Экологическая акция как активная форма работы с дошкольниками
статья

Дубовая Екатерина Алексеевна

Статья посвящена исследованию проблемы формирования экологической культуры подрастающего поколения. Рассмотрен потенциал использования экологических акций в системе дополнительного образования для целей формирования практико-деятельностного компонента экологической культуры на основе анализа практического опыта использования данной формы работы в МБДОУ детский сад №19 «Антошка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая акция как активная форма работы с дошкольниками

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы формирования экологической культуры подрастающего поколения. Рассмотрен потенциал использования экологических акций в системе дополнительного образования для целей формирования практико-деятельностного компонента экологической культуры на основе анализа практического опыта использования данной формы работы в МБДОУ детский сад №19 «Антошка».

Сегодня первостепенной проблемой человечества является мусор. Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами неизменно ведет к нарушению экологического баланса на всей планете. По самым скромным подсчётам в развитых странах каждый житель «производит» от 1 до 3 кг мусора ежедневно, что выливается в миллиарды тонн в масштабах всей планеты [1]. На сегодняшний день в России вторичная переработка отходов становится приоритетным направлением государственной политики. Ежегодно, по данным Минприроды РФ, образуется около 5,4 млрд. тонн всех видов отходов, из них около 375 млн. тонн нуждаются в особых условиях промышленной переработки. На данном этапе наша страна серьезно подошла к проблеме вторичной переработки мусора, так же были утверждены во всех регионах страны территориальные схемы обращения с отходами [2]. Современный уровень экологических проблем очень высок. Таким образом, помимо создания инфраструктуры для раздельного сбора и накопления отходов, необходимо культурно просвещать молодое поколение.

Анализируя многолетний опыт организации и проведения массовых мероприятий естественнонаучной направленности, мы пришли к выводу, что активное участие детей: от дошкольного до старшего школьного возраста в экологической деятельности, осуществляется через участие в экологических акциях и операциях.

Экологическая акция – это коллективная система деятельности мотивированных участников (дошкольников, школьников, студентов, взрослого населения). Она способствует развитию активной жизненной позиции, гражданского долга и экологической ответственности за настоящее и будущее человечества и окружающей среды, базирующаяся на экологических знаниях, умениях по оценке состояния окружающей среды и ценностного осмысления важности решения экологических проблем на глобальном, региональном и муниципальном уровнях.

В весенний период проводится акция «Земля – наш дом». В ходе проведения экологических мероприятий учащимися и педагогами дополнительного образования осуществляется практическая природоохранная и агитационная работа.

Участие в экологических акциях помогает каждому конкретному ребенку почувствовать свою значимость и уверенность в том, что он может внести свой посильный вклад в решение проблемы охраны природы. Массовая подкормка птиц зимой, бережное отношение к деревьям, к братьям нашим меньшим, забота о чистоте города, входят в привычку детей, которая станет уже не взятой извне, а внутренней потребностью самого человека.

Стандарты организации и проведения экологических акций разработать очень сложно, так как акции различны по содержанию, масштабам и количеству участников. Экологические акции, которые в большей степени содержат образовательный компонент, направлены на привлечение внимания к проблемам сохранения экосистем и их отдельных компонентов, носят просветительский характер.

Акция «День Земли» включает и ряд творческих конкурсов: агитлистовок «Земля у нас одна», творческих работ «Природа вокруг нас», компьютерных презентаций по итогам проведения трудовых десантов по благоустройству родного города «Чистый город». Итогом акции является Городской слет активистов экологического движения, на котором подводятся итоги работы образовательных организаций города в течение учебного года, награждаются активные участники экологического движения.

Организуя проведение акции в образовательном учреждении, необходимо выстраивать работу поэтапно:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: выявление и анализ проблем; определение целей и задач акции; поиск участников акции; связь со спонсорами и партнерами; подготовка положения и приказа о проведении акции; разработка символики и сценария открытия акции; составление плана организации и проведения акции; объявление в СМИ о начале акции.

II.ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП: организация консультаций со специалистами; проведение обучающих семинаров, занятий, мастер-классов на заданную тему с организаторами акции и отдельных её мероприятий.

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП: инструктаж по технике безопасности; четкое руководство акцией; проведение организаторами акции мероприятий в соответствии с положением и планом; сбор информации о ходе акции, анализ и корректирование по ходу акции; информирование в СМИ о ходе акции.

IV.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: анализ акции; подготовка приказа по итогам акции; планирование будущих действий с учётом ошибок; публикация в СМИ информации об итогах акции; выражение благодарности спонсорам и партнерам; награждение победителей, призеров, лауреатов акции.

Список литературы

1. Сортировка и сбор мусора: системы, проблемы, правила [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ztbo.ru/o-tbo/stati/obshie/sortirovka-i-sbor-musora-sistemi-problemi-pravila.

2. Раздельный сбор мусора: быть или не быть в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/spec/musor_sbor


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологической культуры дошкольников

Современное общество до конца не осознает, как пагубно сказывается потребительское отношение к природе. На протяжении долгого времени существовало мнение о том, что природные ресурсы вечны и неисчерпа...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

«Активные формы работы с дошкольниками с ОВЗ по формированию ЗОЖ».

Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя.В.А. Сухомлинский...

Экологические акции как эффективная форма работы в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Современная экологическая обстановка в России становится все более напряженной. Необходимо вырастить новое поколение людей с активной жизненной позицией, способных жить в согласии со своей средой обит...

Проект "Экологические акции, как активная форма работы по экологическому сознанию дошкольников"

Природоохранные акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе, способствующие развитию элементарных экологических знаний, формированию умений и ...

"Экологический синквейн как инновационная форма работы с дошкольниками"

1 слайд:Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формирование человека с новым э...