Исследовательский проект с детьми старшего возраста "Мыловары"
проект (старшая группа)

Беляевская Ольга Владимировна

Исследовательский проект с детьми старшего возраста "Мыловары". В статье рассказывается, как можно заинтерисовать детей и провести настоящее исследование в детском саду. Изготовить мыло самостоятельно, проверить его свойсва, сравнить с мылом, купленном в магазине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proet_mylovary.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Проект МБДОУ г. Иркутска детского сада №1  «Мыловары»

Вид проекта: исследовательский.

По числу участников:  подгрупповой.

Участники проекта: подгруппа детей Миша Б, Варя, София, Миша В, Кирилл К, Кирилл Г, Рома, родители

Руководители проекта: Беляевская О.В, воспитатель, Бондаренко Т.В. воспитатель.

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Место проведения: МБДОУ г. Иркутска детский сад №1, группа «Светлячки».

Проблема:  Можно ли изготовить мыло самостоятельно. И  будет ли мыло изготовленное в домашних условиях обладать такими же свойствами, как покупное?

Цель: Изготовить мыло самостоятельно. Сравнить его свойства с мылом купленном в магазине.

Задачи педагога ДОУ:

  • Развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • Формировать представление детей о свойствах мыла с помощью практических опытов.
  • Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
  • Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.
  • Организовать взаимодействие родителей, детей ДОУ.

Задачи детей:

  • Узнать, как делают мыло?
  • Узнать, какими свойствами обладает мыло, чем оно полезно.
  • С помощью педагога изготовить мыло, сравнить его свойства с покупным мылом.
  • Приготовить презентацию для детей второй подгруппы о том, как изготовить мыло дома с родителями.

Задачи родителей:

  • Подготовить информационный материал для детей по теме.    
  • Совместно с детьми изготовить материал о мыле: книжки- малышки, плакаты, брошюры, папки – передвижки и т.п  
  • Поддерживать познавательный интерес ребенка.

Ресурсное обеспечение:

Информационные ресурсы.

  1. Все про мыло. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мыло
  2. Мыловарение в домашних условиях. Пошаговая инструкция. https://homius.ru/myilovarenie-v-domashnih-usloviyah.html 
  3. Корнилова. В.В. Декоративное мыло. Технология домашнего мыловарения. Энциклопедия. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2015- 115с.

 

 Материальные ресурсы: микроволновая печь, формочки для мыла, деревянные лопатки, пищевые красители, отдушки, мыльная основа, персиковое и виноградное масло, пластиковые стаканчики и дощечки на каждого ребенка, измерительный пластиковый стакан, фартуки для всех участников.

Реализация проекта:

Создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Девочка Чумазая». А после прочтения стихотворения к детям в группу заглянула кукла Маша – Замараша.

Воспитатель: Ой, какая Маша чумазая. Ребята, а что же нам делать с Машей?

Рома: Ее надо помыть.

София: Ее надо помыть с мылом, а то так она не отмоется

Воспитатель: Думаете с помощью мыла мы ее сможем отмыть?

Дети: Да!

Воспитатель (демонстрируя): А у меня как раз есть мыло разное и жидкое и твердое, детское и хозяйственное, которым стирают мамы. Как вы думаете какое подойдет?

В ходе беседы дети выясняют, что мыло бывает разное и по внешним признакам и по назначению, бывает купленное, а бывает мыло ручной работы.

Отсюда возникла идея, самим изготовить мыло и сравнить его свойства с  мылом купленным в магазине.

Формулируется проблема: можно ли самим изготовить мыло. Будет ли мыло обладать такими же свойствами, как покупное. 

  1. Формулирование исследовательской задачи.

В ходе беседы формируется задача – вызвать у детей желание самостоятельно изготовить мыло.

Воспитатель: Ребята мы уже знаем о пользе мыла. А какими свойствами оно обладает?

Кирилл Г: Оно скользкое

Миша Б: Мыло вкусно пахнет.

София: Мыло твердое

Варя: Мыло пенится и у него появляются пузырьки.

Кирилл К: Мыло смывает грязь с ладошек.

Миша В: Мыло бывает круглым, бывает овальным, а бывает другой формы.

Выдвигается гипотеза: будет ли мыло изготовленное в домашних условиях обладать такими же свойствами?

2.Оформление проекта.

2.1. Основной вопрос исследования: можно ли сделать мыло самостоятельно и будет ли оно таким же как мыло, купленное в магазине?

2.2. Проведение опроса, оформление результатов опроса.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о мыле?

Что мы хотим узнать о мыле?

Как мы это сможем узнать?

Варя: когда моешь руки появляется пена.

Варя: почему оно  пенится?

Варя: Спросить у мамы.

Кирилл К: мыло убивает микробов

 Кирилл К: почему оно пахнет

Кирилл К:Спросить у воспитателя

Рома: если мыться с мылом то не будет вшей

Рома: Почему мыло только круглое и овальное?

Рома: посмотреть в телефоне

Кирилл К: мылом мама стирает носки

Кирилл К: Почему оно скользкое?

Кирилл К: В интернете.

София: оно вкусно пахнет

София: где делают мыло?

София: Прочитать в книге.

Миша Б: у меня дома жидкое мыло в баночке, зеленое (цвет мыла)

 Миша Б:почему бывает и жидкое мыло и твердое?

Миша Б: дома на ноутбуке

Миша В. Бабушка говорит если не мыть руки будут цыпки-лапки

Миша В: А можно самим сделать мыло?

Миша В: Спросить у взрослых

В ходе опроса выявляются источники информации с точки зрения детей: родители, воспитатель, книги, интернет. Предлагаем провести опрос родителей, воспитателя, формулируем совместно с детьми вопросы для опроса:

Почему мыло имеет разную форму, цвет и запах?

Можно его сделать самим?

Будет ли мыло, сделанное своими руками отличаться от покупного?

Результаты опроса выбранных детьми людей:

Вопросы/

Источники информации

Почему мыло имеет разный аромат, цвет и форму?

Можно ли мыло изготовить самим?

Будет ли мыло сделанное своими руками отличаться от покупного?

1.Бабушка Миши Б

У людей разные вкусы, поэтому  для всех делают разное мыло. Что бы человек мог выбрать мыло на свой вкус.

Мыло делают на заводах и фабриках, но и в домашних условиях его можно сделать.

Думаю да.

2.Мама Софии

На заводе изготовитель решает какой цвет, аромат и форма лучше подойдет для того или иного мыла.

Сейчас много людей, которые занимаются изготовлением мыла ручной работы и предлагают свой товар на ровне с заводским мылом.

Нет, если его сделать правильно с использованием всех ингредиентов.

3.Воспитатель

Создатели мыла ориентируются на разный тип людей, возраст, пожелания, при изготовлении мыла.

Если есть все ингредиенты, то можно мыло изготовить в домашних условиях.

Мы это проверим в ходе нашего эксперимента.


2.3. Выбор наиболее правильного ответа с точки зрения авторов проекта.

В ходе  беседы, опроса и чтения информации в энциклопедии и интернет источниках выяснили: что мыло можно изготовить самим, в домашних условиях, главное все делать по инструкции.

2.4. Обсуждение способов проверки правильности гипотезы.

Будет ли мыло своими свойствами  отличаться от покупного, осталось неизвестно. Поэтому решили опытным путем проверить это.

2.5. Изготовление мыла.

Дети с воспитателями изготовили мыло в правильной последовательности с использованием всех ингредиентов, которые должны быть: мыльная основа, масло персиковое (виноградное), пищевые красители, различные отдушки для аромата. С соблюдением техники безопасности.

2.6. Заполнить таблицу с результатами исследования.

Цель: Сравнить мыло сделанное своими руками  с мылом из магазина.

Мыло, сделанное своими руками

Мыло, купленное в магазине

Цвет

Имеет.

При изготовлении можно выбрать любой цвет.

Имеет.

Молочный цвет, но бывает и других цветов.

Запах

Имеет.

Выбрать можно любой понравившийся аромат. Аромат яркий, приятный.

Имеет.

Слабо выраженный.

Форма

Разная, зависит от предпочтений.

Так были: форма цветы, снежинка, елочка, сердечко, разводной ключ, пила.

Овальная

Как хорошо мылится и пенится

Хорошо пенится и мылит руки

Хорошо пенится и мылит руки

Как смывает грязь с рук

Хорошо смывает грязь.

Хорошо смывает грязь.

Вывод: мыло, сделанное в домашних условиях, своими свойствами ничем не уступают мылу купленному в магазине.

2.6. Развлечение в группе «В мире мыльных пузырей»

Игра на развитие дыхания «Раздувайся пузырь»

Игра – эксперимент «Форма пузыря»

Подвижная игра «Поймай пузырь»

2.7. Защита проекта: презентация «Мыловары».

Дети, готовят презентацию для второй подгруппы детей не участвовавших в проекте. Рассказывают о том, как можно изготовить мыло своими руками дома с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "

Разработка исследовательского проекта  детьми старшего дошкольного возрата...

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "История возникновения дорожных знаков"

Дорожные знаки мы видим так часто, что не задумываемся о том, насколько важную роль они играют в жизни человека. Кто придумал дорожные знаки? Зачем они появились? Как давно они существуют? Что они обо...

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Энергия ветра – альтернативный источник электричества»

В проекте изучали с детьми первичные представления об электричестве. Узнали, какие бывают альтернативные источники энергии. Сконструировали модели ветряной электростанции из электронного конструктора ...

Познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Новый год у ворот"

Создание условий для формирования представлений  о Новом годе как веселом и добром празднике, новогодней открытке у детей старшего дошкольного возраста....

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Читаем детям о войне»

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ: гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций ...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»

Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...