ЭССЕ "Эффективные формы организации образовательного процесса в ДОО"
статья (подготовительная группа)

Ирина Пигачева

Особенность образовательного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №141»,

Московский район

Эссе

«Эффективные формы организации образовательного процесса в ДОО»

Выполнила: воспитатель Пигачева Ирина владимировна

г. Нижний Новгород

2022год

На сегодняшний день формы организации образовательного процесса в современном детском саду пересматриваются и приводятся в соответствие с требованиями ФГОС ДО, и каждая дошкольная организация ищет возможность создания « условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности ...»

Говоря иными словами, педагогические коллективы активно работают над созданием модели образовательного процесса, с использованием новых форм его организации.

Однако, у практиков возникает множество вопросов по организации современного образовательного процесса: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности и прочее..

Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Структура образовательного процесса включает в себя его цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Остановимся более подробно на формах организации образовательного процесса.

До недавнего времени одной из форм организации образовательного процесса в дошкольной организации были занятия.

С учетом ФГОС ДО модель организации образовательного процесса включает в себя:

- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются организация образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;

- самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям.

Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.

«При этом процесс обучения остается, но реализуется по средствам использования» различных форм и методов работы с детьми, которые педагоги выбирают самостоятельно с учетом решения поставленных задач, контингента детей.

При обучении дошкольников широко используются наглядные методы и приемы обучения:

  1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
  2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Широко применяются словесные методы и приемы обучения.

  1. Рассказ педагога.
  2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
  3. Беседа: познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
  4. Чтение художественной литературы.

Используются приемы: вопросы; указание; пояснение; объяснение; педагогическая оценка.

Практические методы обучения подразумевают использование упражнений, элементарных опытов, экспериментирования, моделирования.

Игровые методы и приемы обучения являются приоритетными при обучении детей дошкольного возраста.

Одним из современных методов обучения в ДОУ является проектная деятельность – дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательными составляющими проекта являются: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности.

Как мы видим, все представленные формы организации образовательного процесса нам, хорошо знакомы. Однако сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции «не над ребенком, а вместе с ним».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: медиатехнологии, информационная культура, медиакультура...

Обмен опытом. «Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. ...

ФГОС ДО. Формы организации образовательного процесса в дошкольной организации

В материале педагоги познакомятся с основными формами организации образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО....

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в дошкольном отделении.

Принцип интеграции образовательных областей  - является одним из основных принципов  развития современного дошкольного образования. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошк...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО»

В материале рассмотрен вопрос организации образовательного процесса ДОО в форме образовательной ситуации....

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...