Статья "Ориентировка в пространстве"
занимательные факты

Киселева Олеся Александровна
Актуальность развития ориентировки в пространстве у дошкольников обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром, а так же вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый)верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  Развитие ориентации в пространстве у дошкольников, актуальность.

Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №28 Умка »    

Киселева Олеся Александровна

Актуальность развития ориентировки в пространстве у дошкольников обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром, а так же вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.  В старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый)верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Развитие пространственных представлений у детей – процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью. Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: “Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тело ориентирующегося”. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Так же пространственное представлений у детей развивается во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.  Е.И. Тихеева указывала: «Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка других сенсорных представлений (цвет, форма предметов). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте».   В содержание работы по развитию у детей ориентировки в окружающем пространстве включаются следующие задачи:                                                                                                                                                      1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела».                                                                        2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;                                                                                                                  3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;                                                                             4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;                                                                                                                           5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;                                                                                                                         6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;                                   7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.  В результате обучения дети должны усвоить значение большой группы «пространственных» предлогов и наречий научиться определять их в своей речи; четко ориентироваться «на себе», «на предметах»; ориентироваться в окружающем пространстве, определяя направления в пространственную размещенность предметов, как в трехмерном пространстве, так и при ориентировке на плоскости.      Организуя занятия по данной теме можно употреблять разного рода приемы обучения ориентировке в пространстве: наблюдения; пояснения; рассказ; беседа; расположение предметов относительно друг друга; графическое и словесное обозначение направлений; ориентировка в пространстве; дидактические игры; упражнения; подвижные игры; рассмотрение дидактических картинок и описание расположения предметов на них; сочинение по сюжетной картинке рассказа; сравнение парных картинок с одинаковыми предметами, находящихся в различных пространственных положениях, описание местонахождения игрушек в комнате; прятки и поиск игрушек по инструкцииориентировка на плоскостивопросы детям; показ образца.      Большинство исследователей (А.А. Люблинская, Э.Я. Степаненкова и др.) сходятся в понимании «пространственной ориентировки» как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем [3, с. 52]. На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.  В возрасте от года до трёх лет, по мнению Л.А. Венгера, развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения [1, с. 6]. По мнению М.В. Васильева, в трёхлетнем возрасте дети способны различать пространственные направления от себя: справа – слева, впереди (спереди) – позади (сзади), вверху – внизу [2, с. 59]. Дети четырехлетнего возраста, по мнению М.В. Васильевой, могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди – сзади, справа – слева.  В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов: я стою за стулом, рядом со столом, перед окном; передвигаться в заданном направлении. М.В. Васильева определяет следующие умения детей: ориентироваться на листе бумаги, овладевать умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. К особенностям развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста относятся:                                                                                                                                                                 – конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;                                                                                                                                          – самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;                                                                                                                 – относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;                                                                          – дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;                                                                                   – легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.                                                                                                                                                          На основании анализа психолого-педагогической литературы, мы предположили, что для развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в ДОО необходимо реализовать следующие педагогические условия:                                                                                                     - осуществление специальной подготовки педагогов к использованию технологии развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста;                                                                   - реализация технологии развития ориентировки в пространстве включающей: развитие ориентировки на собственном теле; развитие ориентировки в окружающем пространстве; развитие ориентировки в двухмерном пространстве; развитие умений давать пространственную характеристику расположенным частям, используя предлоги и наречия;                                                                                                                                                     - обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям, предполагающего учет уровня развития ориентировки в пространстве дошкольников.                                                                                   С целью выявления уровня развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста мы использовали шесть практических заданий (автор Л.И. Плаксина).                                                                                                                               Критерии и показатели уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников:

Критерии

Показатели

Наличие представлений об ориентировке в двухмерном пространстве.

Легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа.

Легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа.

Знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже). Умеет поворачиваться влево, вправо, кругом, идти вперед, назад.

Наличие представлений об ориентировке на собственном теле.

Ребенок знает правую и левую стороны своего тела. Знает о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади),

Наличие умений давать пространственную характеристику расположенным предметам, используя предлоги и наречия.

Называет и понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). Осмысленно отвечает на вопросы.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровне развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.         Высокий уровень развития ориентировки в пространстве – ребенок знает правую и левую стороны своего тела; легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа; знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), называет и понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). Ребенок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди», «сзади», «слева» и «справа», как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы, используя предлоги и наречия и относительно точные обозначения пространства.   Средний уровень – ребенок в достаточной степени владеет навыками пространственного ориентирования. С помощью взрослого устанавливает как положение предметов, так и свое положение в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок допускает незначительные ошибки в положении предметов в пространстве, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.   Низкий уровень развития ориентировки в пространстве – допускает ошибки, как при определении пространственного положения предметов, так и в отношении своего положения. Ребенок не знает правую и левую стороны своего тела; не может ориентироваться на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно не может находить середину и центр листа; не знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), не называет и не понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под).                                                                                                                                               По результатам выполнения заданий констатирующего эксперимента мы смогли сделать вывод, что у троих детей умение ориентироваться в пространстве сформировано на высоком уровне. Средним уровнем обладает четырнадцать детей. Низкий уровень развития ориентировки в пространстве у восьми детей.  Данные результаты свидетельствуют о том, что работа, которая ведётся в детском саду по развитию ориентировки в пространстве у детей недостаточно эффективна. Мной была представлена технология развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста, включающая:                                                                                                                                            1) развитие ориентировки на собственном теле;                                                                                                                2) развитие ориентировки в окружающем пространстве;                                                                                   3) развитие ориентировки в двухмерном пространстве;                                                                                         4) развитие умений давать пространственную характеристику расположенным частям, используя предлоги и наречия.                                                                                                                            Технология развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Ориентировка на собственном теле

Ориентировка в окружающем пространстве

Ориентировка в двухмерном пространстве

Использование предлогов и наречий

Подвижные игры

Подвижные игры

Подвижные игры

Подвижные игры

(И.В. Мальцева):

(С.Е. Гаврина):

(Л.А. Семенова):

(О.Н. Земцова):

«Что где находится?», «Обезьянки»,«Путаница», «Солнышко»,

Игровые упражнения:«Елочка», «Лебедь».

«Колокольчик», «Робот», «Скажи наоборот, «Магазин», «Что изменилось?», «Контролер», «Где я сяду?», «Угадай, где спрятано», «Что где стоит?», «Давай меняться», «Да – нет», «Волшебное дерево», «Найди магнит», «Новоселье».

Игровое упражнение:

«Собачка»

- «Назови соседей». «Лабиринт». «Геометрический диктант». «Я еду на машине». «Укрась ёлку».

Игровые упражнения:

«Лягушка»,«Самолет», «Стаканчик». «Орнамент».

«Что стоит внизу, наверху», «Что изменилось?». «Новоселье». «Сделай по команде».

Игровые упражнения:

«Коготь», «Тюльпан».

Подвижные игры проводились в физкультурной и музыкальной непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в первой и второй половине дня.     В экспериментальной работе мы учитывали уровень развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.    Для детей с высоким уровнем развития ориентировки в пространстве мы использовали следующий занимательный математический материал: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты. Например («Танграм», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Волшебный круг»); математические игры и задачи (шашки, шахматы, кубики на включение, нахождение). Для детей со средним уровнем развития ориентировки в пространстве мы использовали игры и упражнения, представленные в таблице. С детьми с низким уровнем развития ориентировки в пространстве мы проводили игровые упражнения («Веселая зарядка», «Куда змея ползет», «Синхронное плавание», «Новая походка», «Прятки» и др.)   На основе сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента можно сделать следующие выводы:                                                                                                                                                 1) дети лучше ориентируются в макропространстве, как по схеме, так и по словесной инструкции, в микропространстве листа, бумаги, стола;                                                                                                           2) дети четко ориентируются в собственном теле, выделяя праву.                                                                                  – левую сторону, ориентируются в пространстве с точкой отсчета «от себя», определяют пространственное положение объектов относительно себя, друг друга, относительно других объектов, плоскости;                                                                                                                               3) успешно составляют силуэтное изображение из фигур, палочек по образцу на основе зрительного пространственного анализа и синтеза, выполняют копирование по точкам;                                        4) дети уверенно используют пространственную терминологию, передающую как прямое направление («впереди», «слева», «вверху» и т.д.), так и промежуточное («верхний правый», «левый правый»), понимают и используют в нужном назначении предлоги («над», «под», «между», «около», «за», «перед» и др.)

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что благодаря внедрению в работу занимательного математического материала увеличились показатели сформированности пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников.         Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь. Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов. На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например метание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала.  На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.  Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков.   Развитие ориентировки в окружающем мире можно проводить в следующей последовательности:                                                                                                            - определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе;                              - дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;                                                             - приложить кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.                                         Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку:                                                  - вытянуть в сторону правую (левую) руку.                                                                                       Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);                                                                                                            - определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.                                                                                                            Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”.                            Основная задача в работе с детьми старшего дошкольного возраста – совершенствование способов пространственной ориентации в различных условиях и ситуациях: как «от себя», так и «от любых предметов»; как в трехмерном пространстве, так и при ориентировке на плоскости.  В ООД и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне ООД, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему в ООД и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.  В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.  На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении. Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек.                                                                                                                                      Давайте выполним небольшое практическое задание                                                          

  К одним из более эффективных приемов относится «зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по памяти, пользуясь заготовленными за ранее геометрическими фигурами. Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и где их следует разместить, но не показывает. К примеру, разместить круг, в центре листа бумаги, вокруг положить шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками разместить маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу разложить квадраты, соединив их прямой линией между собой.   На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур, а после рассказать, сколько и какие фигуры они брали и как разместили их.    Дети, под диктовку воспитателя, на листе бумаги проводят прямые линии, насчитывая нужное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок все сделал без ошибок, то у него должен получится рисунок или узор.   На листе бумаги размещаем цифры. К примеру, в центре листа ложем цифру 5, справа от нее – 6, а слева – 4; над цифрой 5 (сверху) положить – 2, справа от нее – 3, а слева – 1; под цифрой 5 (внизу) надо положить – 8, справа от нее – 9, слева от цифры 8 – 7. Цифры получились по порядку в три строки. Педагог, начиная с первой строки, предлагает назвать их «читая» слева направо.   Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию лучинок, которые требуют не менее сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок передвигает квадратик (космический корабль) по указанному направлению (маршруту космического корабля): из середины (центра) в правый верхний угол, затем в левый нижний и т. д.

Пользуясь специально подобранным иллюстративным материалом и приемом «вхождения в картину», детям необходимо предлагать не только перечислить предметы, изображенные на ней, но и постепенно меняя точку зрения наблюдателя, определить их пространственное расположение.

Наиболее трудные задания связанны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такого рода упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в форме игры. К примеру: обставить зайчику комнату как на картинке, разведчикам, воспользовавшись картой, найти спрятанную игрушку, путешествие на игрушечном поезде по строго указанному маршруту и т. д. Дети усваивают, для обозначения предметов (геометрических фигур, условные знаки пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. После использования готовых схем можно постепенно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение сопоставляется с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, пользуясь предметными и пространственными ориентирами, вместе с детьми можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т. д. Фактически проделывая путь, в план-схему внося уточнения, дополнения и т. д.

Приведем примеры упражнений по ориентировке на листе бумаги.                                                

1. Найди маленький квадратик, изображенный в левой части листа, раскрась его красным карандашом. Найди самый большой квадрат, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Разукрась его синим карандашом. Соедини квадраты желтой линией.                                                              2. В верхней части листа нарисуй круг, а в нижней квадрат.                                                                            3. Положи на лист красный треугольник, сверху положи зеленый.                                                            Рассмотрим моделирование сказочных историй в процессе формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников. Каждому ребенку дается домик, вырезанный из картона, и листок бумаги.        Педагог говорит: «Ребята, смотрите у нас есть домик, но он не простой, а сказочный. В нем будут учиться лесные зверята. Такой домик есть у каждого из вас. Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача поставить домик именно в то место, о котором вы услышите в сказке.    В густом, дремучем лесу живут зверята. У них есть маленькие детки. И решили, как то зверята, построить для своих деток лесную школу. Собрались они все вместе на опушке леса и стали раздумывать, в каком же им месте ее построить.  Лев сказал, что ее нужно построить в левом нижнем углу. Волк предложил, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса утверждала всем, чтобы построить школу в верхнем левом углу, около своей норки. Но тут в разговор вмешалась белочка, сказав: «Школу нужно построить на поляне»Звери прислушались к совету белочки и решили построить школу посередине леса на «лесной поляне». Приведем примеры заданий на осуществление графического воспроизведения направлений:

1. Нам даны четыре точки, нужно поставить знак «+» от первой точки сверху, от второй – снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева.

2. Нам даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:

 1 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 4 – вправо.                                                                                                  3. Нам даны четыре точки, из которых можно составить квадрат                                                  

 а) Мысленно составить из данных нам точек квадрат, обозначить карандашом правую верхнюю точку, далее правую нижнюю точку, затем соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.    Далее надо выделить левую верхнюю точку и соединить ее с левой верхней точкой, стрелкой, в направлении снизу вверх.                                                                                  

б) У квадрата выделить правую верхнюю точку, после левую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо.  Точно также соединить нижние точки в направлении справа налево.

Для усвоения предлогов, имеющих пространственное значение можно предложить упражнение: «Выполнить различные действия по инструкции и ответить на вопросы».                                                                                                                                            - Положите ручку на тетрадку. Где лежит ручка?                                                                                      

- Возьмите ручку. Откуда вы взяли ручку?                                                                                            

 - Положите ручку в тетрадь. Где она сейчас?                                                                                

 - Возьмите ее. Откуда теперь вы взяли ручку?                                                                                                                  - Спрячьте ручку под тетрадь. Где она?                                                                                                                                                   - Выньте ручку. Откуда вы ее вынули?»

К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения, связанные с рисованием и конструированием:                                                                                                                                  1. Используя нарисованные или готовые геометрические фигуры, заданным образом нужно разместить их на листе бумаги.                                                                                                

2. Нарисовать фигуры по точкам, при этом имея образец рисунка, выполненный по точкам.                                                                                                                                                           3. Обвести шаблон, трафарет, обвести контуры по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрасить и заштриховать рисунок по различным линиям.

Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед — назад, направо — налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед — направо, направо — назад и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь — в новый дом придешь, ошибешься — в старом останешься», «Правильно пройдешь — другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.
При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2—3, а позднее их число можно увеличить до 4—5.

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 — 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).

Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был впереди, повернулся ребенок — и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Занятия строят так: сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети.

Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3—4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Заключение

Многие авторы (В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова и другие) пишут, что, ориентируясь в пространстве, дети должны:

- освоить собственное тело как точку отчета пространственных направлений (на себе);

- ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отчета (от себя, от другого лица, от любых предметов);

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку);

- ориентироваться по основным пространственным направлениям, используя это как систему отчета;                                                                                                                                - пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщено отражающими знания о предметно-пространственном окружении). Ориентируются на себе;  Знают основные направления; Правильно двигаются по схеме; Понимают условные обозначения;  Ориентируются по плану; Самостоятельно составляют план; Проходят дистанцию за короткий отрезок времени; Ориентируются по компасу.

Таким образом, результат работы убеждает в целесообразности обучения детей ориентировке в пространстве. К концу подготовительной группы дети хорошо знают основные направления, умеют определять по плану маршрут и проходить его за короткий отрезок времени, умеют отмечать на своем плане место расположения заданного объекта, определяют по компасу стороны света. Дети умеют реально оценить маршрут с точки зрения безопасности пути и сделать правильный выбор в пользу безопасности, несмотря на расстояние.  При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществлять передвижение из одного пункта местности в другой. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе, да и освоение «Правил дорожного движения» совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве .  

Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях.

Список использованной литературы:

  1. М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 2000.
  2. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 2001.
  3. З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников” /Москва “Просвещение” 1995.
  4. А.С. Метлина “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.
  5. А.А. Смоленцева “Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.
  6. Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.
  7. Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.
  8. В.В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1997.
  9. А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.
  10. Л.А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....

Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и  расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...