проектно-тематическое планирование "Вода вокруг нас"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Михайлова Алевтина Анатольевна

Разработка темы "Вода вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_voda_vokrug_nas.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-тематическое планирование в старшей группе тема «Вода вокруг нас» 

Тип проекта: познавательно – творческий.                                                                                                                                                                                            По количеству участников:  групповой.                                                                                                                                                                                                               По контингенту участников:  смешанный (дети, родители, педагоги).                                                                                                                                                                         По продолжительности:  среднесрочный 3-4 недели

Актуальность проекта: Вода - замечательное явление природы! Она  повсюду: в океанах, морях, реках и озёрах, в земле, в растениях, животных и даже в человеке. Человек пьёт воду, моется, готовит еду, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды. Без нее невозможна никакая жизнь! Она – сама жизнь! А что мы знаем о ней? Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы  и растения, как и люди, погибают без нее? Что мы знаем и не знаем о воде, но хотели бы узнать?
По результатам бесед с детьми  мы выяснили, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.

Наша задача – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины

  Цель проекта Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта: 

- Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.).

 - Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

 - Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения

- Расширять представления детей об обитателях водного мира

- Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.

Методы: 

наглядный, словесный, практический.

Приемы:

  • Чтение литературных произведений
  • Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • Проведение дидактических игр;
  • Ознакомление детей с иллюстративным материалом;
  • Организация экскурсий прогулок.
  • Экспериментирование;
  • Заучивание стихотворений детьми;
  • Загадывание загадок;
  • Организация работы в центре «Искусство»
  • Организация работы с родителями.
  • Изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;

Форма организации детей: индивидуальная,  в малых подгруппах, фронтальная.

 Форма итогового мероприятия: Открытое мероприятие « Путешествие капельки воды»

Дата проведения мероприятия: по плану  ДОУ

Образовательные области

Центры активности

Занятия

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Художественно-эстетическое-развитие

Физическое развитие

Сбор

 

Центр «Драматическая игра»

Центр «Театрализации»

Центр

«Манипулятивно-математический»

Центр

«Наука и

Природа»

Центр

«Песок/вода»

Центр

«Литературы»

Центр «Искусство»

Центр

«Фзкультура»

Просматривание иллюстраций,  презентации по теме “Вода в природе”

Беседы с детьми: «Кому нужна вода?», «Жители океана?»,

 «Можно ли жить без воды», «Круговорот воды в природе»

«Вода кормит человечество»

Цель: Вспомнить названия многих морепродуктов

«А еще вода - самая широкая, самая удобная дорога»

.Цель: вспомнить названия водного транспорта.

   Отгадывание загадок о разных состояниях воды, о зимних явлениях, зиме.

 Рассказ воспитателя:

 - «Животный мир морей и океанов»,

- «Что значит «беречь воду»?»,

- «Водный транспорт».

Беседы:

- «Что растёт в воде»,

- «Кто живёт в воде»

- «Как вода приходит в дом»

« Путешествие на корабле»

Цель: Создать дружескую атмосферу.

Развивать коммуникативные способности детей.

Развивать позитивное самоощущение, ощущение своей значимости в коллективе.

Математическая игра

«Самый быстрый»

Цель: Продолжать знакомить с  понятием условная мерка. Развить логическое мышление, учить самостоятельно, рассуждать, сопоставлять, совершенствовать моторику рук.

 Развивающая игра                 « Математический планшет»

Цель: развивать умение выкладывать резиночками фигуры разного типа по схеме, образцу, по словесному заданию, по собственному замыслу, учить зарисовывать полученный угол на дополнительном игровом бумажном поле.

Д/и «Найди ошибку"

 Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Д/и«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Опыты с водой

«Вода пресная и солёная»

Цель. Доказать что

морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна."

 «Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

«Путаница». (растительный. мир, животный мир, подводный мир)

«Животные водоемов»

Цель: закрепить представление о жителях водоемов; развивать мыслительную деятельность.

«Кто летает, прыгает, плавает?». 

схемы-зарисовки опытов, плоскостной макет «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе)

 Дидактическая игра «Где спряталась вода»

- Дидактическая игра «Где встречается вода»

- Беседы «Почему вода течёт», «Зачем человеку вода», «Зачем нужно экономить воду»

Игры с водой:

«Испытание кораблей»

Цель: Продолжать расширять и уточнять представления детей о свойствах воды и проявляющихся во время взаимодействия  предметов из разных материалов.

 «Мыльные пузыри»

«Пенный замок»

«Ловкие пальчики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

«Веселые кораблики»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Рассматривание картины, « Чёрное море» В. Васнецова. Составление  описательного рассказа.

Цель:  Продолжать   учить составлять описательный рассказ об увиденном  на картине, Развивать речь, самостоятельно составлять предложения

Составление рассказа по серии сюжетных картин   « Рыболов»

Цель:  Развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать  творческое воображение.

Разучивание стихотворения

«Сколько знаю я дождей» А. Тараскин

 Цель: Расширять знания детей о состояниях воды                  - продолжать учить детей слушать поэтическое произведение, понимать его;

- учить детей запоминать небольшие стихотворения, используя мнемокартинки для запоминания;                            - совершенствовать интонационную выразительность речи.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Цели: Учить детей соединять детали по образцу и показу воспитателя, Составлять изображение из частей.                            Упражнять в способе многослойного вырезания.                                                         Развивать чувство композиции.                                                        Развивать моторику рук, память, речь и воображение детей.

Аппликация «Сосуды с морского дна»

Цель: Продолжать работать в технике мозаичной аппликации.

Использовать  в работе различные материалы.

Рисование на тему

« Обитатели воды»

Цель: Формировать  умение изображать рыбку, осьминога, морскую звезду передавать характерные особенности.

 «На морском дне»

Цели: учить создавать образ морского дна,

используя смешение красок и изображение

морских обитателей  при помощи  трафарета.

Развивать световосприятие.

Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

«Для чего нужна вода» 

Цель: развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; продолжать учить рисовать с использованием всех известных приемов рисования.

Коллективная работа «Осьминожки из ладошки».

 Цели: Учить выполнять изделие в технике “коллаж”, используя разные материалы, коллективно  создать аквариум   развивать воображение, внимательность,

  мелкую моторику рук;

 Закреплять знания о приёмах работы с бумагой и тканью

  Вызвать интерес к составлению коллективной работы. 

 Воспитывать коммуникативные навыки,  интерес к   сотворчеству

Ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, бодрящих гимнастик 

 

Спортивная игра:

«Морские испытания»  

цель; Развивать координацию движений, ловкость, быстроту и точность выполнения заданий

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций,  рисунки других детей.

Речевые игры с мячом:

1 «Кто назовет больше действий»

2 «Отвечай быстро»:  3«Скажи наоборот»? «да – нет» 4 «Пишущая машинка»:

5. « Звук потерялся»

6. «Капитан укладывает чемодан»:

8.  «Круги на воде» :

Пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”. “Дождик”.

Сюжетно-ролевые игры:  

«Постираем кукле бельё», «Купаю куклу»,

«Моем посуду» ,

«Скоро праздник», «Путешествие на корабле»

Инсценировка песни

«Мы  моряки»

Д\игры:

« Измерь  речку»

«Самый быстрый» (водный  транспорт)

«Математический лабиринт»

«Геометрическое лото»

«Повтори узор»

«Посчитай и подбери нужную  цифру»

« Математический планшет»

«Геоконт»

«Геовизор»

Экспериментирование  с водой

ОПЫТ №1: «Как перелить воду из банки с широким горлышком в 2 бутылочки».

ОПЫТ№2: «В миске мало воды,»

ОПЫТ №3 «Чем можно сильнее загрязнить воду, и какую воду легче очистить?»

ОпытN4"Определение цвета воды"

Опыт N5 "Имеет ли вода запах"

Опыт N6 "Вода мутная или прозрачная?"

Опыт N7 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"

Опыт N8 " Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую.

Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет»

Цель:  Знакомство со свойствами воды. Формирование понятия о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают, поскольку они легче воды. Развитие любознательности и усидчивости. Воспитание аккуратности при действия с водой.

«Что получится?»

Формирование представления о том, что некоторые вещества растворяются в воде.

Игры с водой:

«Кораблики»,

«Стираем белье»,                « Журчание воды»

Опыты и эксперименты «Воздушные пузырьки»

«Плыви, кораблик! »

Пословицы, поговорки о воде

Д/и « Длинное слово, короткое слово»

«Прочитай слово по первым буквам»

« Составь предложение  по картинкам»

Н.П. игры:  

-  пазлы  

- лото по теме

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка: «По щучьему велению»,

С.Погореловский : «Родник иссяк, ручей ослаб…»,

«Водопровод» С. Маршак

А. С.Пушкин: «Сказкуа о рыбаке и рыбке»,

«Весенние воды» Ф. Тютчев

Закличка: «Дождик, дождик»

«На реке» Н. Заболоцкий

«К морю» Г. Снигирёв

«Первая рыбка» Е. Пермяк

Рисование

 по замыслу «Морской пейзаж»

Рисование по мокрому слою бумаги.

Рисование мыльными пузырями

Лепка. «Морское царство»

Аппликация из бросового материала «Золотая рыбка»

аппликация

групповая картина

 «Подводные обитатели» с помощью аппликации и оригами

 Пластилинография.

«Обитатели воды»

Рисунки на тему «Как мы бережем воду»

Конструирование из бумаги (оригами)

«Лодочка»

«Кораблик»
«Парусник»

Цель; Формировать умение следовать указаниям. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Изготовление бумажных кораблей разных видов.

Изготовление кораблей из подручных материалов.

 

Творческие игры:

« Закончи рисунок»

«Реставраторы»

Подвижные игры с атрибутами: 

«Рыбаки»,

 «Караси и щука», «Удочка»,

«Огонь, вода, земля и воздух»

Мнемотаблицы стихов:

«Речка-реченька»

«Акула-Акулина»

«Волшебница вода»

материалы для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Путешествие».

Схемы для развивающей игры:

«Математический плпншет»

« Геоконт» 

 палочки  Кюизенера

Цветные кубики

Блоки Дьенеша

«Танаграм»

  И т.д.

Листы с заданиями для индивидуальной работы с                                   « Игровизором»

Пазлы «Кораблик».

Лото

«Обитатели морей»,    «Подводный мир»

Д/и «Дорожка рака к реке»

«Дорожка краба к морю»

«Плывёт, летит, едет»

Коллекция игрушек

«Обитатели морей и океанов»

Картотека опытов  с водой.

Материалы, оборудование картографы  для экспериментирования

Таблицы из энциклопедии «Жизнь животных» (рыбы)

Картины для рассматривания

И. Ай вазовский «Девятый вал», «Черное море»,

В. Васнецов

Иллюстрации для рассматривания

«Морские обитатели»

Серия сюжетных картинок

«Рыбалка»

Материалы для изготовления  книг- самоделок.

Книжный уголок

А. Шевченко.  « Где начинается вода»

С.Маршак ’’Водопровод’’

Н. Рыжова

В. Маяковский. « Эта книжечка моя про моря и про  маяк»

К. Чуковский                      « Мойдодыр»

‘’Волшебница - вода’ С.Иванов «Каким бывает снег?»

С. Сахарнов «Морские сказки».

Н.Заболоцкий ‘’На реке’’,

« Спросите у осьминога»

 Мини-экспозиция

«Подарки с морского дна»

Картины, иллюстрации по теме вода (для рассматривания)

П/карта-схемы для оригами:

«Рыбка»

 «Лодочка»

«Кораблик»

«Парусник»

Бросовый материал для изготовления кораблей

П/карта.

«Кораблик»

«Лодочка»

Трафареты, шаблоны

(морские обитатели)

Спортивный инвентарь в спортивном уголке,

Атрибуты  к подвижным играм

Экскурсия в музей воды г.Санкт- Петербурга

 

Помощь родителей в сборе «Морской коллекции»  (ракушки, камушки, и т. д.)

Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта

Помощь родителей в сборе материалов для

мини-экспозиции

«Подарки с морского дна»

Картины, иллюстрации по теме вода (для рассматривания)

Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на темы «Как мы воду бережем», «Вода в нашей жизни», сделать поделки по теме.

Прогулка

П/Игры: «Солнышко и дождик», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Не намочи ног». «Ручеёк», «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу», «Рыбки плавали…»

Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами

                       Трудовая деятельность;

   Уборка участка от зимнего мусора.

   Подметание дорожек на участке, сбор прошлогодних листьев.

   Уборка участка после таяния снега.

   Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка.

   Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.

   Подготовка цветников к посадкам

Цель: формировать трудовые умения, чувство коллективизма

.

 Наблюдения: 

  • продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе;
  • закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.

  • вести наблюдение за сезонными изменениями в природе, формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

  • Наблюдение за проклюнувшимися почками березы, продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
  • продолжать знакомить с деревьями на участке, формировать представления о внешнем виде тополя весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОЕКТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕЧЕВОЙ ГРУППЕ.

Данный материал поможет спланировать педагогический процесс с детьми 6 - 7 лет....

Проектно- тематическое планирование по теме "Азбука дорожного движения"

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра­...

Проектно-тематическое планирование темы "Отечество славлю, которое есть"

Предлагаемое проектно-тематическое планирование темы "Отечество славлю, которое " поможет в работе воспитателям старшего дошкольного возраста. В теме отражен подбор тем НОД и методического ...

Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

План-конспект (прогулка-развлечение) для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Заповедная неделя»

План-конспект (прогулка-развлечение) для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Заповедная неделя»...