ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
статья

Aнастасия Туголукова

Трудовое воспитание - один из важнейших аспектов воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступным им трудовым видам деятельности. В процессе ознакомления с работой взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, желание оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание  является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Задача состоит в том, чтобы постепенно развить у детей интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Трудовое воспитание - один из важнейших аспектов воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступным им трудовым видам деятельности. В процессе ознакомления с работой взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, желание оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Задача состоит в том, чтобы постепенно развить у детей интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Трудовое воспитание включает в себя основные виды: самообслуживание, работу по дому, работу на природе, ручной труд, а также формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

  • повысится интерес дошкольников к труду;
  • будут сформированы навыки совместной деятельности;
  • расширятся представления детей об окружающей среде;
  • будет создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее формирования;
  • склонности, навыки, стремления и активность каждого ребенка будут раскрыты более четко;
  • сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
  • будет сформировано чувство общественного долга;
  • работа станет необходимостью для детей.

Краткое описание видов работ.

Самообслуживание – это работа ребенка, направленная на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Работа по дому – уборка помещения, мытье посуды, стирка и т.д. В отличие от самообслуживания, она имеет социальную направленность. Ребенок учится создавать и поддерживать окружающую среду в надлежащем виде. Ребенок может использовать навыки работы по дому как в самообслуживании, так и в труде на общее благо.

Работа в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей в саду, озеленение участка, участие в уборке аквариума и т.д.

Ручной и художественный труд - это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека (изготовление поделок).

Краткое описание форм организации труда:

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Рабочее задание в форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым, общим. По продолжительности: краткосрочным, постоянным. По содержанию – соответствуют видам работ.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работа с малышами по трудовому воспитанию должна начинаться с индивидуальных заданий, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и лишь значительно позже переходить к другим формам. В младших группах задания индивидуальны, конкретны и просты, содержат одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять одежду для стирки с куклы и т.д.). Такие элементарные задания вовлекают детей в деятельность, направленную на благо коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать работу самостоятельно, возникает такое желание.

В средней группе воспитатель поручает детям самим постирать кукольную одежду, постирать игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучку. Эти задачи сложнее, поскольку содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить ее последовательность и т.д.). В старших группах задания усложняются по: содержанию, реализации, в зависимости от степени ответственности за результат.

В подготовительной группе к школе при выполнении общих заданий дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от объяснения к контролю, напоминанию.

Дежурство - это работа одного или нескольких детей в интересах всей группы (в столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой, преследуя общую цель, каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместная работа – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель - единственная (по цепочке).

Коллективный труд - это форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу при необходимости.

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Таким образом, в младшем возрасте большое предпочтение отдается домашним заданиям, в старшем возрасте работа все чаще приобретает коллективный характер.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье созданы благоприятные условия для формирования трудолюбия у детей. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание самостоятельно делать все, что для них посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они в этом нуждаются. Нельзя допускать, чтобы дошкольники расстраивались из-за неудачных попыток справиться с предложенным делом самостоятельно, так как в этих случаях зарождается неуверенность в себе и нежелание работать.

Необходимо помнить, что работа должна приносить детям радость: от достигнутых результатов, от ее полезности для окружающих. При приобщении детей к труду очень важно соблюдать постепенность в расширении информации. Уровень овладения ребенком трудовыми навыками связан с развитием его самостоятельности, активности, ответственности. Важно не замедлять эти тенденции, а создавать условия для их поддержки и развития с помощью ведущего вида деятельности дошкольников – игр.

Литература:

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
  3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  5. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
  6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.

Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....

Презентация "Современные подходы к организации трудового воспитания детей в ДОУ"

Презентация к  работе "Трудовое воспитание дошкольников"...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ" 2016 год.

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ"....

Основы организации трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все бол...

Особенности организации трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения....

Организация трудового воспитания в группе раннего возраста

Презентация "Организация трудового воспитания в группе раннего возраста"....