статья "Поликультурное воспитание в ДОУ"
статья

Гречишкина Тамара Ивановна

Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikudt._v.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением, известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой, обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Поликультурное воспитание детей осуществляю в трех направлениях:

• информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);

• эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

• поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием. Совершенствование системы поликультурного образования в детском саду.

Задачи:

- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

- формировать эмоционально-положительное отношение к культурному наследию региона;

- развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности;

- приобщать к культуре и традициям семьи, детского сада, родного города, края;

- воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы эмоционально откликаться на неё;

- формировать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой Родине, к своей жизни.

Исходя из целей и задач, я наметила следующие этапы работы.

1. Изучить литературу по теме своей углубленной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Изучить статьи в журналах по воспитанию детей по данной теме.

3. Изучить статьи в интернете по теме «Поликультурное воспитание дошкольников».

4. Создать мини-музеи в группе «Народная изба».

5. Составить перспективный план работы.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе уголка регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русского и хакасского народов, легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира кемеровской области и др.

Переход к личностно ориентированной парадигме образования, внедрение программ нового поколения требует от педагога способности самостоятельно принимать решения, готовность взять на себя ответственность за их реализацию, способности к сотрудничеству, терпимости и к чужому мнению и интересу, стремление к взаимопониманию и неконфликтному разрешению разных ситуаций, способности к компромиссу. В целях воспитания у ребенка-дошкольника основы поликультурной компетентности необходимо, чтобы педагоги обладали поликультурной компетентностью, которая должна стать частью педагогической культуры (Быкова М.В.).

Поликультурная компетентность - это главное качество индивида, включающее систему поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Структурными компонентами поликультурной компетентности выступает:

- когнитивный;

- мотивационно-ценностный;

- деятельностный.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.

Профессиональная составляющая вышеуказанного компонента предполагает наличие знаний в области возрастных, гендерных, национально-религиозных, профессиональных культурных особенностей субъектов педагогического взаимодействия; знаний в области основ поликультурного воспитания дошкольников; умение определять поликультурные характеристики и особенности мировосприятия субъектов профессиональной деятельности; умения выстраивать взаимоотношения и предотвращать межкультурные конфликты.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Профессиональная составляющая компонента предполагает: ценностное отношение педагога к воспитаннику как носителям культурной самобытности; восприятие поликультурности как фактора, способствующего взаимообогащению личностного культурного опыта; наличие интереса к особенностям мировосприятия представителями иных культур; достижения эффективного сотрудничества с коллегами, родителями воспитанников; стремление к оказанию помощи в решении расовых и межкультурных конфликтов.

Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Профессиональная составляющая деятельностного компонента предполагает участие педагога в обмене опытом с коллегами; организацию конструктивных взаимоотношений со всеми участниками образовательных отношений; осуществление поликультурного воспитания дошкольников.

Современный педагог поликультурного образовательного пространства. Это: «Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран» (Я. Корчак) (5, 626).

Или это педагог, который придерживается мнения, что «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хабборд) (5, 626).

А, может быть, это педагог, воспринимающий ребёнка, как «…не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (И. Тамм) (5, 626). Шойхер В.Ю. Антология мудрости / В.Ю. Шойхер – М: ВЕЧЕ, 2007. – с. 626)

          В процессе освоения поликультурного образования использую разнообразные формы работы с детьми: интегрированную непосредственно-образовательную деятельность, объединяющую различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, праздники, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, национальных блюд, легенды, используют в речи русские и хакасские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

Дошкольный возраст - это период приобщение ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные семейные праздники отмечаются в семье.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Ребёнок в детском саду получает первый опыт общения со своими сверстниками, со взрослыми.

Чтобы научить детей видеть красоту своего края, научить любить свой город, окружающую природу, видеть многообразие культур нашего края, необходимо провести кропотливую работу.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - говорили мыслители. Народ без своей истории подобен дереву без корней или дому без фундамента. Чтобы наши дети не выросли Иванами, не знающими родства, мы, начиная с младшей группы, знакомим их с понятиями семья, семейные традиции; воспитываем уважение к отцу и матери, дедушке и бабушке, и другим членам семьи.

Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.

Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Мы стараемся активно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, так как это важный момент поликультурного образования в детском саду. Мы осуществляем его через информационные зоны, беседы, анкетирование и официальный сайт детского сада. 

Педагоги разрабатывают и проводят мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семьи. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы ставим задачи перед педагогами детского сада - максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

Игра– ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает мир, свое место в нем и вырабатывает собственную модель поведения.

Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм». Созданы в саду уголки декоративно-прикладного искусства, дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписей. Учатся видеть красоту народной игрушки. С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи.

Для решения задач поликультурного воспитания в группах созданы уголки ознакомления с родным краем(размещены куклы в национальных костюмах, модель избы, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; о родном городе - Санкт-Петербурге, государственная символика России; элементарные сведения об истории, традициях),

Заключение.

Считаю, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Как бы не менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда. Это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, я любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своём городе, о своей стране, тем больше будут их любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, края, страны, изучать культуру своего народа.

Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети - это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиции, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, справедливость, взаимопомощь, любовь).

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э.К. Суслова).

Используемая литература

  1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В.  Наш дом – Южный Урал. – Магнитогорск: МаГу, 2003.
  2. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии // Магнетр. – 2000
  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М.: Прометей, 2002.
  4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
  5. Борисенков В.П., Гуколенко А.Я., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М., 2004
  6. Гуколенко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ, 2003 – 290 с.
  7. Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся. – М.: 2001.
  8. Антипова Н.А. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» (составлена на основе программы учителя географии и краеведения МОУ Новокаолиновой СОШ З.Ш. Макановой) – Пермь, 2012.
  9. Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. Российский этнографический музей – детям. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с
  10.  Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004
  11.  Гитис М.С. Челябинская область: занимательная география в вопросах и ответах. «Познай свой край». – Челябинск, 2006. – 96 с.
  12.  Гитис М.С. Челябинская область: краткий географический справочник. – Челябинск: АБРИС, 2011.
  13.  Гуколенко О.С. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве. – Симферополь, 2004.
  14.  Тайчинов М.Т. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. – Научно-методический журнал «Педагогика». – 1999.
  15.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-пресс, 2004.
  16.  Каптелина Л.В., Куравина Н.В., Семенова Л.М. Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Челябинск: ООО «Издательство «Уникальная книга», 2016
  17.  Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.
  18.  Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-176 с.
  19.  Под общей редакцией Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...