«Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
статья

Шаранова Ольга Николаевна

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

Далеко не со всеми профессиями ребенок может познакомиться в реальной жизни и увидеть трудовые операции, которые совершают специалисты разных профессий в своем ближайшем окружении. Эффективными формами получения таких сведений становятся: непосредственная образовательная деятельности, интерактивные экскурсии, просмотр видеоконтента, совместная деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная свободная деятельность детей. Дети не только знакомятся с профессией по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в различных видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»

2 слайд

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности», для этого необходимо «развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей».

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели: формирование у детей положительного отношения к труду.

Вопросы организации ранней профориентации детей дошкольного возраста отражены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ  25 ноября 2022 года №1028.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения ФОП ориентируют на проявление у ребенка положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребенка появиться стремление заниматься социально значимой деятельностью.

В области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания основными задачами образовательной деятельности становятся: формирование  представления о профессиях и трудовых процессах, о разнообразии взаимосвязи видов труда и профессий; о труде как ценности общества; воспитание бережного отношения к труду взрослых, к результатам их труда; развитие самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности; знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности; развитие интереса и самостоятельности в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.

По поручению губернатора Костромской области Сергея Ситникова в регионе разработана и утверждена программа развития профориентационной работы с воспитанниками детских садов, учениками школ и студентами средних профессиональных и высших учебных заведений.

Программа направлена на формирование у детей и подростков осознанного стремления к получению инженерных специальностей и рабочих профессий технического профиля, востребованных экономикой Костромской области.

3 слайд

Исходя из этого в нашем дошкольном учреждении внедряются и активно используются современные образовательные технологии, направленные на раннюю профориентацию.

К современным образовательным технологиям относятся:

  • технология проектной деятельности;
  • технология организации сюжетно-ролевых игр;
  • интегрированного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология макетирования. Дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов;
  • технология музея. Открывает широкие возможности для изучения мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего.

4 слайд

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

Далеко не со всеми профессиями ребенок может познакомиться в реальной жизни и увидеть трудовые операции, которые совершают специалисты разных профессий в своем ближайшем окружении. Эффективными формами получения таких сведений становятся: непосредственная образовательная деятельности, интерактивные экскурсии, просмотр видеоконтента, совместная деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная свободная деятельность детей. Дети не только знакомятся с профессией по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в различных видах деятельности. С каждой возрастной группой информация усложняется.

Большую роль в развитии этого направления играет организация реальных экскурсий, направленных на ознакомление с профессиями взрослых. Для этого в нашем дошкольном образовательном учреждении разработан ряд «образовательных маршрутов», целью которых является расширение кругозора, закрепление навыков общественного поведения, уточнение представления о работе людей различных профессий.


5 слайд

Дошкольный образовательный туризм является мощнейшим фактором познавательного развития дошкольников, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляем по трем направлениям:

  • образовательная и воспитательная деятельность с воспитанниками;
  • сотрудничество с семьями воспитанников;
  • взаимодействие с социальными партнерами.

При организации экскурсий дети получают информацию о профессиях за пределами детского сада. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности к определенной профессии через «погружение в профессию», ознакомлением с трудовыми операциями и инструментами, которые необходимы людям разных профессий. Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к наблюдаемой работе взрослых возрастает, когда они могут выполнить хотя бы одну, доступную детям, функцию.

6 слайд

Приведем примеры организации образовательного туризма по ознакомлению дошкольников с профессиями и ранней профориентации.

  1. Образовательный маршрут «Мир прекрасного» в «Ветлужскую детскую музыкальную школу имени композитора Чистякова В.П.». Задачи маршрута: воспитание любви к музыке; развитие музыкальных и творческих способностей; знакомство с музыкальными инструментами; формирование начала музыкальной культуры; приобщение детей к деятельности в области искусства.

Дети знакомятся с профессиями: преподаватель музыки, исполнитель, дирижер, концертмейстер.

Для формирования положительного отношения у детей к музыкальным профессиям с 1 сентября 2023 года в рамках сетевого взаимодействия педагогами музыкальной школы осуществляется реализация дополнительной образовательной программы: «Коллективное музицирование: детский оркестр» с воспитанниками подготовительных к школе групп.

7 слайд

  1. Образовательный маршрут «Путешествие в страну питьевой воды» в ООО «Шарьинская минеральная вода».

Цель: ознакомление детей с производством питьевой бутилированной воды и профессиями данного предприятия.

Дети узнали, как попадает питьевая вода к нам в дом. Познакомились с профессиями: инженер-технолог, оператор, лаборант, биолог.

Полученные знания дети закрепили в рамках участия в региональном и всероссийском фестивале «Праздник Эколят – молодых защитников природы - 2022». Дети выступали в роли юных защитников водных ресурсов нашей планеты, побывали в роли лаборатнов-исследователей, которые узнали, как очистить воду, загрязненную машинным маслом с помощью древесного угля.

8 слайд

  1. Образовательный маршрут «МЧС. Пожарная охрана».

Цель: ознакомление с профессиями Министерства чрезвычайных ситуаций, их трудовыми операциями и инструментами. Вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.

На такой экскурсии дети становятся не только наблюдателями, а активными участниками экскурсии. Они пробуют себя в роли водителя пожарной машины, примеряют на себя форму пожарного.

Такие экскурсии находят продолжение в организации работы в этом направлении уже в стенах детского сада. Организуются тематические встречи, посвященные вопросам безопасности в разные периоды времени года.

9 слайд

  1. Образовательный маршрут «Волшебная посылка».

Цель: формирование представлений о труде работников почтового отделения, о значимости их труда.

Дети все меньше получают знания о традиционных профессиях. Взрослые в основном пользуются современной техникой передачи информации. В рамках экскурсии, сотрудники почты познакомили детей с местами, где хранятся письма и посылки, рассказали каким образом они доходят до адресата.

10 слайд

Продолжением работы по ознакомлению детей с работой почты стало участие во всероссийском проекте «Живые письма дошкольников» с августа 2023 года. Цель данного проекта: организация переписки среди детей дошкольного возраста разных городов. В рамках этого проекта дети не только знакомятся с родной страной, но и находят друзей, посредствам «живой» переписки с такими же дошколятами. Ребята отправляют не обычные письма, а письма, изготовленные своими собственными руками (открытки, тематические альбомы, дидактические игры и другое).

11 слайд

  1. Образовательный маршрут в МБУ СОШ школу №3, №7.

Цель: расширение и обобщение знаний детей об образовательных учреждениях города. Воспитывать интерес к предстоящему обучению в школе, уважение к труду учителя.

Дети знакомятся с профессией учитель, с правилами поведения в школе, ее помещениями и другим. Это позволяет им не только узнать о трудовых операциях данной профессии, но и иметь представление о предстоящем обучении в школе.

Информация, полученная на данной экскурсии, находит продолжение и отражение в игровой деятельности детей. Дети моделируют подобную ситуацию в сюжетоно-ролевой игре, подбирают различные атрибуты для нее, используют игрушки-заместители, изготавливают необходимый материал самостоятельно.

Опыт работы организации образовательного туризма показывает, что посещение таких мест позволило детям получить яркие незабываемые впечатления, заглянуть в мир «живого» производства.  

Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, проявляется интерес и склонность к конкретной профессии.

12 слайд

Сотрудничество с семьями воспитанников заключается в ориентации дошкольников на непосредственный профориентационный пример. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как их папа и мама. Поэтому, в детском саду завели традицию «Встреча с интересными людьми». Данная форма работы показывает ребенку значимость семьи, расширяет сферу познавательной деятельности.

13 слайд

Со старшего дошкольного возраста, при непосредственном участии родителей в рамках экскурсионной работы, была разработана и реализована сюжетно-ролевая игра на тему ознакомления с профессией репортер. Дети брали интервью у сотрудников детского сада.

Представляем вашему вниманию фрагмент видеорепортажа, который получился у наших воспитанников.

14 слайд

Результативность работы по ранней профориентации подтверждают стабильно высокие показатели и награды воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

В 22022 году воспитанница детского сада стала победителем Международного чемпионата Baby Skills в номинации «Мастер сервировки» в компетенции «Ресторанный сервис».

В учреждении систематически ведется методическая работа по ранней профориентации. Ранее, функционировало методическое объединение педагогов ДОУ по данной тематике.

В апреле 2023 года в рамках организационного, методического и информационно-технического сопровождения функционирования региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры, в целях распространения инновационного опыта работы дошкольных образовательных организаций, автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» совместно с муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка», имеющим статус инновационной площадки, проводили межрегиональный семинар-практикум «Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации». Воспитатель Малышева Л.Е. приняла участие в данном семинаре с выступлением на тему: «Опыт реализации мероприятий по ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении».

В октябре 2023 года в рамках участия в межрегиональном семинаре-практикуме «Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации» на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 «Былинушка», старший воспитатель Глушкова Е.О. и воспитатель Шаранова О.Н. выступили с докладом на тему: «Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении».

15 слайд

С 1 сентября 2023 года на базе детского сада организовано городское МО по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Поиграем в профессии». Руководитель: Шаранова О.Н.

В 2023 году детский сад № 18 «Родничок» стал участником образовательного кластера среднего профессионального образования по отрасли «Педагогика» федерального проекта «Профессионалитет» создаваемого на базе Шарьинского педагогического колледжа Костромской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

консультация для педагогов "Технологии ранней профориентации дошкольников"

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в раз...

консультация для педагогов "Технологии ранней профориентации дошкольников"

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в раз...

консультация для педагогов "Технологии ранней профориентации дошкольников"

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в раз...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет и дает описание направлений работы по ранней профориент...

«Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели: формирование у детей положительного отношения к труду....