрь

4

Использовать на музыкальных занятиях и развлечениях элементы музыкотерапии с воспитанниками с особыми образовательными потребностями.

Музыкальные занятия,

Развлечения, фотоотчет

В течении года

5

Вечер игр с музыкальными инструментами для детей: «Волшебный сундучок»

Мероприятие, фотоотчет

Апрель

3. Обогащение и обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Задачи или содержание

деятельности

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Организовать в рамках Дня специалиста практикум «Использование  методов и приемов музыкотерапии в условиях групп компенсирующей направленности»

Открытое мероприятие

 Ноябрь

2

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных)

Годовой отчет, сертификат

В течение года

3

Публикации открытых занятий, мероприятий, статей по теме самообразования на образовательных сайтах, в электронных и печатных изданиях

Годовой отчет, сертификат

Ноябрь, май

4

Повышение профессиональной компетенции:

-Участие в МО коррекционного направления. Выступление на педагогических советах.

-Участие в вебинарах и дистанционных лекциях.

Получение сертификата,

Годовой отчет

В течении года

4.Работа с семьями воспитанников

Мероприятие

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Консультация:

«Музыкотерапия в повседневной жизни ребенка» (ТНР 3-5, «Лучики»)

Групповой чат для родителей

 Ноябрь

2

Развлекательная программа «Мы вместе!» («Лучики»)

Фотоотчет

 Декабрь

3

 Консультация: «Элементарное музицирование с детьми в домашних условиях» («Лучики»)

Групповой чат для родителей

 Февраль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...