Интегрированное занятие по познавательному развитию для детей старшего возраста "Русская игрушка-матрёшка!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Истомина Светлана Ивановна

Познакомить детей с русской игрушкой матрёшкой через познавательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Русская игрушка-матрёшка."7.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                    Государственное Бюджетное Дошкольное

                                                     Образовательное Учреждение детский сад № 86

                                                     Калининского района г.Санкт-Петербурга  

                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                      Истомина Светлана Ивановна,

                                                                                                                       воспитатель

Конспект интегрированного занятия по позновательному развитию для

детей старшего возраста «Русская игрушка - матрёшка!»

Цель : формирование у детей представлений о народной игрушке - матрёшке.

Задачи:

Развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с  народной игрушкой матрешкой.

Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы полхов- майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этой росписи.

Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Оборудование:

волшебные мешочки, игрушка «медведь», иллюстрации матрёшек, игрушка матрёшка, платочки, аудиозапись «Матрешки», муз. Б. Мокроусова. Набор картинок для игры.

Предварительная работа:

 Знакомство со свойствами дерева, знакомство с матрешкой Полхов-Майданская,загадывание загадок о матрешках, игра «Эх матрешечка, матрешка», физминутка, использование различных техник рисования, игра «Веселые матрешки».

Наглядные: рассматривание картинок Полхов-Майданской матрешки, алгоритма, набор картинок.

Словесные: беседа по иллюстрации о матрешках, разгадывание загадок, поощрение.

Прослушивание аудиозаписи «Матрешки», муз. Б. Мокроусова.

Ход занятия

- Ребята вы слышите?

Дети: Да!

-  Это наш  волшебный мешочек нас приглашает в  путешествие, наверное, он нам хочет  рассказать что-то интересное.

Давайте, откроем его и посмотрим, что же он нам приготовил на этот раз!

Педагог открывает мешочек.

- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.

Читает загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

(Матрёшка)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, о матрешке.

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, давайте отправимся в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.

Путь не близкий будет, не беда

С музыкой нам весело, хорошо всегда.

(Под музыку дети идут по дорожке) .

Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «медведь»

Воспитатель: -Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, мишутка не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?

Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.

Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.

Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?

Дети: - Из дерева, молодцы!

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке.Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Давайте внимательно рассмотрим матрешку (показывает картинки матрешек).

Воспитатель: это матрёшка из села Полхов – Майдан. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. У матрешки овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами,  сарафана и фартука. На голове полушалок с цветами.  Матрешка всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Воспитатель: из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево?

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна”.

А хотите и вы,  поиграть с матрёшкой?

Д/ игра "Весёлые матрёшки".

Воспитатель: давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки". Для этого разделимся на две команды. У кого зелёный цветочек на груди - оденут, косынку зелёного цвета и превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтый - жёлтую косынку и превратятся в желтых матрёшек. (Дети делятся на 2 команды с помощью считалочки)

Считалочка:

В цифре восемь - две катушки,

Две баранки, две катушки,

Две тарелки, блюдца, плошка,

И еще одна - матрешка.

Воспитатель: у меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим что там.

(дети высыпают содержимое из мешочков). Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?

Воспитатель: и что же получилось? (матрёшка). Молодцы ребята!!!

Давайте и мы с вами, ребята, нарисуем свою матрёшку. (Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для рисования матрёшки).

Физкультминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Наши матрёшки будут нарисованными, а рисовать мы их будем с помощью красок. Приступаем к работе. Дети рисуют матрёшек.

Воспитатель: вот и матрёшки наши готовы.  (Дети рассказывают о своих матрёшках).

Итог занятия:

Расскажите, пожалуйста, откуда пришли ваши матрешки, в чем их отличие, почему костюм именно такой?

Что вы узнали нового о народной игрушке?

Молодцы! Наша встреча с матрешкой подошла к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема :"Мы жители -планеты Земля

КОНСПЕКТ       НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      по познавательному развитию    в старшей группе «Ласточка »Тема: «МЫ ЖИТЕЛИ -ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Хлеб"

Тема:"Хлеб" откуда что берется.Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать бережное...

Интегрированное занятие по познавательному развитию для детей старшей группы, посвящённое международному Дню Памятников и памятных мест - «Необычное рядом с нами»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым б...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Чеканка «Исламей»

Цели: закрепление знаний о символике республики Адыгея.                                        ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Русская матрёшка»

Цель: закрепление знаний о официальных символах России; познакомить с неофициальными символами России.Задачи:активизировать и систематизировать знание детей о своей Родине – России;по...

Конспект Интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Приметы осени»

Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения "Приметы осени" с использованием ИКТ, здоровьесберегающих тенологий...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «ОДУВАНЧИК» с элементами нетрадиционной техники рисования.

Цель: формирование интереса к окружающему миру через знакомство с    одуванчиком.Задачи:Образовательные: - уточнять и расширять знания детей об одуванчиках, его   характе...