Встреча в музыкальной гостиной
план-конспект занятия (старшая группа)

Материал подобран на зимнюю тематику, включает в себя слушание музыки и творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_kniga_zimy.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Полянка»

Конспект для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальная гостиная

«Белая книга зимы»

                                                                                                 Составила:

                                                                                                 Музыкальный

                                                                                                 руководитель,

                                                                                                 высшей кв. категории

                                                                                                 Волохова Т.В.

           

Задачи:

1. Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы.

2. Развивать: тембровый слух, чувство ритма, воображение, способность к свободным импровизациям, координацию движений.

3. Воспитывать произвольное поведение во всех видах игр.

Репертуар: «Зима» муз. А Вивальди

                    Фонограмма зимней вьюги, метели

                     Песня «Снежный ком» муз. Е.Попляновой (журнал «Музыкальный руководитель»

                      №5 2004 год)

                     «Маленькое рондо» муз. С. Слонимского        

                     «Вальс» муз. Вальдтейфеля

                     «Почему медведь зимой спит» муз. Л.Книппера

                     «Зайка» муз. Е. Тиличеевой

Оборудование: ледяные палочки; картины: «Мартовский снег», «Февральская лазурь» И.Грабаря,

 «Зимнее солнце», «Русская зима» К.Юона, «На севере диком» И.Шишкина; музыкальные

 инструменты: дудочка, ложки, ксилофон, металлофон, бубенчики, музыкальные молоточки,

кубики; скорлупа грецкого ореха; 4 обруча; голубые листы бумаги по количеству детей; баночки с

 мукой.

Ход

Звучит «Зима» муз. А.Вивальди, дети входят в зал.

 Муз. рук: отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:

                         «Звонкая погода, снега кутерьма.

                         Это время года  мы зовём…(зима)»

   Зима…Какое прекрасное время года!

Нашу встречу я назвала «Белая книга зимы»

 Как вы думаете, что это за книга, что в ней можно прочитать? (ответы)

 В этой книге мы можем прочитать стихотворение А.С. Пушкина, который об этом необыкновенном времени года говорил так:

             «Вот север тучи нагоняя,

              Дохнул, завыл – и вот сама

              Идёт волшебница – зима.

              Пришла, рассыпалась. Клоками

              Повисла на суках дубов;

              Легла волнистыми коврами

              Среди полей, вокруг холмов…»

Читать нашу книгу мы будем не только глазами. Закройте глаза и послушайте.

Звучит фонограмма зимней вьюги.

Муз.рук.: Что это? Может быть лёгкий летний ветерок? (ответы) Конечно, это звуки зимней вьюги.

                          (проводится упражнение по методу В. Емельянова)

Свистели метели                                       дети делают глиссандо от высокого регистра

                                                                    к низкому на звук «у».

Летели снега                                              глиссандо от высокого регистра к низкому на  

                                                                     звук «о».

Стелила метели                                         дети делают глиссандо на звук «и» то вверх,то вниз

Большая пурга                                           показывая высоту звука рукой

Стелила постели                                        пропевают отрывистые, «острые» звуки «а» в разных

Морозом она                                              регистрах по показу муз. руководителя

И было метелям                                         то усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают

 Всю ночь не до сна                                   приближая ладони друг к другу, на одном дыхании

Многие композиторы передавали звуки зимы в своих произведениях.

Предлагаю послушать музыкальное произведение

 

                                    «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди

                                    Дети слушают фонограмму, муз. рук. комментирует

Муз. рук. Вот мы слышим первую мелодию зимы, она звучит очень тихо. И действительно, зима подходит незаметно, очень тихо. Всё происходит, как в сказке. За одну ночь зима может построить себе серебряный дворец, покрыть снегом дома, деревья, мостит мосты через реки и озёра. Однажды проснёшься утром и видишь, что за окном всё изменилось; и деревья, и дома покрыты белым пушистым снегом, и сразу охватывает какая – то непонятная радость.

 Сейчас прямо в зале мы устроим настоящую метель – белую кутерьму.

Муз.рук. берёт конфетти и мелко нарезанную фольгу, подбрасывает вверх и вместе с детьми дует так, чтобы она порхала в воздухе.                                                                                                           Звучит фонограмма метели.

Муз.рук.: Когда у нас выпадает много снега,  во что вы любите играть? (ответы)

 Предлагаю поиграть в игру «Снежный ком»

  Покатился снежный ком,                           двигаются в рассыпную под музыку, вращая перед  

  Я иду за ним шажком.                               Собой предплечья, имитируя движения снежного кома

  Он быстрее – я бегом                                 Ускоряют движения

  И в калитку лбом бом.                                Стукают себя по лбу, падают на пол

Муз. рук.: В нашей книге можно прочитать ещё одно стихотворение

       Ребёнок: Не рисовал ни я, ни ты –

                        Откуда ж на окне цветы?

                        Пока я спал, пока он спал,

                        Их Дед Мороз нарисовал!

                        На окне старик Мороз

                        Льдинкой росписи нанёс! (Г. Ладонщиков)

 

          Музыкальный руководитель предлагает детям, используя ледяные палочки, тоже попробовать рисовать снежные узоры, как Дед Мороз (палочки – это карандаши, обмотанные фольгой)

                                Звучит «Маленькое рондо» муз. С.Слонимского

      На 1 – ую часть – бегут по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки

      На 2 – ую часть – каждый ребёнок делает любой узор из своих двух палочек, положив их   произвольно на полу перед собой. (Дети рассматривают узоры)

  Игра повторяется, но теперь дети составляют узор в 2 –ём; 3 –й раз – в 3 –м (после повтора игры дети рассматривают узоры других детей, аплодируют художникам)

Муз. рук.: В нашей книге есть загадка:

                   Речка быстрая бежала,

                   Только льдом её сковало.

                    Пробежать по льду реки

                    Нам помогут …что? (коньки)

                    Их на ножки надевайте

                    И скорее в круг вставайте.

                                Звучит «Вальс» муз. Вальдтейфеля  

         

 Музыкальный руководитель предлагает детям покататься на коньках. Упражнения сопровождаются командами педагога: «Катаемся парами», «Руки крест – накрест», «Катаемся по кругу», «по одному, кто как хочет, «вращения», «Прыжки»)

 

Муз. рук.: Какая же книга без иллюстраций. Скажите, пожалуйста, какую картину мы называем пейзажем» Какие краски используют художники в своих произведениях, чтобы изобразить зимний пейзаж? (Ответы). Теперь обратимся к великим русским художникам.

             

     Музыкальный руководитель рассматривает с детьми репродукции картин: «Мартовский снег», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Зимнее солнце», «Русская зима» К. Юона, «На севере диком» И Шишкина. 

Муз.рук.: Наверное, вы не раз видели похожий уголок  леса и равнодушно проходили мимо. Только талантливый художник может увидеть эту красоту и запечатлеть её в своём великом произведении. Если побродить по зимнему лесу, то можно увидеть много интересного. Садитесь на коврик и берите музыкальные инструменты (дудочку, ложки, ксилофон, металлофон, молоточки, бубенчики, скорлупа грецкого ореха). Я буду рассказывать стихотворение, а вы его озвучивайте на музыкальных инструментах.

                              Едем, едем на лошадке

                              По дорожке зимней гладкой:

                              Скок, скок, скок – 2 раза.

                              Санки скрипят, бубенчики звенят,

                              Дятел стучит, вьюга свистит,

                              Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок – цок»,

                              Рыжая лисичка зайчика стережёт.

                              Холод, холод, стужа, стужа.

                              Снег пушистый кружит, кружит…

                              Ехали мы, ехали, наконец, доехали.

                              С горки «у – ух»! В ямку «бух». «Приехали».

Муз. рук.: Расскажите, как звери зимуют: лисы, белки, медведи и другие лесные обитатели? (ответы)

         Музыкальный руководитель предлагает спеть шуточную песню

                   «Почему медведь зимой спит» муз. Л.Книппера

 Муз. рук.: Грустно стало вдруг в лесу.

                   Чьи следы там на снегу?

                   Только чёрный нос торчит,

                   Глаз косой на нас глядит.

                   Кто же это? Угадай – ка,

                   Это наш трусишка…(дети: зайка)

                                        Игра «Кто быстрее займёт норку» муз. Е.Тиличеева «Зайка»

                          1 часть – прыгают по залу

2 часть – занимают места в обручах 2-3 человека (в зависимости от инструкции      муз. руководителя)

Муз.рук.: Чтобы белая книга зимы была законченной, предлагаю вам тоже что – нибудь написать в книгу зимы. Писать вы будете мукой, оставляя следы на бумаге.

                    На полу разложить листки синей бумаги, баночки с мукой. Дети макают палец в муку. Рисуют задуманное. Музыкальный руководитель спрашивает, что дети написали в книге зимы.

 Муз. рук.: На этом  закрывается наша «Музыкальная гостиная». До новых встреч!

                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встречи в музыкальной гостиной"

Занятие проходит в форме "Музыкальной гостиной". Соответсвующая обстановка настраивает детей на восприятие классической музыки. Цель занятия - дать детям знания о 2-х и 3-х частной форме музыкальных п...

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Цик встреч в музыкальной гостиной "Времена года"

Ознакомление детей подготовительной группы с класстческой музыкой на тему "Времена года"...

Встреча в музыкальной гостиной " Путешествие по сказкам"

Дети путешествуют по русским народным сказкам. Отгадывают пословицы, загадки и затем сами инсценируют русскую народную сказку "Репка" на новый лад....

Встреча в музыкальной гостиной "Образ Бабы - Яги в музыке П.И. Чайковского"

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, помогающее  лучше понять и раскрыть образ, услышанный в музыке через изобразительное искуссво....

Встречи в музыкальной гостиной. Беседы об искусстве. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа о Родине для детей старшего дошкольного возраста....

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....