Презентация опыта работы "Учимся читать, играя"
методическая разработка

Рыльцева Ирина Владимировна

Работая в дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемой - дети не любят «читать» книги, они отвлекаются, не усидчивы, внимание рассеяно. В связи с этим возникла необходимость найти интересные подходы и методы к решению данной проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryltseva_i.v.docx19.68 КБ
Файл zashchita_logunovaryltseva.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Учимся читать, играя.

Рыльцева Ирина Владимировна, воспитатель;

Логунова Татьяна Сергеевна, воспитатель

МБДОУ № 46, г. Канск,snegirisad46@mail.ru, 8 (39161) 3-30-10

                                                                                                     

        Актуальность                                                                                                                                

        «Реформа» системы образования привела к подмене реальных результатов образования формальными показателями, а это постепенно приводит к увеличению количества людей, не умеющих читать и считать, а главное – не умеющих понимать тексты.  В связи с этим особое внимание уделяется проблеме формирования навыка чтения у детей, так как чтение расширяет кругозор, создает благоприятные условия для развития умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях. Несмотря на то, что обучение чтению и его отработка не входит в компетенцию дошкольного учреждения, зачастую ребёнок должен прийти в школу уверенно читающим.

         Проблема

        Работая в дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемой - дети не любят «читать» книги, они отвлекаются, не усидчивы, внимание рассеяно. В связи с этим возникла необходимость найти интересные подходы и методы к решению данной проблемы. Решение нашлось на курсах повышения квалификации по теме «Обучение детей дошкольного возраста навыкам чтения». На курсах мы познакомились с методикой Ю.А. Пчелинцевой «Словолодочки». После завершения курса прошли итоговое экзаменационное собеседование у самого автора этой уникальной методики Ю.А. Пчелинцевой.

        Автор данной методики разработала свои пособия, свой алфавит, свою последовательность обучения чтению. Эта методика рассчитана на детей дошкольного возраста и позволяет в игровой форме усвоить детям такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению.  

        Цель - обучение детей дошкольного возраста чтению в игровой форме и формирование интереса к чтению и книгам. Ребенок усваивает новую информацию лучше, если в процессе обучения он находится в своей ведущей игровой деятельности. Он не думает, как выучить буквы или читать слоги. На каждом занятии он пускается в увлекательное приключение. Обучающий процесс построен на определенных этапах, строго следующих друг за другом.                На первом этапе мы прививаем интерес к чтению книг. Каждое занятие начинаем с «прокапывания» волшебного алфавита. В нашем алфавите - не буквы, а волшебные капельки, причем они разного размера (большие и маленькие). Очень важный прием: детям мы не озвучиваем, что звуки бывают гласные и согласные, но мы их учим различать эти звуки (наши капельки, прокапываем долго и коротко).

        На втором этапе развиваем фонематический слух. Мы изучаем звуки с помощью алфавита «Капельки чтения» и «пропеваем» слоговую таблицу. Прослушиваем музыкальные произведения, играем на музыкальных инструментах, играем в игры на фонематическое восприятие. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: «кот-ком», «фата-вата», «кочка-мочка». Индивидуально отрабатываем звуки, которые дети не выговаривают, тренируем артикуляционный аппарат. Выполняем артикуляционную гимнастику, проговариваем четверостишия.

        На третьем этапе, после того, как ребенок полностью освоил капельки и слоговую таблицу, переходим к чтению «волшебных писем», на которых написаны уже целые слова. Таким образом, незаметно для ребенка. Он овладевает навыком чтения, играя. Но для овладения качественным навыком чтения, недостаточно работать только по слоговой таблице и читать волшебные словолодочки. Необходимо работать над развитием памяти и внимания.                                                                                                                Для развития этих психических процессов, на занятиях  используем разные игры и упражнения.  

         В заключении, хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций:

- с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения;

- с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника;

- с позиции родителей – всесторонняя поддержка и непосредственное участие в процессе обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся читать, играя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири» Рыльцева Ирина Владимировна, Логунова Татьяна Сергеевна, воспитатели МБДОУ № 46 Канск, 29.13.2023 год

Слайд 2

Цель методики - обучение детей дошкольного возраста чтению в игровой форме и формирование интереса к чтению и книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

презентация к занятию: "ЧИТАЕМ КНИГУ, ИГРАЕМ С КНИГОЙ"

презентайия содержит картинки из сказки Маршака С.Я. , необходимые для чтения сказки с помощью электронных ресурсов....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

презентация опыта " Народные театрализованные игры в развитии творческих способностей детей"

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПочему в настоящее время эта тема так важна? Актуальность       Новые федеральные государствен...

Презентация опыта работы "Авторские игры в работе учителя-логопеда"

Суть работы учителя-логопеда -заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в нелегком процессе коррекции своей речи.Именно для этога занятия должны быть интересными и проходить ...

Презентация опыта работы "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи"

В представленной презентации опыта работы рассматривается вопрос влияния развития пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста. Представлены формы работы по развитию мелкой моторики, гр...