«Детско – родительский проект, как средство познавательной активности детей».
материал

Любовь Сваталова

Выступление на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из требований деятельности дошкольного образовательного учреждения, в свете новых ФГОС, является работа не только с детьми, но и с родителями, как с непосредственными участниками воспитательного и образовательного процесса. Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в образовательный процесс.

В современной науке и педагогической практике существуют огромный арсенал разнообразных средств познавательного развития, показавшим свою эффективность как на отдельных этапах, так и всего процесса в целом. Одним из таких средств является проектная деятельность.

Проектная деятельность предполагает самостоятельную деятельность детей — исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает свои знания в реальные продукты.

В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

Одна из целей детско-родительского проекта — это: на основе партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости с семьей, развивать познавательные способности детей, путем стимулирования их интереса самостоятельно мыслить, использовать различные источники информации, добывать и применять знания на практике.

Включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог». Формирование интереса к жизни детей в ДОУ. Решение задач осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка. Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Это предполагает проведение следующей работы:

Индивидуальные встречи с родителями (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года).

Создание условий для родителей по обмену опытом.

Познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (например, выставки развивающих игр).

Подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития. Оформление стенда «Советы специалистов».

Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.

Семинары-практикумы для родителей.

Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

Информирование родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в познавательно развитии каждого ребенка как в ДОУ, так и в семье.

Задачи, решаемые при реализации проекта:

- Развитие коммуникативных способностей детей: активизация и обогащение словарного запаса дошкольников, развитие связной речи.

- Стимулирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации к объектам, явлениям, событиям, деятельности.

- Осуществление переноса усвоенных знаний на новую ситуацию.

- Развитие предпосылок грамотности.

- Создание ситуаций успеха для воспитанников группы. Формы взаимодействия и реализации детско-родительских проектов:

- Организация совместных праздников. (Подготовка костюмов, разучивание стихов и т.д.).

- Экспериментирование (с участием родителей). Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.

- Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.

- Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы (Книгоиздательство, коллекции, выставки и фотовыставки).

- Подготовка презентаций.

- Создание фотоальбомов «Наша дружная семья»,

- Театрализованная деятельность.

- Совместные экскурсии.

- Выставки опорного материала для рассказывания.

При работе над проектом дошкольники самостоятельно или вместе с педагогами и родителями изготавливают атрибуты: маски персонажей, костюмы или некоторые детали к костюмам, готовят подарки для сверстников и взрослых, работают с различными материалами, что позволяет развивать мелкую моторику.

Принимая участие в проектной деятельности, родители осознают проблемы своего ребенка и в дальнейшем видят продвижение в его развитии.

Заключение: Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода детско-родительских проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; способствует преодолению речевых нарушений у детей. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...

Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"

В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...

Педагогический проект «Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей в контексте с требованием ФГОСТ ДО»

Педагогический проект«Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей  в контексте с требованием ФГОСТ ДО»...

«Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста»

Вашему вниманию представляется обобщенный опыт работы по созданию педагогических условий для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – иссле...

Семинар - практикум Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»

Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это п...