знакомство с марийской национальной одеждой...
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Федорова Любовь Никитична

для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

            ЗНАКОМСТВО С НАЦИОНАЛЬНОЙ МАРИЙСКОЙ ОДЕЖДОЙ…

      Программное содержание: познакомить детей с женской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари.

Научить детей выделять и называть главные элементы узора.

Развивать чувство ритма на основе восприятия одинаковых элементов росписи.

Закреплять умение рисовать ватной палочкой (гуашь), для каждого цвета брать отдельную палочку, наносить узор аккуратно,

     Развивать речь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.

Материал: национальная марийская одежда, украшения, фотографии, картинки и иллюстрации с изображением национальной одежды народа мари, дорожки самотканные, аудиозапись, берестяные туесочки, плетеные корзинки, национальное блюдо Ӱяча (Колобок)

Гуашь, палитра, ватные палочки, полоски бумаги, образцы вышивок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров. Беседа о культуре и быте народа мари. Разучивание стихотворения. Знакомство с народными играми, с дидактической игрой «Одень куклу в национальную одежду», обыгрывание, роспись одежды, раскраски матрешки в национальном костюме.

Образовательная деятельность

(звучит марийская мелодия)

ВоспитательЯ рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми!

К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Она славится дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много.

Живут в России разные… Владимир Степанов

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Воспитатель: нашу группу тоже посещают дети разных национальностей. Диана из татарской семьи, папа Зарины таджик, семья Миланы – армяне, Витин папа – из чувашской семьи, бабушка Ани марийка.  А сегодня к нам придет мама, которая познакомит нас со своей национальностью: одеждой, традициями…

 (Звучит марийская мелодия, входит Анина мама в национальной одежде).

Марийка. Здравствуйте, дети! (сначала на марийском языке здоровается, потом перевод объясняет)

Дети. Здравствуйте!

Марийка. Я пришла к вам в старинной марийской одежде.

В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи (платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, я надела домотканое платье (тувыр). Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полотенца, дорожки. Платье с множеством оборок, ленточек. Поверх рубахи надевали вот такой кафтан (шовыр) и подпоясывались поясом. На голове носили платки (ялук), на ногах лапти (йондал).

(Марийка рассказывает и показывает одежду).

Марийка. Марийский народ очень трудолюбивый. Все женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками.

(показ изделий и иллюстраций).

Марийка. А эти платья украшены растительным узором (показывает).

Марийка. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры? (на вороте, подоле, рукавах, спине, груди).

Марийка. Молодцы. Из каких знаков состоит узор? (ромбики, крестики, звездочки).

Для чего вышивали их? (Считали, что они оберегают человека).

Марийка. Да, поэтому их еще и называют оберегами. Обязательным атрибутом одежды был пояс. Его обязательно носили на себе, повязывали поверх платья, рубахи.

Марийка. Я вам, внучата, принесла (настоящая одежда, полотенца с вышивками, различная одежда, предметы быта ручной работы) картинки и фотографии с изображениями повседневной и праздничной одежды нашего народа (показ).

     В праздники надевали красивую нарядную одежду, украшения. В первую очередь- это головные уборы – такия. Его богато украшали монетами, бусами, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, раковинами каури.

К головным уборам относятся и околоушные подвески пылыштенге. Это украшение из монет, в верхней части которого имелась петля для ушей. На шею надевали онылашйымал – ожерелье из серебряных монет и бисера. На грудь спускалось украшение сога – полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям – жемчуг, бусы.

В старину носили головной убор – акай (показ картин, иллюстраций). Это головной убор замужних женщин. Его тоже богато украшали вышивкой. Вот так одевались в праздничные дни.

Марийка. Марийский народ не только трудолюбивый, но и любит в свободное время и в праздники веселиться и играть в разные марийские народные игры. Я вас приглашаю поиграть в народную игру «Савыц дон мадмаш» - «Игра с платком»

(Большой платок растянут по диагонали. Первый ведущий держит за уголок с высоко поднятой рукой, второй игрок держит за уголок, опустив руку. Между ними стоят дети. Обегая круг платочком, дети должны приседать, не должны касаться платочка. Вместе с ребятами играть помогаем, заранее знакомимся с игрой).

Марийка: славно мы поиграли, я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла марийское национальное блюдо, называется Ӱяча (Колобок)
Ӱяча – это марийская сладкая выпечка. Обычно они подаются к столу на национальные праздники, подается в холодном или горячем виде.  (Представляют собой маленькие обжаренные в масле колобки и сваренные в мёде).
ещё я принесла вам чистые полотенца. Будет время, распишите их узорами. (бумажные полоски) Договорились? До свидания!

Дети. Спасибо. До свидания!

(Звучит музыка, Марийка прощается и уходит).

Воспитатель. Ребята, какие предметы одежды и головные уборы вы запомнили? (ответы детей). Мы узнали, что марийский народ очень любит вышивать. Узоры эти разные. Это растительный узор (показ элементов узора). На что они похожи?

Дети. На морковь, на свеклу, на редиску.

Воспитатель. Сегодня мы видели очень красивые вышитые полотенца, мы с вами тоже попробуем разукрасить полотенца в  мастерской.  Мастерицы орнамент вышивают цветными нитками, а сегодня с вами эти полотенца будем расписывать ватными палочками и гуашью. Работаем осторожно, чтобы не испачкать одежду гуашью. Для каждого цвета берите чистую палочку, а использованную положите на поднос. Вначале мы макаем ватную палочку в воду, а затем набираем нужный для вас цвет и начинаем наносить узор. Не забывайте пользоваться салфетками. Выберите себе узор, который вам хочется нарисовать. Чтобы было приятнее рисовать, вам будут помогать марийские мелодии. (Под марийскую мелодию дети украшают полотенца). 

Воспитатель: Кто уже закончил свою работу, можете принести ко мне на стол.(Подводится итог занятия, обсуждение.) 

Воспитатель. Молодцы. Понравилось вам сегодняшнее мероприятие? Что именно понравилось? (Дети высказывают, что приходила марийка в национальном костюме, знакомила ребят…) Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре? (растительный, животный, геометрический орнамент)

 Воспитатель. Сегодня мы с вами   побывали в мастерской марийских мастериц, почувствовали себя настоящими мастерами. Надеюсь в следующий раз мы с вами познакомимся ещё с другой национальностью, освоим другие узоры орнаменты.

    А теперь каждый прибирает свое рабочее место. Затем помоем руки и попробуем марийский гостинец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской национальной одеждой»

Ознакомление с прошлым русского народа...

Знакомство с национальной одеждой мари

Занятие для  старших дошкольников. знакомство с национальной одеждой, головными уборами, бытом народа мари....

НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯН...

«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»

В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд....

Знакомство детей с национальной марийской одеждой

Конспект занятия " Знакомство детей с национальной марийской одеждой"   Цель:  Познакомить детей с названиями  одежды на марийском языке....

Конспект НОД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

. Этот материал познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к своему родному краю, к своей родине....

Конспект ООД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.За...