Проект "В мире этикета"
проект (старшая группа)

Шагалкина Евгения Александровна

Актуальность проекта: Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, уверенным в себе человеком,  адаптированным в обществе, любимым близкими и друзьями, понимаемым  коллегами по работе. Вот поэтому, взрослым необходимо терпеливо обучать его правилам культурного поведения, объяснять необходимость их соблюдения.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается  первое впечатление о нём.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, помогая ребёнку ориентироваться в общественной жизни.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_etiketa.docx 33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Принято проектным

советом МДОАУ ДС  № 29

протокол № 1

от «___»______  2023г.

УТВЕРЖДАЮ:__________________

заведующий

 МДОАУ д/с №29  Н.А.Стрехина

СОГЛАСОВАНО:________________

Руководитель проектного совета

МДОАУ д/с № 29 Е.А. Баркова

ПРОЕКТ

«В мире этикета»

для воспитанников 5-6лет

муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска

Амурской области

срок реализации: октябрь 2023г. – май 2024г.

Разработчик:

Шагалкина Евгения Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

Актуальность проекта: Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, уверенным в себе человеком,  адаптированным в обществе, любимым близкими и друзьями, понимаемым  коллегами по работе. Вот поэтому, взрослым необходимо терпеливо обучать его правилам культурного поведения, объяснять необходимость их соблюдения.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается  первое впечатление о нём.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, помогая ребёнку ориентироваться в общественной жизни.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств.

Проблема: у воспитанников 5-6 лет не достаточно сформированы знания о разных видах этикета (речевой, столовый, в общественных местах, эпистолярный).

Цель проекта: продолжать формировать у воспитанников 5-6 лет  знания о разных видах этикета.

Задачи:                                                                                          

1. Расширить знания детей о видах этикета (речевой, столовый, этикет в общественных местах, эпистолярный).

2. Обогащать словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы и др).

3. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

  1. Прививать навыки вежливого поведения.

Тип проект:групповой, долгосрочный.

Вид проекта: познавательный.        

Срок реализации проекта: октябрь 2023г.– май 2024г.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Ожидаемые результаты: к концу учебного года ребенок будет знатьи понимать: понятия «этикет»;
сформируются умения правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
культуре поведения в общественных местах;

знания о  столовом этикете;

умения анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми.

План реализации проекта

Дата

Вид деятельности

Цель

Октябрь

Речевой этикет (октябрь-декабрь)

Ситуативный разговор: «Этикет. Что это?»

Познакомить с понятием этикет.

Занятие «Что такое культура поведения».

Продолжать учить правилам вежливости.

Чтение С. Маршак «Урок вежливости»

Воспитание вежливости через знакомство с произведением.

Дидактическая игра «Не обзывайся»

Объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим сверстникам.

Ноябрь

Дидактическая игра «Умей извиняться»

Учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Словесная игра «Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Способствовать формированию представлений о культуре речи.

Игровое упражнение «Паутина добрых слов»

Развивать коммуникативные умения и навыки детей через игровую деятельность.

Чтение художественной литературырассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»

Познакомить с новым произведением.

Декабрь

Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Учить употреблять вежливые слова приветствия, общей культуре поведения, уважительному отношению друг к другу.

Коммуникативная игра «Комплименты»

Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним; способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Крошка енот»

Побуждать детей к дружелюбному отношению друг к другу.

Диалог: «Кому можно говорить «вы», кому «ты»».

Учить детей правилам знакомства, расширять коммуникативные способности детей.

Январь

Игровое упражнение: «Давай познакомимся» 

Формировать навыки речевого этикета.

Игра-драматизация по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово».

Учить детей тому, что без вежливых слов трудно обходиться в любом обществе.

Творческая игра «Страна вежливости»

Закреплять умение употреблять в речи вежливые слова; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Викторина: «Путешествие в страну речевой вежливости»

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Февраль

Столовый этикет  (февраль-март)

Познавательная презентация: «Красота на столе и за столом»

Формировать понятие о сервировке стола. Познакомить детей с приёмами украшения блюд. Познакомить с правилами пользования столовыми приборами во время трапезы. Развивать хорошие манеры.

Игра «Правила столового этикета».

Дать знания о правилах столового этикета.

«История столовых приборов».

Познакомить с историей столовых приборов.

Март

Ситуации общения «Что было – бы, если бы не было вилки, ложки и т.д.».

Формировать правила культурного поведения во время приема пищи.

Упражнение «Накроем на стол» (по алгоритму).

Систематизировать знания о сервировке стола.

Игра «Хорошие манеры. Правила поведения за столом».

Воспитывать культуру поведения за столом.

Творческая мастерская «Очумелые ручки»

Обучать складыванию салфеток, развивать логическое мышление, воспитывать навыки салфеточного этикета.

Апрель

Этикет в общественных местах (апрель)

Ситуативный разговор: «Правила дорожного движения», «Нормы поведения на улице».

Познакомить с правилами поведения на улице.

Экскурсия в книжный магазин

Продолжать формировать знания об этикете в общественных метах.

Сюжетно - ролевая игра «В автобусе»

Продолжить знакомство с правилами поведения в транспорте, закрепить знания вежливых слов.

Виртуальная экскурсия: «В музеи»

Продолжать знакомить детей с этикетом в общественных местах.

Май

Эпистолярный этикет

(май)

Ситуативный разговор: «Эпистолярный этикет»

Познакомить с эпистолярным этикетом.

Презентация: «История письма и почты»

Познакомить с историей письма, почты.

Творческая мастерская: «Поздравительная открытка»

Научить оформлять поздравительную открытку.

Досуг: «Путешествие по стране хороших манер»

Расширить, обновить и закрепить правила этикета.

План взаимодействия с родителями

Срок исполнения

Содержание работы

Октябрь

Буклет «Виды этикета»

Ноябрь

Памятка«Минутки рефлексии для родителей»

Декабрь

Информационный лист «Этикет в общении»

Январь

Родительская энциклопедия «20 правил хороших манер»

Февраль

Мастер – класс «Салфеточный этикет»

Март

Памятка«Словарик вежливых слов»

Апрель

Фотовыставка «Добрый поступок»

Май

Рекомендации: «Роль этикета в воспитании детей».

Литература:

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004г.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985г.
5.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009

6.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

7. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Познание. Формирование целостной картины мира «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА»

Программные задачи: Заключить основы эмоционального, положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми. Формировать элементарные правила вежливости; представлени...

НОД по речевому этикету в старшей группе «В мире вежливых слов»

Закрепление  умений употреблять различные формы словесной вежливости; активизировать полученные на занятиях речевой культуры знания, умение применять их в жизни, развивать творческое вообра...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Этикет"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Этикет"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Вежливость и этикет»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Вежливость и этикет»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Вежливость и этикет»

В данной публикации вы найдете конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Вежливость и этикет"....