интеграция областей
учебно-методический материал

Пешкова Мария николаевна

интеграция областей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интеграция областей70 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей в музыкальном воспитании дошкольников

     К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • Инициативный, самостоятельный;
  • Уверенный в своих силах;
  • Открытый внешнему миру;
  • Способный к фантазиям, воображению, творчеству;
  • Любознательный, наблюдательный;
  • Способный принимать собственное решение.

Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека.

Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, и обеспечивает положительный результат обучения и воспитания. Интеграция состоит из 5 системообразующих факторов:

1. Первым системообразующим фактором интеграции выступают

5 образовательных областей:

  • «Физическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»

2. Вторым системообразующим фактором интеграции является тема, вокруг которой объединяются образовательные области.

Разновидности комплексно-тематической модели построения образовательного процесса:

  • На основе лексических тем;
  • На основе «событийного» подхода (все участники образовательного процесса включаются в большую игру, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определённой тематики)
  • На основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций на основе календарно-тематического планирования определяется логико-содержательная основа целостного образовательного процесса.

3. Третьим системообразующим фактором интеграции является интеграция основных видов деятельности:

  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность
  • трудовая деятельность  
  • восприятие художественной литературы  
  • коммуникативная деятельность  
  • познавательно-исследовательская деятельность  
  • продуктивная - конструктивная деятельность  
  • музыкально-художественная деятельность  
  • продуктивная  

В результате освоения интегративной деятельности у дошкольника формируются целостные социальные и психологические образования, такие как, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

4. Четвертым системообразующим фактором интеграции является формирование интегративных качеств личности, представленных как конечный результат образовательной деятельности ДОУ.

5. Пятым системообразующим фактором интеграции является интеграция форм, методов и средств образовательного процесса:

  • игра
  • чтение
  • мастерская
  • ситуация
  • коллекционирование
  • экспериментирование
  • беседа
  • викторины, конкурсы
  • формы совместной художественной деятельности (слушание, игра, концерт и др.)
  • проектная деятельность

Музыка может использоваться во всех образовательных областях:

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, в разделе «Социализация»);

- как средство оптимизации образовательного процесса (усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа);

- как средство обогащения образовательного процесса (физкультура под музыку, рисование под музыку);

- как средство организации образовательного процесса. (возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны).

Связь музыки с другими образовательными областями

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

«Познавательное развитие»

Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

       Интегрированная образовательная деятельность не только обогащает знания детей об окружающем мире, но и способствует развитию творческого мышления, формирует яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого воздействия и деятельного общения с взрослыми.

    Все занятия построены с учетом здоровьесберегающих технологий. Ценностное отношение и компетенции дошкольников в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.

 - Валеологические песенки-распевки.  Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. А. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями.

 - Упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально- брюшного дыхания, на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

 - Упражнения артикуляционной гимнастики: на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции.  Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движения животных.

 - Оздоровительные и фонопедические упражнения для укрепления голосовых связок детей, подготовки к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

 - Игровой массаж также используется на музыкально-валеологических занятиях в детском саду. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

 - Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладони, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, на музыкальных занятиях пальчиковые игры Е Железновой, В. Коваленко, О. Узоровой проводятся под музыку, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Аккомпанировать можно на фортепиано, металлофоне, ксилофоне, использовать звучание шумовых инструментов.

 - Речевые игры. Одна из форм творческой работы не только в развитии речи, но и музыкальном воспитании. Использование речевых игр позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых играх Т. Боровик, Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

 - Ритмодикламация - ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.

    Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве всех специалистов. И в нашем детском саду это хорошо поставлено.  

       Блок «Музыкальная сказка» включает в себя занятия по изобразительной деятельности, где используются отрывки из различных музыкальных сказок. Музыка дает возможность личностного отображения сказочной действительности в работах детей. Концентрирует эмоциональное восприятие сказки через музыку

      Блок «Цветомузыка народного творчества» - Включает в себя занятия по ознакомлению с народными песнопениями, частушками, музыкальными народными сказками. Дети знакомятся с различными народными промыслами, техниками. Интеграция занятий: разучивание частушек, русских – народных песен на занятиях по музыке, переходит в занятия по изобразительной деятельности, где дети в игровой форме учатся росписи под хохлому, росписи под гжель, и т.д.

      Блок «Цвет-музыка-природа» - Цель занятий этого блока развивать цвето-эмоциональную отзывчивость на музыку, через изображения времен года, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации, способствовать цветовой визуализации, а так же развивать более бережное отношение к природе.

Дети получают ощущение радости во время непосредственной образовательной деятельности, в частности в направлении «Музыкальное развитие», это и предполагают требования ФГОС:

• осуществлять эмоционально-чувственное познание мира ребёнка;

• практиковаться в способах его самовыражения.

ФИЗО.  При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. На занятиях используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т.д.

     Музыкотерапия является одним из наиболее эффективных методов работы психолога. Пассивная музыкотерапия (прослушивание музыки). Классическая музыка помогает изменить настроение детей, отвлечь их от огорчений, уменьшить тревожность, развивает воображение. Функциональная музыка (соответственно подобранная), содержащая в себе пение птиц, шум моря, раскаты грома, звуки леса способствует расслаблению организма, релаксации, коррекции эмоциональной нестабильности, неуверенности, дети развиваются гармонично.  

Музыка в детском саду необходима детям в течение всего дня.        Использование музыки решает оздоровительно - профилактические задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

  • утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;
  • дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотанье насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка. Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение);
  • пробуждение после дневного сна: тихая, нежная легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения, используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает детям переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
  • музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы.
  • на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелла», то есть без сопровождения.  А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности воспитанников.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Интеграция области "Физическая культура"с другими образовательными областями на примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол.

В данной проектной работе я хотела показать интеграцию образовательных областей в физическом развитии детей дошкольного возраста.На примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол четко видна...

К О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности образовательная область: Познавательное развитие Интеграция областей: Формирование целостной картины мира и речевое развитие Младшая группа

Тема: Зимняя прогулка Программное содержание: формировать у детей первые связные представления о зиме; учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы; учить ...

Таблица для педагогов по интеграции областей здоровье и физическое развитие в другие области

Приблизительный перечени видов совместной деятельности, работа в рамках проектов по ЗОЖ...

«Интеграция области «Физическое развитие» в другие области дошкольного образования в детском саду».

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок – взрослые - сверстники» предполагает установление н...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...