Квест "День прав человека"
материал (старшая группа)

Турусова Алена Петровна
Квест
«Права ребенка»
 
 
  Введение
 
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками. 
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? 
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. 
Квесты помогают активизировать и детей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, а также улучшает детско-родительские отношения. 
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. 
 
 
Автор: Турусова Алена Петровна, воспитатель МДОУ детского сада №55, г.Энгельс
Тема: Дети тоже имеют права.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста.
Принципы:
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
сотрудничество с семьей
Актуальность: 
Цель: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
 Задачи:
Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Развивать правовоемировоззрение и нравственные представления.
Рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Расширять знания, обогащать словарь по теме.
Взаимодействие с семьей :
Рассматривание первого документа ребенка - свидетельства о рождении.
Создание генеалогического древа, герба семьи, написания небольшой рассказ про свою семью.
Организационный момент. 
Вступительное слово с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя (обсуждение правил квеста).
  Воспитатель зачитывает стихотворение:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь- дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Воспитатель: Сегодня, дети, я познакомлю вас с вашими правами и с документом, который знают люди во всех странах мира. Называется он «Декларация прав ребёнка».
Воспитатель зачитывает отрывок из рассказа «Цветик-семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав, круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
       Мы сегодня тоже соберем цветик-семицветик, где каждый лепесток будет право ребенка. А искать мы будем по специальному маршруту.
        Создать маршрутный лист (на нем отмечены последовательно остановки и где расположены лепестки )
 
Этапы квеста.
1 Остановка. Кабинет конструирования.
Загадка: Всех по-разному зовут:
                Кот - Мурлыка,
                Пес - Барбос,
                Даже нашу козочку
                Зовут красиво – Розочка
                Настя, Вика и Данила
                Все имеют своё …   (имя)
Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении. У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).
Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя. 
У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).
 
2 Остановка. Кабинет психолога.
Загадка: Без чего на белом свете
          Взрослым не прожить и детям?
          Кто поддержит вас, друзья?
          Ваша дружная... (семья)
Вспомните, как называется такое дерево? Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой). Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку? Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе? А как можно назвать маму и папу одним словом? Кем приходится Маша своим родителям?
 
3 Остановка. Кабинет логопеда.
Загадка:    Сказка учит нас, друзья
                  Жить без домика нельзя.
                  Лисе, зайке, поросенку
                  Даже глупому мышонку.
                  Ох, как нужно нам оно
                  Это право на … (жильё)
У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? 
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?"
Медведю –берлога, Белке - ..., Птице - ..., Пчеле - ..., Собаке - ..., Человеку - ...
 
4 Остановка. Физкультурный зал.
Загадка:   Мама работала,
                  Папа трудился,
                  А я в детском садике все находился.
                  Все кто устал от работы нелегкой
                  Имеют полное право на …(отдых)
Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете? 
 Физкультминутка. Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем)
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
 
5 Остановка. Кабинет изодеятельности.
Загадка:  Чтобы вырасти успешным
                 Надо много знать, уметь.
                 Чтобы вырасти большим
                 Недостаточно питанья
                 Мы использовать должны
                 Право на …(образование)
Дети имеют право на бесплатное образование. Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания. 
Для чего всем надо учиться? 
Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?
Век живи – век учись.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учиться никогда не поздно.
Учиться всегда пригодиться.
 
6 Остановка. Медицинский кабинет.
Загадка:  Когда тебе нужно в больницу,
                На помощь машина примчится.
                Лекарства в ней врач привезет,
                От всяких болезней спасет.
                Ты номер, конечно же, помнишь,
                 03 – это… (скорая помощь)
Дети имеют право на медицинскую помощь. Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.
 
7. Возвращение в группу: К серединке прикрепить лепестки и сделать цветик-семицветик.
А теперь, ребята, давайте мы с вами попробуем определить права детей в сказках. (Воспитатель, называя сказки, показывает иллюстрации к ним.)
Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь).
Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»? (Право на отдых).
В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право на медицинское обслуживание).
Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование).
Игра "Разрешается - запрещается".
- А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается". Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами «разрешается или запрещается».
1. Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино. 
Вот семья вопрос решает , выбрать мнение одно. 
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. 
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается. 
Бить, наказывать ребенка строго (запрещается).
3. С мамой дети должны жить, 
Не грустить и не тужить - это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают, 
Мать с ребенком разлучают. 
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться, 
Если заболел - лечиться, 
Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок, мало у него силенок, 
Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа 
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить, 
С разными детьми дружить - 
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину, перед сильным преклоняется. 
Быть рабом у господина строго (запрещается)
Воспитатель: кроме прав вы ещё имеете и обязанности. Как вы думаете, какие обязанности у вас есть? (должны называть друг друга по имени, слушаться родителей; помогать взрослым; не обижать своих товарищей; помогать малышам; ходить аккуратным, чистым)
Физкультурная минутка. Игра «Все будет хорошо».
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох) 
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох) 
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
- Конечно же, ребята, все будет хорошо.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
 Он имеет право жить, развиваться и дружить;
 Иметь просторный, добрый дом
 Видеть тихий мирный сон.
 Врачей помощь получать,
 Обучаться, отдыхать,
 Быть веселым и здоровым,
 Восхищаться чем-то новым
 И любить, и быть любим
 Он на свете не один!
 
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? Как называется книга о правах ребенка?
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы" Конспект организованной образовательной деятельности по защите права человека и их содержания "Мои права" подготовительной группы .Воспитатель : Расулева Н. Г.

МДОУ «Детский сад «Малышок » ст. Тарханы » Конспект организационно образовательной деятельности «Мои права » подготовительная группа . Воспитатель : Расулева Н. Г.Программное содержание: Познакомить д...

Буклет "Права человека начинаются с прав ребёнка"

Буклет содержит в себе краткую информацию дл родителей о правах детей....

Конспект занятия в подготовительной группе «О «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребёнка»

Цель: дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе,  защищающем их....

развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»

обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...

Права ребёнка - права человека

Публикую свои мысли в виде эссе на тему прав ребёнка....

Конспект ООД Единого урока прав человека в младшей группе детского сада на тему: «Права ребёнка»

Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни.                                ...