Игровая среда детства
консультация

Маслакова Марина Антоновна

Игра – это особое занятие, которое приобретает немаловажную роль в детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_sreda_detstva.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая среда детства»

Игра – это особое занятие, которое приобретает немаловажную роль в детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Дошкольное детство – это пусть и короткий, но очень важный, можно сказать, уникальный период в жизни каждого человека. На протяжении этих лет ребенок приобретает знания об окружающей его жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер. Именно поэтому так важно организовать правильную игровую среду, в которой будет расти и учится дошкольник.
Понятие игровой среды рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, который стимулирует, направляет и развивает деятельность ребенка. Он влияет на развитие личности в самом широком смысле и формирование более узких характеристик, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Все составляющие игровой среды взаимосвязаны по содержанию, масштабу и художественному решению. Частью предметно-игрового мира являются различные предметы и объекты социальной действительности. Информативная функция, одна из основных в игровой среде, ведь каждый из предметов игры включает в себя сведения об окружающем мире, является, своего рода, средством передачи социального опыта.
Необходимо, чтобы организация игровой среды в разных возрастных группах детского сада учитывала специфику постепенного развития игровой деятельности детей, и в то же время предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей.
Игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: в первую очередь, это свобода ребенка в выборе темы, сюжета игры, определенных игрушек и количества игрового времени.
При этом нужно учитывать возрастные особенности детей и то, что они находятся в дошкольном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. А значит, при создании условий для идеальной игровой среды нужно предложить детям не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Принцип универсальности предметно-игровой среды очень важен, ведь он позволяет детям как самостоятельно, так и вместе с педагогами выстраивать и модифицировать игровую среду, изменяя, в зависимости от типа игры, ее содержание и перспективы развития. Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Развивающая игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.
Стратегия и тактика построения игровой среды определяется особенностями модели личностно-ориентированного воспитания. Ее основная черта – общение между ребенком и взрослым «на равных», то есть взрослый не контролирует ребенка, а помогает ему.
Главной целью является содействие становлению дошкольника как личности. Решаются такие задачи как: доверие ребенка к миру (он должен чувствовать психологическую защищенность), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности (ребенка не подстраивают под всех, ему дают возможность личностно развиваться). В данной модели знания, навыки и умения рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Признание, понимание, принятие личности ребёнка – это главные способы общения в данной модели воспитания. Они формируются на основе способности взрослых стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактикой общения является сотрудничество. Взрослый должен исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Если предметно-развивающая среда организована правильно, то она будет позволять каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в себя, свои способности и силы, научиться общаться со взрослыми и сверстниками, оценивать и понимать их поступки, чувства. Именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Также нужно учитывать, что идеальная игровая среда должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Во-первых, дизайн. Он должен быть разнообразным (в зависимости от возможностей детского сада, конечно). Во-вторых, мебель – игровая и развивающая среда должны соответствовать психофизиологическим особенностям детей этого возраста. В-третьих, отделка – она должна быть приближена к обстановке дома, то есть быть такой же комфортной и уютной.
Если говорить подробнее о составе игровой среды, то она должна включать в себя: большое игровое поле; игровое оборудование; игрушки; различные атрибуты для игр; игровые материалы. Все эти игровые объекты должны быть не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, зале или на детской площадке.
Игровые инструменты должны быть соразмерны друг другу и другим элементам интерьера. Это значит, что интерьер не должен содержать ничего лишнего и должен органично и эстетично сочетаться с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны соответствовать правилам безопасности.
Помимо вышеуказанных требований к организации игровой среды, существуют еще и сугубо педагогические.
В первую очередь, это самодеятельные игры –игры-эксперементы, сюжетно-ролевые, режиссерские. Не менее важны развивающие и развлекательные игры, так как именно благодаря им у детей формируются необходимые предпосылки мотивов новых видов деятельности.
Во-первых, в функции обозначения предметно-игровой среды (ширма, обозначающая «кабинет врача», и т.п.); во-вторых, в атрибутивной функции (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача) и, в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и т.д.).
В работе Г.Фейн предлагается разделение игрового материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам на три категории: реалистические игрушки; прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей); полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики), которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.
Игра и игрушка неразделимы. Игрушка может оживить игру, но игра, по мере ее роста, требует все больше и больше новых игрушек. В познавательном отношении игрушка работает как своего рода обобщенный эталон окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Они относятся к возрасту и совместимости игрушек с разными типами игр.
В каждом возрастном периоде ребенку нужны игрушки, различающиеся по тематике и назначению: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.
Для развития активности и самостоятельности нужны игрушки, которые позволят четко подчеркнуть специфические функции реальных предметов, важен масштаб, их соответствие размеру руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т.п.), его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (куклы, мишки).
Таким образом, для организации идеальной игровой среды необходимы следующие условия: участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие.
Конечно, в нынешних реалиях это достаточно сложно организовать, но я уверена, если ребенок будет воспитываться соответственно личностно-ориентированной модели, а именно будет понят и услышан, то он уже будет счастлив. А счастье ребенка – это уже большой шаг к счастью взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды «Маленькая страна детства»

Положениео проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей  и игровой среды «Маленькая страна детства»  среди групп МБДОУ Детский сад № 14 «Родничок» города Алатыря Чу...

"Игра - ключ к миру детства (игровая среда руками детей)

Тема:"К нам гости пришли" (Дети освещают сюжетно-ролевые игры)Куралесова Раиса Ивановна   Воспитатель 1 мл.группы...

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....

Эссе: «Игровая среда детства».

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта....

Предметно-игровая среда детского сада как развивающая среда. Презентация.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной о...

Статья «Игровая среда детства»

Статья «Игровая среда детства» Игра – ведущая деятельность дошкольника. В игровой деятельности происходит развитие ребенка. Для этого ребенку необходимо пространство, то есть та...