Мастер-класс для педагогов ДОУ. " Обереги.Возвращение к истокам".
методическая разработка (старшая группа)

Фоменко Оксана Геннадьевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ. " Обереги.Возвращение к истокам".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

мастер – класса

 

                            

(для педагогов - воспитателей)

http://dg51.mycdn.me/getImage?photoId=666640111343&photoType=0

                       

   

                                                                                                         

                                                                                                                                                                   Подготовила :                                                                                                                            Воспитатель: Фоменко О.Г.

Методическая разработка мастер-класса по  теме  

"Обереги. Возвращение к истокам"

                                   (для педагогов – воспитателей )

Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, 
чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом,
как жили наши предки, во что верили, 
не забыть о яркой и самобытной жизни наших предков,
Воспитатель: Фоменко О.Г.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Участники: воспитатель старшего дошкольного возраста

Цель мастер – класса: познакомить участников мастер-класса с методами и приемами  работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры через фольклор»

 Задачи мастер – класса

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов , их мотивацию на системное использование в практике.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.   Презентция мастер - класса     

 Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Приобщение к истокам русской народной культуры». Работа по данному направлению,  способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку

 

Актуальность проблемы состоит:

Сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребенок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

 Ход мастер-класса:

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу. Гость на двор – хозяйке радость!

Воспитатели: Мир вашему дому, здоровья всем!

Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место? Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.

Воспитатели: Хозяйка, а что за праздник?

Хозяйка:  Сегодня именины у Кузи, нашего любимого домового. (Показывает куклу Кузи)  А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

Воспитатели: знаем, но хотелось бы больше узнать.

Хозяюшка: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесах – лесовики, в воде – водяной.

Хозяйка:   А что делает домовой, чем он занимается?

Воспитатели: Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?

Воспитатели: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане.

Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как? Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.

- белорусы – господарик, хатник;

- поляки – хованец.

Хозяюшка: С давних времен изготавливали люди обереги, украшали оберегами свои дома.  Люди старались задобрить домового, чтобы он не шалил.

Хозяйка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги, которые оберегали дома в дальние времена от злых духов.  И сейчас многие люди не забыли  старых традиций и пользуются этими оберегами.

( достают из шкатулки обереги и рассказывают)

- Кукуруза - здоровье детей,

- Перец - защищает от ссор в семье,

- Чеснок, лук – отгоняет нечистую силу,

- Горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток.

- Ягоды рябины, шиповника - оберегают женскую, (девичью) красоту, молодость.  

Хозяйка: Давайте вместе с вами изготовим поделку- подарок "Оберег для кухни" из чеснока и перца.   Поделка должна обязательно впитать в себя энергию умельца, его мысли и желания - только в этом случае оберег будет наделен магическими свойствами и будет действовать. Лучшим временем для изготовления оберегов считается тот период, когда начинается рост Луны.   Нельзя заниматься изготовлением оберегов во время болезни или сильного стресса, поскольку все вибрации человеческого организма обязательно окажут свое воздействие на него.
Правила создания оберегов:

1. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или попросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.  
2. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности. 
       Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. И сегодня мы с вами изготовим   поделку «Оберег для кухни»

Это украшение отлично впишется в интерьер кухни, станет прекрасным дополнением на полке среди многочисленных баночек с припасами.

Чеснок и перец с давних пор использовался для выметания нечистых сил из дома.

Вот такую вязанку из овощей мы будем делать. (показ готового изделия)

Необходимый материал:

Соленое тесто (о, 5 ст. соли "Экстра", 1 ст. муки, 125 мл. воды) . Шпагат, Мешки упаковочные, Нитки белые, Вата, Клей"титан",Лак паркетный

Технологическая карта

Из соленого теста слепила перец и оставляю его сушиться при комнатной температуре два дня, затем досушила в духовке при минимальной температуре 50 градусов.

http://www.maam.ru/upload/blogs/c43854553af7f4387bde1ef525c3e65a.jpg.jpg

Делаю чеснок из упаковочных пакетов, разрезав мешок пополам, у меня получается 4 квадрата из мешка. Беру вату, формирую нужный размер ватного шарика и кладу в квадратик из мешка, обвязываю туго нитками.

http://www.maam.ru/upload/blogs/0479cc076d8f7a9de329b2eee927a168.jpg.jpg

Сверху приклеиваю гречневую крупу и обрезаю хвостики у чеснока.

http://www.maam.ru/upload/blogs/06f89c3487a0632d882c8b3fd4d77474.jpg.jpg

Крашу гуашью перец и покрываю лаком

http://www.maam.ru/upload/blogs/d5a0d342f14e9fc3625a0585140c3d72.jpg.jpg

Для создания основы из лыка сплести косу. Оформить косу в венок. Основа готова.

Мне кажется, что у нас получились замечательные обереги.

Они украсят ваши дома, будут воспоминанием о нашей встрече.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелания. Я хочу вам пожелать счастья, творчества и встретить   весну с  весенним настроением. Благодарю Вас за внимание!

Итог мастер- класса

Уважаемые коллеги,  в процессе работы я выяснила, что фольклор очень близок и интересен детям. А мы, педагоги,  должны им помочь, приобщаясь к фольклору, набираться ума — разума, становиться добрее,  понимать юмор,  шутку, радоваться, любить и беречь свою Родину.

 Используемая литература:

Литвинова Р.М.Развитие дошкольного образования на Ставрополье «Ставрополь,2012г.

Р.М.Литвинова «Казаки на Ставрополье», Ставрополь,2009г.

Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду»

Берегова О. Символы славян. М.: «Эксмо», 2007.

Ененко Е.И. Талисманы, амулеты, обереги  / Е.И.Ененко.-М.: Эксмо, 2005.-128 с.

Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства /  С.В.Прошельцева  // Обереги. - 2009. №2.

Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.: Невский проспект, 2000.

Шептуля А.Э.  . Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007

 Список оборудования и необходимых материалов

                                     ОБОРУДОВАНИЕ

 1.Ножницы

2. Лоток с материалами

МАТЕРИАЛЫ

 

1.Соленое тесто (о, 5 ст. соли "Экстра", 1 ст. муки, 125 мл. воды)

2.Шпагат

3.Мешки упаковочные

4.Нитки белые

5.Вата

6.Клей "титан"

7.Лак

4.Готовый оберег

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Используйте инструменты только по назначению

    2. При работе держите инструмент так, как показал руководитель

    3. Будьте внимательны, не разговаривайте, не отвлекайтесь посторонним делом

Работа с острыми и режущими инструментами:

1. Не держите ножницы, шило и другие, острые и колющие предметы остриём вверх                                                                                                                              2. Кладите ножницы и шило на стол так, чтобы они не выступали за край стола                                                                                                                      

3. Передавайте ножницы и шило, держа их за рабочую часть                      

 4. Не носите ножницы, шило и другие, острые и колющие инструменты в карманах

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму… Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»

Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка, хвос...

Мастер-класс на тему: «Субъективность ребенка в приобщении к истокам истории и культуры русского народа»

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Ш. Монтескье...

Мастер-класс "Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Процесс изготовления куклы оберега имеет свои определенные каноны. Главное правило изготовления магического помощника — хорошее настроение и добрые помыслы....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер – класс: Дидактическая игра: "Изба" по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Добрый день уважаемые коллеги, все  мы знаем, чтоВедущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педаг...