Проект "Путешествуем в сказку"
проект (средняя группа)

Альфия Ильгизеровна Пронина

Актуальность.
           Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvuem_v_skazku.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

Проект

по театральной деятельности в средней группе

«Путешествуем в сказку»

Выполнила: воспитатель высшей

кв. категории Пронина А. И.

 г. Новый Уренгой

 2022-2023 уч. год

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо…

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.  Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная  деятельность.

Проблема. 

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе;
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2.  Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемый результат проекта:

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека видеоматериалов;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы.

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Выставка стенгазет «Моя любимая сказка»;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

- Воспитатели группы;

- Дети 4-5 лет;

- Родители.

Тип проекта: творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - март)

Материально-технические ресурсы:

- Сказки, иллюстрации;

- Аудио, видеоматериалы;

- Мультимедийная техника;        

- Костюмы для театрализованной деятельности;

- Атрибуты для разных видов театров.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

- анкетирование родителей;

- наблюдение за деятельностью детей;

- выделение целей и задач;

- создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный:

- подведение итогов реализации проекта;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

План проведения проекта:

I этап:

1. Опрос родителей: «Играете ли вы с детьми в театр?»

2. Совместное создание педагога с родителями и детьми театрального уголка в группе:

- пальчиковый театр;

- настольный театр;

- кукольный театр;

- плоскостной театр.

3. Создание картотек театрализованных игр, этюдов, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, скороговорок, физминуток.

4. Подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации.

II этап:

1. Работа с детьми:

- презентация для детей о различных видах театра;

- чтение и беседа по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»;

- заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр;

- активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов  театра;

- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д.

- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита);

- репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям - детям других групп;

- овладение детьми выразительными средствами для создания образа  персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонация;

- свободные театрализованные и творческие, сюжетно-ролевые игры детей;

- участие детей в праздниках и развлечениях с  использованием                    театрализованных постановок;

- выставка стенгазет «Моя любимая сказка».

2. Работа с родителями:

- консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»;

- рекомендация «Как творчески развить ребенка»;

- семинар – практикум «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»;

- выставка - презентация разных видов театра;

- изготовление в группу новых видов театра, атрибутов, масок и костюмов для сказки «Теремок»;

- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях: день матери, неделя сказки.

III этап:

- совместный вечер «В гостях у сказки»;

- опрос родителей по результатам проекта.

План реализации проекта

Мероприятия

Дата

Результат

Подготовительный этап

1

Анализ имеющегося материала

октябрь

Список имеющихся и недостающих материалов.

2

Анкетирование для родителей «Играете ли вы с детьми в театр?»

октябрь

Выявление проблемы,

подбор информации по выявленным проблемам;

3

Информирование родителей о проекте.

октябрь

Готовность родителей

оказать помощь в проекте.

4

Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта.

октябрь

План-сетка мероприятий.

5

Совместное создание педагога с родителями и детьми театрального уголка в группе:

- пальчиковый театр;

- настольный театр;

- кукольный театр;

- плоскостной театр.

ноябрь

Обогащённая среда.

6

Создание картотек театрализованных игр, этюдов, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, скороговорок, физминуток.

ноябрь

Картотеки

7

Подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей, сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации.

ноябрь

Планы - конспекты

Основной этап

1

Чтение и беседа по сказкам:

- «Репка»

- «Колобок»

-«Теремок»

октябрь -    декабрь

Чтение русских     народных сказок,

решение речевых и познавательных  задач.

2

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

октябрь

Формирование представлений о значении театрализованных игр в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

3

Театрализованная постановка на празднике «Три мамы»

ноябрь

Развитие артистических

навыков

4

Рекомендация для родителей «Как творчески развить ребенка»

ноябрь

Формирование о необходимости развития творческого потенциала детей в семье.

5

Выставка стенгазет «Моя любимая сказка»

декабрь

Развитие творческих

способностей.

6

Театрализованные, творческие и сюжетно-ролевые игры

октябрь - март

Развитие речевых и творческих

способностей детей.

8

Семинар – практикум для родителей «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»

январь

Повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности, в развитии фантазии и детского творчества.

9

Выставка - презентация разных видов театра

10

Игры – драматизации:

-игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок.

Заучивание стихов.

Инсценировки сказок «Репка», «Колобок», «Теремок».

ноябрь - февраль

Развитие артистических

навыков.

6

Выбор сказки для драматизации,

распределение ролей.

февраль

7

Изготовление родителями атрибутов и        костюмов к сказке «Теремок»

февраль

Активное участие

 родителей в жизни

 группы.

8

Подготовка к драматизации сказки «Теремок»

февраль - март

Подведение итогов реализации проекта

17

Итоговое мероприятие:

Совместный вечер «В гостях у сказки»

март, 2023

Дата проведения

Формы, методы, содержание деятельности

1

октябрь - ноябрь

1. Артикуляционная гимнастика: «Тик-так», «Лошадка», «Качели», «Мяу», «Гав – гав», «Пи – пи - пи».

2. Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Раз, два, три….» и т.д.

3. Пальчиковые игры: «Веселая семейка», «Прогулка в лес», «Этот пальчик – дедушка», «Кошки – мышки» и т.д.

4. Пластические этюды: «Маленькая мышка», «Осторожный кот».

5. Упражнения на интонационную выразительность: «Скажи, какая репка».

6. П/и: «Репка – репонька», «Лохматый пес», «Кот и мыши».

7. Игры и упражнения по развитию речи: «Кто, что умеет делать», «Закончи предложение», «Кто больше слов скажет», «Как сказать по-другому» и т.д.

8. Физкультминутки: «Репка», «Посадили репку в огороде».

8. Игры на воображение:  «Новая сказка», «Разговор по телефону».

9. Рисование сказки «Репка».

10. Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки «Репка» (настольный театр) для детей.

2

декабрь - январь

1. Артикуляционные гимнастики: «Длинный язычок», «Качели», «Маятник», «Трубочка», «Весело жуем».

2. Чистоговорки

3. Пальчиковые игры

4. Этюды на пластику: «Хитрая лисичка», «Ловкая лисичка» и т.д.

5. Упражнения на интонационную выразительность: «Спой песенку как лисичка».

6. Мимические этюды:

7. П/и: «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору».

8. Упражнения на развитие воображения: «Отгадай и покажи», «Что было бы…», «Измени сказку», « Сказка на новый лад», «Кто поможет колобку».

9. Упражнения и игры на развитие речи: «Как сказать по – другому», «Кто больше слов скажет», «Скажи какой?»

10. Д/и: «Узнай сказку»,  «Собери сказку», «Расскажи сказку».

11. Рисование героев сказки «Колобок».

12. Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки «Колобок» (плоскостной театр) для детей.

3

февраль - март

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Маятник», «Вкусное варенье», «Ква –ква – ква».

2. Чистоговорки с пальчиковыми играми: «Теремок» и т. д.

3. Пластические этюды: «Маленькая мышка», «Веселая лягушка», «Большой медведь», «Звери испугались», «Мишка косолапый» и т.д.

4. Музыкальная игра: «Стоит в поле теремок…»

5. Хороводная игра: «Мы на луг ходили…»

6. Упражнения на интонационную выразительность: «Скажи как герои сказки».

7. Д/и: «Угадай сказку»

8.  П/и: «У медведя во бору»

9. Игры и упражнения по развитию речи: «Про кого я говорю»,

«Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт»,

«Скажи какой», «Сравни разных зверят».

10. Игры на воображение: Триз - игра «Хорошо - плохо»,

«Узнай, из какой сказки и покажи сам», «Сравни героев сказки»,

«Сочиним сказку «Теремок» с новым концом».

11. Рисование «Теремок для зверят»

12. Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки «Теремок» для детей других групп и родителей.

Вывод:      Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный  интерес, увлекает, создает психологический  комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...