Эссе: «Игровая среда детства».
материал

Чебанова Юлия Владимировна

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_sreda_detstva_esse.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                      Эссе: «Игровая среда детства».

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. На основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды, на основе которых проходит ее организация:

1. Безопасность —в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты. Это способствует большей самостоятельности ребенка, освобождает родителей от необходимости контролировать каждое его действие.

2. Доступность — используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему чувствовать себя самостоятельным.

3. Яркость, привлекательность.

4. Постоянство — оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

5. Свобода выбора — на занятии есть четкая структура, которой должны придерживаться все дети. Но если ребенку хочется делать что-то другое, и это не отвлекает внимание остальных детей, ему это разрешается. Во время свободной игры ребенок сам выбирает игрушки, а взрослый следует его интересам.

6. Насыщенность — наличие оборудования для двигательной активности (горка, мягкие модули, лесенка, материалов для продуктивной деятельности (краски, пластилин, тесто, оборудование для игры с песком, водой и т. д., игрушки (активные центры, куклы, наборы животных, кнопочные и музыкальные игрушки, дидактический материал, материалы для совместных игр (мыльные пузыри, обручи, мячи, платки). Каждая группа игровых средств становится доступной для детей во время занятий. Каждому ребенку выдается игровой набор (строго одинаковый для всех, использующийся на занятиях: матрешка, пирамидка, мозаика, блоки Дьенеша, материал для конструирования.

7. Предметная развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. В уголке для мальчиков расположены конструктор, машины, инструменты; у девочек — кухня, обеденный стол, кроватки с куклами.

В концепции «Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях», разработанной Л.М. Клариной, В.А. Петровским, Л.А. Смывиной определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

•дистанции позиции при взаимодействии;

•активности;

•стабильности-динамичности;

•комплексирования и гибкого зонирования;

•эмоциогенности среды;

•открытости-закрытости среды;

•половых и возрастных различий.

Их можно дополнить следующими принципом обеспечения права ребенка на игру (свобода достижения ребенком своего права на игру – основополагающий принцип, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, месте и времени для организации различных видов игр), принципом универсальности предметно-игровой среды (позволяет изменить игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей), принципом систематичности (предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды). Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии в возрастом и от развивающей сущности игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды «Маленькая страна детства»

Положениео проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей  и игровой среды «Маленькая страна детства»  среди групп МБДОУ Детский сад № 14 «Родничок» города Алатыря Чу...

Эссе « Мое дошкольное детство»

Эссе « Мое дошкольное детство»Как бы мне хотелось очутитьсяВ том далёком-дальнем далеке.Где негромко тикает синицаИ луна купается в реке.Где трава готова к сенокосу,Так и просит на неё прилечь,Где бер...

"Игра - ключ к миру детства (игровая среда руками детей)

Тема:"К нам гости пришли" (Дети освещают сюжетно-ролевые игры)Куралесова Раиса Ивановна   Воспитатель 1 мл.группы...

Игровая среда детства

Игра – это особое занятие, которое приобретает немаловажную роль в детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.                  ...

Статья «Игровая среда детства»

Статья «Игровая среда детства» Игра – ведущая деятельность дошкольника. В игровой деятельности происходит развитие ребенка. Для этого ребенку необходимо пространство, то есть та...