ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
статья
Трудовое воспитание - один из важнейших аспектов воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступным им трудовым видам деятельности. В процессе ознакомления с работой взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, желание оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Задача состоит в том, чтобы постепенно развить у детей интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
Трудовое воспитание - один из важнейших аспектов воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступным им трудовым видам деятельности. В процессе ознакомления с работой взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, желание оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Задача состоит в том, чтобы постепенно развить у детей интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Трудовое воспитание включает в себя основные виды: самообслуживание, работу по дому, работу на природе, ручной труд, а также формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
- повысится интерес дошкольников к труду;
- будут сформированы навыки совместной деятельности;
- расширятся представления детей об окружающей среде;
- будет создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее формирования;
- склонности, навыки, стремления и активность каждого ребенка будут раскрыты более четко;
- сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
- будет сформировано чувство общественного долга;
- работа станет необходимостью для детей.
Краткое описание видов работ.
Самообслуживание – это работа ребенка, направленная на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Работа по дому – уборка помещения, мытье посуды, стирка и т.д. В отличие от самообслуживания, она имеет социальную направленность. Ребенок учится создавать и поддерживать окружающую среду в надлежащем виде. Ребенок может использовать навыки работы по дому как в самообслуживании, так и в труде на общее благо.
Работа в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей в саду, озеленение участка, участие в уборке аквариума и т.д.
Ручной и художественный труд - это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека (изготовление поделок).
Краткое описание форм организации труда:
Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Рабочее задание в форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым, общим. По продолжительности: краткосрочным, постоянным. По содержанию – соответствуют видам работ.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работа с малышами по трудовому воспитанию должна начинаться с индивидуальных заданий, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и лишь значительно позже переходить к другим формам. В младших группах задания индивидуальны, конкретны и просты, содержат одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять одежду для стирки с куклы и т.д.). Такие элементарные задания вовлекают детей в деятельность, направленную на благо коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать работу самостоятельно, возникает такое желание.
В средней группе воспитатель поручает детям самим постирать кукольную одежду, постирать игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучку. Эти задачи сложнее, поскольку содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить ее последовательность и т.д.). В старших группах задания усложняются по: содержанию, реализации, в зависимости от степени ответственности за результат.
В подготовительной группе к школе при выполнении общих заданий дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от объяснения к контролю, напоминанию.
Дежурство - это работа одного или нескольких детей в интересах всей группы (в столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой, преследуя общую цель, каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместная работа – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель - единственная (по цепочке).
Коллективный труд - это форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу при необходимости.
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Таким образом, в младшем возрасте большое предпочтение отдается домашним заданиям, в старшем возрасте работа все чаще приобретает коллективный характер.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье созданы благоприятные условия для формирования трудолюбия у детей. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание самостоятельно делать все, что для них посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они в этом нуждаются. Нельзя допускать, чтобы дошкольники расстраивались из-за неудачных попыток справиться с предложенным делом самостоятельно, так как в этих случаях зарождается неуверенность в себе и нежелание работать.
Необходимо помнить, что работа должна приносить детям радость: от достигнутых результатов, от ее полезности для окружающих. При приобщении детей к труду очень важно соблюдать постепенность в расширении информации. Уровень овладения ребенком трудовыми навыками связан с развитием его самостоятельности, активности, ответственности. Важно не замедлять эти тенденции, а создавать условия для их поддержки и развития с помощью ведущего вида деятельности дошкольников – игр.
Литература:
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
- Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
- Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
- Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
- Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-151304-1354377805.jpg)
Предметно-развивающая среда групповых участков соответствующая современным требованиям организации трудового воспитания.
Выступление на педагогческом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424248-1395589014.gif)
Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.
Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-607555-1668160394.jpg)
Презентация "Современные подходы к организации трудового воспитания детей в ДОУ"
Презентация к работе "Трудовое воспитание дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413898-1393751704.jpg)
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ" 2016 год.
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ"....
Основы организации трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все бол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837837-1477499198.jpg)
Особенности организации трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/13/picture-1046421-1531462656.jpg)
Организация трудового воспитания в группе раннего возраста
Презентация "Организация трудового воспитания в группе раннего возраста"....