Программа по математике кружок "Развивалочка"
рабочая программа (младшая группа)

Агаева Нурана Руслановна

программа по математике кружок "Развивалочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku_razvivalochka.docx131.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №56 «Северяночка»

СОГЛАСОВАНО:

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете

Протокол №______

от _____________202    г.

Заведующий

МБДОУ ДС№56 «Северяночка»

________________ Т.В. Ревкова

Приказ № ____ от _______20___г.

ПРОГРАММА ДОУ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КРУЖКУ

«РАЗВИВАЛОЧКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Группа №1 «Сказка»

на 2023-2024 учебный год

ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015) (Глава 1) (Статья 2)

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия

9) образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Содержание

  1. І

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. 1.1

Пояснительная записка

  1. 1.2

Цель и задачи программы

  1. 1.3

Основные принципы программы

  1. 1.4

Объем образовательной нагрузки

  1. 1.5

Образовательные области программы

  1. 1.6

Планируемые результаты

  1. II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. 2.1

Календарно-тематическое планирование

  1. 2.2

Разделы рабочей программы

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.1 Пояснительная записка

(Актуальность выбранной темы)

      Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

      В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду  должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

       Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.

       Организации кружка  «Развивалочка» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию  логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

1.2Цели и задачи

Цель программы:

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

1.Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;

2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;

3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

5.Воспитывать личностные качества и навыки  самоконтроля и самооценки.

1.3 Основными принципами программы математического кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
  • Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

1.4 Объем образовательной нагрузки

Кружок «Развивалочка» предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы.

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Форма организации занятий: групповая

Общее количество 72 занятий в год.

1.5 Образовательные области программы

«Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой деятельности.

«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 «Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

        Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

      Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

1.6  Планируемые результаты:

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 3 – 4лет.

  • Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
  • Считает до 5 . (количественный, порядковый счет).
  • Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
  • Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
  • Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть:  круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
  • Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.
  • Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.

II.               СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1   Календарно-тематическое планирование

Содержание

Цели

Месяц

1

«Знакомство с цифрами»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 5. Познакомить с цифрой 0.

Сентябрь

2

«Геометрические фигуры. Круг »

Продолжать знакомить детей с формой «круг». Учить детей обводить по контуру круг. Развитие мелкой моторики рук.

3

«Геометрические фигуры Овал

Продолжать знакомить детей с формой «овал»

4

«Геометрические фигуры. Треугольник» 

Закрепление  знания формы треугольник.

5

 «Квадрат» 

Закрепление знания формы «квадрат».

6

«На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

7

Слева-справа

Познакомить детей с пространственной единицей слева-справа. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги.

8

«Много», «один», «ни одного»

Познакомить детей с понятием «много», «один», «ни одного». Учить детей правильно называть числительные : одна, одно, много, ни одного.

9

«Большой-маленький

Познакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине..

Октябрь

10

«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

11

« Волшебные пазлы»

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

12

Большой-маленький, найди пару.

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине. Познакомить с понятием пара.

13

Деление геометрических фигур на группы

Продолжать учить детей делить предметы на группы по единому признаку.

14

Веселые палочки

Научить детей складывать предметы из счетных палочек.

15

Прямоугольник

Продолжать знакомить детей с формой «прямоугольник»

16

Дорожки (машина, мотоцикл, велосипед)

Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук.

17

«Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

Ноябрь

18

«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  

19

20

«Какой? Сколько?»

 уметь называть по порядку и считать количество предметов.

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

21

Понятие «больше», «меньше», «поровну»

Познакомить детей с понятиями «больше», «меньше», «поровну».

22

Понятие «слева-справа» Счет до двух

Продолжать знакомить со значением слева-справа.. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. Научить счету до двух.

23

Понятие «вверху-внизу». Счет до четырех

Познакомить детей с понятием «вверху-внизу». Научить счету до четырех.

24

Понятие «впереди-сзади». Счет до пяти.

Познакомить детей с понятием «впереди-сзади». Научить счету до пяти.

25

Обведи по контуру предметы

Продолжать учить детей обводить предметы по контуру.

Декабрь

26

27

28

29

30

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, продолжать формировать навык аккуратной работы.

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Число и цифра 1

 Познакомить детей с числом и цифрой 1.

Понятие «высокий-низкий», «одинаковые по высоте».

Познакомить детей с понятием «высокий-низкий», «одинаковые по высоте».

31

Число и цифра 2

Познакомить детей с числом и цифрой 2.

32

Понятие «длинный-короткий», «одинаковые по длине».

Познакомить детей  с понятием «длинный-короткий», «одинаковые по длине».

33

«Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

Январь

34

«Близко – далеко.

 Ох, ориентироваться

как нелегко»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

35

Число и цифра 3

Познакомить детей с числом и цифрой 3.

36

37

Понятие «широкий- узкий», «одинаковые по ширине»

Познакомить детей с понятием «широкий- узкий», «одинаковые по ширине»

Познакомить детей с числом и цифрой 4.

38

Понятие «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине».

Познакомить детей с понятием «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине»

39

«Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

40

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

41

«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Февраль

42

«Время года. Лето»

уточнить представлений детей о времени года «лето». Закрепить знания детей о признаках лета.

43

Число и цифра 5

Познакомить детей с числом и цифрой 5.

44

Понятие «широкий- узкий», «одинаковые по ширине»

Познакомить детей с понятием «широкий- узкий», «одинаковые по ширине»

45

 Времена года «Осень».

закреплять понятия об осенних явлениях, развивать устную речь, внимание и память.

46

Времена года «Зима».

закреплять представление о временах года - зима. Развивать логику и мышление..

47

«Весы. Их использование»

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

48

«День – ночь.»

знакомить детей с временным понятием день – ночь, научить различать части суток по приметам и действиям временного отрезка, развивать логическое мышление и наблюдательность.

49

Закрепляем части суток (утро, день, вечер, ночь)

закреплять умения ориентироваться во времени, называть части суток.

Март

50

«Пишем цифры: 0,1,2»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

51

«Пишем цифры: 3, 4,5»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

52

 Время года «Весна».

закреплять представление о временах года - весна.

53

«Шар, куб, цилиндр

закреплять знание объёмных геометрических фигур, развивать наблюдательность, мышление..

54

«Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа  по порядку.

55

«Веселые коробочки»

Учить объединять предметы по трем признакам (цвет, форма, размер).

56

«Математическая аппликация»

Научить составлять сюжетную картинку с помощью геометрических фигур

57

«Собери гусеницу»

Учить расставлять числа в прямом порядке до пяти.

Апрель

58

«Найди пару»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

59

Подбери дорожки к домикам

Продолжать учить образовывать группы предметов трем признакам

60

Даша путешественница

Закрепить прямой счет до пяти. Познакомить с цифрами 1, 2, 3,4,5. Учить количественному счету.

61

Дорисуй

Закрепить количественный счет до пяти

62

Сосчитай

Учить сравнивать количество предметов в группах.

63

Помоги ёжику попасть в свой домик

Продолжать учить соотносить и подбирать по цвету, форме и размеру.

64

Поставь заплатку

Учить выявлять из группы предметов один, отличающийся по какому-либо признаку.

65

Числовой ряд. Порядковый счёт.

Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте.

Май

66

«В стране геометрических фигур»

Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

67

«Путешествие по комнате»

Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и

68

Цвет. Форма.

Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

69

«Три медведя»

Учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание какие по размеру предметы у каждого медведя

70

«Математическая аппликация»

Научить составлять сюжетную картинку с помощью геометрических фигур

71

Мозаика вокруг нас.

Учить клеить геометрические фигуры, делая небольшое расстояние между ними

72

«Путешествие в математическую страну»

Закрепить пройденный материал.

2.2 Разделы рабочей программы:

  1. «Количество и счет»
  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
  1. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
  1. «Определение величины»
  • Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
  1. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев;дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
  1. «Решение  логических задач»
  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия:блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

В начале и конце учебного года проводитсямониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

 во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балла – низкий уровень

Используемая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
  2. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
  3. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа / авт.-сост. З. Т. Асанова.

- Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 246 с.

4.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с. Н. С. Голицына

5. Математика для малышей. Средняя группа. Серия «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы»» под

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра    Для...

авторизированная программа "Веселая математика"

Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....

Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».

Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....

Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)

Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...

Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...