Современные информационные технологии в жизни дошкольника
консультация (старшая группа)

Телевидение, компьютеры и другие мобильные электронные устройства вошли в наш быт, работу и досуг. Трехлетние дети, еще не умея завязывать шнурки, умело обращаются с современными гаджетами. И с каждым годом пользователей современных технических средств среди детей только увеличивается.

С возрастом ребенка влияние  информационных технологий расширяется и становится все более устойчивым и мощным и имеет массу положительных и необходимых воздействий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные информационные технологии

в жизни дошкольников

Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся неотъемлемой частью современной культуры. Наше время характеризуется техническим прогрессом и бурным развитием современных информационных технологий. Телевидение, компьютеры и другие мобильные электронные устройства вошли в наш быт, работу и досуг. Трехлетние дети, еще не умея завязывать шнурки, умело обращаются с современными гаджетами. И с каждым годом пользователей современных технических средств среди детей только увеличивается.

С возрастом ребенка влияние  информационных технологий расширяется и становится все более устойчивым и мощным и имеет массу положительных и необходимых воздействий.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.

Современному человеку умение пользоваться гаджетами и ориентироваться в сети необходимо, ведь в нашем мире все компьютеризовано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, внимание, память.

Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка и это может открыть большие возможности. Образовательные и обучающие практики, игры и приложения, улучшают когнитивные навыки детей.

Основные преимущества использования интерактивного оборудования на занятиях в образовательных учреждениях:

  • Усиливает подачу материала, позволяя педагогам эффективно работать с любыми цифровыми ресурсами;
  • Позволяет разнообразить формы подачи программного материала, что важно при многократном повторении материала;
  • Делает занятия интересными и увлекательными для детей благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
  • Повышает мотивацию, что является залогом успеха любой деятельности;
  • Создает ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • Минимизирует утомляемость ребенка от выполнения заданий, но с другой стороны возникает физическое напряжение (зрительное, мышечное).
  • Помогает развитию мелкой моторики, напрямую связанной с речью и другими психическими процессами;
  • Благодаря наглядности и интерактивности, дети вовлекаются в активную работу, при этом обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается запоминание материала.

Таким образом, интерес, вызываемый занятиями на компьютере, и является основой формирования познавательной мотивации, памяти, а также внимания. Развитие таких качеств особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, так как именно они во многом обеспечивают психологическую подготовку ребенка к школе.

Кроме того, использование интерактивного оборудования существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога. У педагогов появляется возможность, используя программное обеспечение, самим создавать интерактивные задания, игры, вопросы, скачивать фотографии, картинки, музыку, учитывая возраст и навыки своих воспитанников.

Безусловно, у использования интерактивного оборудования есть ограничения. Занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю и не более одного раза в день. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут. 

В домашних же условиях, зачастую, дети предоставлены сами себе, родителям удобно заниматься своими делами пока их ребенок часами проводит время просматривая «мультики» или играя в компьютерные игры.

И это может иметь негативные последствия, информационно-коммуникативные технологии представляют собой реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными, оказывают сильное воздействие на детей.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усилено развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Дети с помощью компьютеров и электронных игр часто принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата, перегрузке суставов кистей рук.

Интенсивные преобразования претерпевает важная для обучения функция произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется. Слишком частое использование компьютера становится причиной нагрузки на зрение, утомления глаз, близорукости.

Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары, привести к стрессу. Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях, требует тщательной организации и соблюдение правил.

Родителям необходимо установить контроль за временем, которые их дети проводят за просмотром телевизора и игрой на компьютере.

Определите четкие правила по пользованию гаджетами и просмотру телевизора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Дошкольникам стоит установить небольшое количество времени для гаджет-досуга и следить за тем, что они смотрят и во что играют. Кроме того, обусловьте правила и для себя: старайтесь как можно реже давать ребенку планшет, чтобы он успокоился или отвлекся. Трудно, конечно, но иначе потом вы много раз пожалеете, что потеряли контроль, да и ребенка в какой-то степени тоже. Малыши очень быстро ныряют в тот мир и с удовольствием в нем живут.

Правила работы на компьютере дошкольниками

  • Ребенок дошкольного возраста может работать за компьютером не более 20 - 30 минут в день.
  • Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  • После работы с компьютером полезно провести в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса. 
  • Мебель по размерам должна соответствовать росту ребенка.

Рекомендации родителям по выбору игр для детей

дошкольного возраста

  • Прежде всего необходимо выбирать   игры   в соответствии   с темпераментом   и   склонностями ребенка;   
  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным;
  • В выборе игр для ребенка следует избегать компьютерные игры, содержащие бранные слова и выражения, несущие агрессию и циничное отношение к происходящему;
  • Перед получением ребенком игры, желательно родителю предварительно с ней ознакомиться, чтобы убедиться в ее целесообразности и полезности для развития ребенка.

Если ребенок дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, телефоном, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно дать следующие рекомендации:

1. Введите строгий режим. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясняйте терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.

2. Поощряйте и хвалите детей за другие, отличные от компьютера дела и действия (за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми).   Ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей (кстати, компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки)

3. Станьте примером для ребенка. Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).

4. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.

Так как нельзя полностью ограничить ребенка от компьютера, нужно наполнить жизнь ребенка интересным и яркими событиями, которые бы увлекали ребенка не меньше виртуального мира.

Именно родители, осознанно допуская детей дошкольного возраста до различного рода гаджетов, несут ответственность за здоровье и нравственное воспитание ребёнка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Современные информационные технологии в дошкольном образовании

презентация, дающая основное понятие о ИКТ в ДОУ, о гигиенических требованиях к оборудованию рабочего места для дошкольников...

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Консультация для родителей «Информационные технологии в жизни современной семьи»

Инфомация для родителей о значении ИКТ в жизни современной семьи....

« Современные технологии в жизни дошкольника. Польза или вред?»

laquo; Современные технологии в жизни дошкольника. Польза или вред?»Содержание файла ниже.. Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает многогранное воздействие на культурн...