Тренинговые занятия с педагогами
материал

Кравченко Лилия Николаевна

Предварительный просмотр:

Навстречу здоровью

Цели семинара-практикума:

  • познакомить с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, причинами возникновения и способами профилактики;

  • формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.

Ход занятия:

  1. Ведение в тему.

Люди горячие,

Люди холодные,

Иногда я свечусь,

Иногда – словно одурачен.

Люди часто смеются,

Люди часто плачут,

Иногда я счастлив,

Иногда болезненно стеснителен.

Люди могут сжиматься,

Люди могут расти,

Иногда я открыт,

Иногда – не очень.

Чувства – сильные,

Мысли – тоже.

Но если одно без другого,

То, кто же тогда я?

                                      (Peter Sharp, 2001)

  1. Приветствие.

Упражнение: «Я знаю, Я умею, Я люблю…»

Цель: знакомство, осознание своей сущности, принятие своих качеств

Инструкция: каждый педагог должен передавая мяч своему соседу  обменяться фразой: «Привет, Лилия Николаевна … Я знаю, что ты добрый человек,  Я умею вышивать, Я люблю  общаться с коллегами.

Вопросы для обсуждения:

  • Кто испытывал неловкость, затруднения?
  • Узнали ли вы что-то новое о людях?
  1.  Разминка.

Упражнение «Картинка» 

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция: выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки (педагоги объясняют свой выбор).

II. Теоретическая часть.

 Цель: введение в тему семинара, знакомство педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.

  1. Мини-лекция.

А) Понятие эмоциональное выгорание

В течение последних десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога стала особенно острой. Каждый человек в течение всей жизни стремиться к чему-либо… к успеху, к признанию, к материальному благополучию, стремиться к любви, к счастью, стремится к власти и ко многому другому.

        Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной – необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо так же отдавать работе эмоции, чувства и кроме этого, здоровье. Стремясь к совершенству в работе, в жизни, в делах и отношениях, мы порой забываем о своём здоровье. Совершенству предела не существует, а у здоровья человека, будь оно физическим или психологическим – предел всегда есть.

        Тем не менее, современная статистика такова: педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья!

        В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как «профессиональное выгорание». На предыдущей нашей встрече мы с Вами об этом говорили. Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

        В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание»появилось сравнительно недавно. Существует более узкая трактовка феномена выгорания, в центре которой лежат эмоции и чувства человека.

Эмоциональное выгорание, по мнению доктора психологических наук Бойко Виктора Васильевича, -это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Б) Симптомы «эмоционального выгорания»:

Симптомы тесно связаны со стрессом.

  1. Нервное напряжение – это когда наблюдается отрицательная психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, проблемы в группе. Всё это сопровождается следующими симптомами: неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, переживаниями обстоятельств.
  2. Сопротивление – во время, которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
  3. Истощение – эмоциональный дефицит, усталость, апатия и депрессия, сопровождающее эмоциональное сгорание. Всё это приводит к серьёзным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

В) Причины возникновения эмоционального выгорания у педагогов:

Ø отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

Ø несоответствие результатов затраченным силам;

Ø ограниченность времени для реализации поставленных целей;

Ø неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

Ø большие нагрузки;

Ø ответственность перед начальством, родителями;

Ø отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми и  их родителями.

  1. Практическая часть
  1. Упражнение: «ДЕВОЧКА, ДРАКОН И САМУРАЙ»     

Правила игры: психолог делит педагогов на 2 команды. Объясняет, что в игре участвует 3 персонажа: девочка, дракон и самурай. Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ноги, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать звуки «Ля-ля-ля».Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р». Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а».

Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 секунд: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать.

Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия, соответствующие их герою.

  • Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если, разных, то победное очко присуждается исходя из правила:
  • дракон съедает девочку (то есть очко получает команда, изображавшая дракона);
  • самурай убивает дракона (выигрывает команда, изобразившая самурая);
  • девочка соблазняет самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).

Обычно игра продолжается до трех победных очков.

  • Легко ли было договориться в команде?
  1. Результаты опросника «Эмоциональное выгорание», автор В.В. Бойко.

Для дальнейшей работы и определения общей картины в нашем коллективе, было проведено исследование на актуальность данной проблемы. В ходе исследования использовался опросник В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание» (анализ результатов).

1симптом «Неудовлетворённость собой»

2 симптом «Загнанность в клетку»

3симптом«Редукция профессиональных обязанностей»(снижение чувства собственной компетентности и продуктивности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей, осознание неуспеха в ней).

4симптом«Эмоциональная отстранённость»(поведение, которое позволяет человеку спокойно реагировать на очень эмоциональные обстоятельства).

5симптом«Личностная отстраненность» (характеризуется как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Человек перестает сочувствовать, сопереживать тем, с кем работает).

Результаты прилагаются.

  1. Методы и способы физиологической, эмоциональной и естественной регуляции.

Психолог:

  • Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

        Существует множество способов и методов преодоления проблемного состояния. Во-первых, при стрессах обычно расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Всё должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание близким людям, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке. В-четвёртых, необходима психическая и физическая релаксация.

  1. Работа в мини группах (способы саморегуляции, работа по памяткам)

Психолог:

  • Познакомьтесь со способами и методами саморегуляции и выберите только:

1 группа (: способы, относящиеся к физиологической саморегуляции;

2 группа: способы, относящиеся к эмоциональной саморегуляции;

3 группа: способы, относящиеся к естественной регуляции организма человека.

  • Какие из перечисленных способов вы используете в своей жизни?
  1. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:

А– воздействует на весь организм;

Е– воздействует на щитовидную железу;

И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О– воздействует на сердце, легкие;

У– на органы, расположенные в области живота;

Я– на работу всего организма;

М– на работу всего организма;

Х– помогает очищению организма;

ХА– помогает повысить настроение.

  1. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

  1. Упражнение «Семь свечей»

Цель: релаксация

- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей…

Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…».

  1. Заключительная часть.

Наш семинар подошел к концу, и Вашему вниманию я хочу предложить наглядный пример ситуации.

        На стройке работали 4 человека. Занимались они одним и тем же, но, когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи. Другой: «А я, всё вкалываю и вкалываю». Третий сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь». Четвёртый: «Я строю храм». Вспомните воскресный вечер, большинству из вас приходит мысль, «Завтра опять на работу!» В нашем представлении – РАБОТА -ЭТО ТЯ-ЖЕ-ЛО!

        У русского народа сложилось много пословиц типа: «от работы кони дохнут», «работа – не волк, в лес не убежит». Интересно, спасает ли такое самосохранение от выгорания?

        Каждый из нас пришёл в это мир вовсе не для того, чтобы делать то, от чего его тошнит. Кстати, тошнота в этом случае не метафора, а реальное действие защитных механизмов психики. Вывод прост: важно найти деятельность по себе. Если к деятельности нет склонностей, то она безусловно станет работой, от которой, извините, дохнут не только кони! Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит, прежде всего, самому работнику.

        Вот и окончен наш семинар. В завершение я предлагаю Вам достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет, что Вас ждёт сегодня или что Вам нужно сделать в ближайшее время.

  1. Упражнение «Волшебная шкатулка».

Цель: поднятие настроения

  1. Рефлексия(рефлексивный кубик)
  • Какие у Вас ощущения?
  • Что было интересно?
  • Было ли для Вас что-то новое?
  1. Памятки педагогам «Как справиться с эмоциональным выгоранием?»

Приложение 1

Варианты пожеланий:

  1. Тебе сегодня особенно повезет!

  1. Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

  1. Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

  1. Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

  1. Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!

  1.  Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

  1. Сегодня твой день, успехов тебе!

  1. Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

  1.  Верь в себя и все получится!

  1.  Сегодня тебя будет преследовать удача!

  1.  Пусть тебя обнимет счастье!

  1.  Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!

  1. Живи и радуйся, остальное приложится!

  1. Пусть в твоей душе воцарится гармония!

  1. Пусть твои глаза всегда сияют!

  1. Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!

  1. Думайте о хорошем и все будет хорошо!

  1. Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

  1. Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!

  1. Все будет хорошо, а завтра еще лучше!

  1. Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

  1. Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье.

  1.   Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!

  1. Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем  ты сам можешь  устроить!

  1. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

  1. Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…

  1. Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!

  1. Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.

  1. Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!

  1. Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно дохнет один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!

  1. Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!

  1. Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!

  1. Укрепляют организм - радость, юмор, оптимизм!

  1. Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!

 Естественная регуляция организма



Предварительный просмотр:

Тема  «Как полюбить себя?»

Цели:

  • Осознание педагогами своей индивидуальности;
  • Создание условий для поиска своих сильных сторон;
  • Развитие умения любить и ценить себя;
  • Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Оборудование: запись спокойной музыки для релаксации, гимнастические коврики, листы бумаги, ручки.

Ход занятия:

  1. Вступление

Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей встрече.

Я люблю себя милую, нежную,
озорную, немного небрежную,
Я люблю себя разную-разную,
даже утром, спросонья, прекрасную!


Я люблю себя стильную, сильную,
потрясающую и сексапильную!
А порою серьёзную, смелую,
в этой жизни такую умелую!

Я люблю себя всю, без остатка,
заношу все слова я в тетрадку,
Чтоб напомнить любимой себе
Я - это ЧУДО на нашей Земле!

Я уникальна и неповторима
я это чувствую, это незримо!
Я это знаю , не забываю
и про себя без конца повторяю :

ЛЮБОВЬ - это я,
СВЕТ - это я,
ЖИЗНЬ - это я ,
я - СВОБОДА своя !

Автор неизвестен

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас.  

        Полюбить себя, значит научиться любить себя такой, какая Вы есть. Причём любить полностью: тело, ум, стиль, увлечения, образ жизни. Любить себя также включает умение позаботиться о себе, воплотить свои мечты в жизнь, заниматься любимым делом, уважать свои вкусы и привычки. Если Вы сами не полюбите себя - как же смогут Вас полюбить другие?

  1. Разминка

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг, бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя… (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего).

Задача, принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

  1. Психологический тест "Любите ли вы себя?

Психолог:

- Давайте сейчас с помощью небольшого теста попробуем определить на сколько Вы сильно себя любите?

1. Чувствуете ли Вы себя хорошо таким, каков Вы есть?  

 2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?  

 3. Согласовываете ли свой поступок с мнением окружающих?  

 4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

 5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

 6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?

 7.Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

 8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

 9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете? 

        Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;

 за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

Результаты:

         35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случиться плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.

  1. Упражнение «Морское путешествие»

Цель: повышение энергетического потенциала, развитие внимания, быстроты реакции.

Психолог:

- Я не случайно выбрала это упражнение в качестве примера, поскольку все мы с вами являемся капитанами нашего корабля по имени «Жизнь» и только от нас зависит насколько комфортным будет плавание.

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит название фигур и объясняет, как их показывать:

  • «капитан» - выполняется одним игроком (рука подносится ко лбу;
  • «спасательный круг» - выполняется двумя педагогами (2 человека берутся за руки);
  • «бочка» -выполняется 3 игроками (3 игрока обхватывают друг друга за плечи);
  • «шлюпка» - выполняется 4 игроками (4 игрока становятся друг за другом руками, имитируя движения весёл)

По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, т.е. выходят из зоны игры.

  1. Упражнение « Я в лучах солнца». 

Один участник в середине –  он солнце. Остальные участники стоят по краю - лучики. ( Дарят солнцу комплименты….)

Одно предупреждение все же необходимо.

        Любить себя - это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. Любить себя - это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того, чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к любым трудностям.

  1. Упражнение на релаксацию «Цветы»

(Звучит  релаксационная музыка)

        Психолог:

- А сейчас мы с Вами попытаемся  отдохнуть. Выбирайте себе уютное местечко и укладывайтесь на коврик. Сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза.

Текст

        Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие -то пахнут медом, какие-то — карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой. Какой бы ни был цветок — он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим. Представьте себе, что каждый из вас — тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?.. Как вы выглядите?.. Какого цвета?.. Какой аромат от вас исходит?.. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими…

Психолог:

- Сделайте глубокий вдох… Выдох. Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь и откройте глаза. Присаживайтесь на свои места.

Рефлексия

- Получилось ли Вам расслабиться полностью? И если нет, то почему?

-  Какие ощущения Вы испытали?

8.  Аутотренинг

Психолог:

- Наша встреча подходит к концу. И сейчас я предлагаю воспользоваться стихотворением Ларисой Рубальской.  Каждый из вас по очереди произнесёт по одной строке из этого стихотворения. Я  уверена, что  оно вам понравится, и повысит  не только вашу  самооценку, но и настроение!

Педагоги читают по одной строке из стихотворения Л.Рубальской

Я сама себя нашла! Я сама себе важна!

Я сама себя открыла! Я сама себе нужна!

Я сама с собой дружу, я себе стихи пишу!

Я себе плохого слова больше в жизни не скажу!

Я сама себя люблю, я себе не нагрублю!

Потому что уважение для самой себя коплю!

Без любимой, без меня, не могу прожить и дня,

Я с собою неразлучна. Я – кровиночка моя!

Я с собой поговорю, похвалю и пожурю,

Если в чём-то сомневаюсь, то уверенность вселю!

Я могу с собой болтать, словно бабочка порхать,

Я могу парить как птица, и меня не растоптать!

Я собою дорожу. Я удачу приношу!

Я притягиваю счастье, а несчастье отвожу!

Я сама себе пою,  песню нежную свою

Так собою восхищаюсь, что порою устаю!

За собою дорогой, я и в воду, и в огонь,

И живу теперь с собою как за каменной стеной!

Среди множества забот, лишь одно меня гнетёт:

От меня- меня такую, вдруг, да кто-то уведёт!

9. Рефлексия

Психолог:

-Но, а я хочу дать Вам на память рецепт счастья:

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения.

Налейте туда же полное сердце любви.

Бросьте две пригоршни щедрости.

Плесните туда же юмора.

Посыпьте добротой,

Добавьте как можно больше веры

И всё это хорошо перемешайте.

Потом намажьте на кусок отпущенной вами жизни

И предлагайте всем кого встретите

На своём пути!!!

ЛЮБИТЕ СЕБЯ И БУДЬТЕ ЛЮБИМЫ!

Приложение 1

Текст

        Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие - то пахнут медом, какие-то — карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой. Какой бы ни был цветок — он неповторим…

        С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим.         Представьте себе, что каждый из вас — тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?.. Как вы выглядите?.. Какого цвета?.. Какой аромат от вас исходит?.. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им…

        Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими…

Приложение 2

Я сама себя нашла! Я сама себе важна!

Я сама себя открыла! Я сама себе нужна!

Я сама с собой дружу, я себе стихи пишу!

Я себе плохого слова больше в жизни не скажу!

Я сама себя люблю, я себе не нагрублю!

Потому что уважение для самой себя коплю!

Без любимой, без меня, не могу прожить и дня,

Я с собою неразлучна. Я – кровиночка моя!

Я с собой поговорю, похвалю и пожурю,

Если в чём-то сомневаюсь, то уверенность вселю!

Я могу с собой болтать, словно бабочка порхать,

Я могу парить как птица, и меня не растоптать!

Я собою дорожу. Я удачу приношу!

Я притягиваю счастье, а несчастье отвожу!

Я сама себе пою,  песню нежную свою

Так собою восхищаюсь, что порою устаю!

За собою дорогой, я и в воду, и в огонь,

И живу теперь с собою как за каменной стеной!

Среди множества забот, лишь одно меня гнетёт:

От меня- меня такую, вдруг, да кто-то уведёт!

Приложение 3

Психологический тест "Любите ли вы себя?

 

1. Чувствуете ли Вы себя хорошо таким, каков Вы есть?  

 2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?  

 3. Согласовываете ли свой поступок с мнением окружающих?  

 4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

 5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

 6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?

 7.Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

 8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

 9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

        Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;

 за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

Психологический тест "Любите ли вы себя?

 

1. Чувствуете ли Вы себя хорошо таким, каков Вы есть?  

 2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?  

 3. Согласовываете ли свой поступок с мнением окружающих?  

 4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

 5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

 6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?

 7.Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

 8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

 9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

        Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;

 за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

Тест Зигмунда Фрейда

1. Ты всматриваешься в море?

(твое первое ощущение, можешь закрыть глаза...)

2. Ты идѐшь по лесу и смотришь под ноги?

(что чувствуешь, на вопросы не больше 30-40 секунд).

3. Видишь полѐт чаек? (что ты при этом испытываешь, если быстрый ответ, хорошо идѐм дальше)

4. Табун лошадей? (пиши первое, что приходит в голову , не думай долго)

5. В пустыне стена с маленьким отверстием, за которым оазис? (вот в этом вопросе НУЖНЫ ТВОИ

ДЕЙСТВИЯ, А НЕ МЫСЛИ, что ты будешь делать)

6. Уставший в пустыне видишь по дороге кувшин с водой? (что ты делаешь, не чувства, а действия, это

банально, но напиши на листочке)

7. Заблудился в лесу, вечер, увидел дом, в котором светит окно? (что делать собираешься, пиши)

8. Ты в тумане? (ДЕЙСТВИЯ, как ты себя поведѐшь, пиши, это финиш)

РЕЗУЛЬТАТЫ: (Что под этими вопросами имел ввиду Фрейд. )

1. Твоѐ отношение к жизни, эмоции, ощущения.

2. Твоѐ самочувствие в родной семье.

3. Твоѐ отношение к женщинам.

4. Твоѐ отношение к мужчинам.

5. Твоя основная жизненная стратегия, цель. Как решаешь свои проблемы.

6. Твоя сексуальная избирательность. Выбор партнѐра.

7. Твоя готовность к замужеству/женитьбе.

8. Твоѐ отношение к смерти.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированной направленности

 ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ПЕДАГОГАМИ

«Снижение уровня тревожности, напряжённости, преодоление стрессовых состояний в коллективе методами

АРТ-ТЕРАПИИ»

Подготовил педагог-психолог

Кравченко Л.Н.

январь, 2023г

Слайд1.   Тренинг

 «Снижение уровня тревожности, напряжённости, преодоление стрессовых состояний в коллективе методами АРТ-ТЕРАПИИ».

Арт-терапия хороша тем, что она удовлетворяет самую фундаментальную потребность человека – потребность в самоактуализации.

Проще говоря – потребность быть Творцом, Художником.

Цель тренинга:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в педагогическом коллективе.

Задачи:

  • способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования;
  • снизить уровень тревожности, напряженности, преодоления стрессовых ситуаций педагогов методами арт-терапии;
  • повысить уровень сплоченности педагогического коллектива.

Материал и оборудование:пластилин, маркеры, картинки из старых журналов, шаблоны силуэта человека,спокойная мелодия.

  1. Вступление

Здравствуйте, коллеги! Мне очень приятно, что вы пришли на мою очередную встречу. Тема нашего занятия: «Снижение уровня тревожности, напряженности,преодоление стрессовых состояний в коллективе методами арт-терапии». Тема для всех нас близкая и знакомая. Хочу сказать Вам, что человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

Принцип нашего занятия:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

  1. Приветствие (3 мин)

 Инструкция:

Задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.

  1. Разминка (5 минут)

Упражнение "Настроение"

Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.

Каждый участник называет фрукт или овощ, на который похоже его настроение на данный момент и объясняет свой выбор.

  1. Основная часть
  1. Мини-лекция

Анализ работы в детском саду показывает, что большинство педагогов и специалистов работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, от них требуется постоянное внимание и контроль за деятельностью и взаимодействием с людьми. При таких условиях существует множество факторов, которые могут вызвать стресс, это:

профессиональная необходимость частого контакта с родителями воспитанников, умение эффективно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией;

- повышенная ответственность за жизнь детей (ведь за любую травму малыша воспитатель несет моральную и юридическую ответственность);

- негативно сказываются на воспитателях - неопределенность и повседневная рутина, неизбежно снижает эффективность профессиональной деятельности, ухудшается психологическое самочувствие;

- необходимость быть объектом наблюдения и оценки, постоянно подтверждать свою компетентность, проявлять умение принимать правильные и эффективные решения в различных ситуациях.

Всё это негативно влияет на деятельность педагога, приводит к апатии, депрессии, пессимизму, болезням, его «профессиональному выгоранию».

Но не следует забывать, что воспитатель, прежде всего - личность со своими чувствами, эмоциями, переживаниями и желаниями и, тем более, что этот человек имеет прямое отношение к обучению и воспитанию дошкольников.

Стресс- это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть сложные жизненные ситуации. 

Разработал теорию стресса канадский психолог Ганс Селье. Ученый говорил, что - стресс является частью жизни каждого человека и его невозможно избежать так же, как потребности пить или спать. Стресс, по мнению канадского психолога, создает «вкус к жизни». Очень важно и его стимулирующее, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения и всей нашей жизни. Но стрессовые воздействия не должны превышать адаптационные возможности человека, потому что тогда может ухудшиться самочувствие.

Психическое напряжение, неудачи, страхи, срывы, ощущение опасности является наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, которые приводят к соматическим болезням, дают еще и психические последствия эмоционального перенапряжения - неврозы.

  1. Мозговой штурм «Преодоление стресса»

Психолог:

  • Какие методы преодоления стрессов Вы знаете? (по кругу)

В России по статистическим данным избавляются от стресса следующим образом:

- телевизор

- музыка

- алкоголь

- пища

- лекарственные препараты

- спорт

- секс

- йога, медитация

Почти каждый педагог встречается с ситуацией, когда не может справиться с собой, или это делаетс трудом, когда внезапно срывается на людей, которые его окружают на работе или дома, а потом сожалеет об этом. Одним словом – педагог не может держать себя в руках.

  1. Слайд 2. Тест-скрининг

Психолог:сейчас я проведу с вами тест, который поможет узнать о состоянии вашего психического здоровья и о том, что беспокоит вас именно сейчас.

Посмотрите на рисунок не дольше 10 секунд и запомните, что вы увидели первым

Простой тест, который расскажет о вашем психическом состоянии

Слайд 3.Запомнили? Тогда можно перейти к прочтению результатов

Слайд 4. 1. Вы увидели пещеру

Простой тест, который расскажет о вашем психическом состоянии

Вас очень сложно вывести из равновесия. Вы спокойный человек и во всем стараетесь видеть только хорошее. Благодаря вашей внутренней силе и оптимизму негативные ситуации не оказывают нас вас давления. К таким людям часто обращаются за помощью или советом.

Поддерживайте своих близких и делитесь с ними позитивной энергией.

Слайд 5. 2. Вы увидели летающую тарелку

Простой тест, который расскажет о вашем психическом состоянии

Вам кажется, что вы постоянно на грани и вот-вот взорветесь. Из-за низкого уровня восприимчивости к стрессу у вас возникают проблемы со здоровьем. Возможно, вы страдаете от бессонницы или от ночных кошмаров.

Не нужно постоянно держать все в себе и раздражаться по любому поводу. Это может довести вас до мигрени, рвоты и других осложнений.

Слайд 6. 3. Вы увидели лицо инопланетянина

Простой тест, который расскажет о вашем психическом состоянии

Вы склонны находить проблему во всем. Из-за привычки накручивать себя вы часто подвержены стрессу.

Вам стоит взять себя в руки и прекратить растрачивать силы на беспочвенные беспокойства. Столкнувшись со сложной ситуацией, попытайтесь взглянуть на нее с другой стороны. Чтобы было легче бороться со стрессом, не пренебрегайте дыхательной гимнастикой, она действительно может помочь. Сделайте глубокий вдох через нос и медленно выдыхайте ртом.

Психолог:

  • Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к реальности, управляя своими мыслями.

Итак, давайте немного отдохнём и выполним упражнение «Поза Наполеона».

  1. Упражнение «Поза Наполеона» 

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего«Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение. Комментарий ведущего:это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

  1. Игра «Перевертыши». (5-7 мин.)

Цель:дать возможность участникам посмотреть на различные жизненные ситуациии явления с разных сторон, актуализировать

  понимание того, что многое в жизни зависит от нашего личного восприятия окружающей действительности.  

Участники семинара садятся в круг.

 В руках у ведущего фломастер или маркер (в вертикальном положении). Ведущий  предлагает    фразы:

  • Стресс – это хорошо…  (маркер зелёного цвета);
  • Стресс -  плохо… (маркер красного цвета).

Стресс – это хорошо:

  • мотивирует человека на работу и достижение высоких результатов;
  • повышает физическую (человек в таком состоянии может творить чудеса) и интеллектуальную работоспособность;
  • повышает выносливость нервной системы, впоследствии каждый последующий стресс будет переживаться легче.

Стресс – это плохо: 

  • может появиться избыточный вес и ожирение за счёт повышения аппетита;
  •  развитие негативных психических состояний (нервозность, тревога, беспокойство, раздражительность, агрессивность);
  • может развиться сердечно- сосудистая патология: инфаркт, инсульт, гипертония, аритмия;
  • длительный стресс вызывает головную боль, может стать причиной бессонницы и депрессии

 Маркер переворачиваясь, передаётся от одного участника   к другому,  и каждый участник проговаривает,   что это хорошо или плохо в зависимости какой цвет у него в руках.  

Подводя итоги игры, ведущий еще раз акцентирует внимание участников на том, что каждый вправе выбирать, как относиться к тому или иному явлению в жизни, но от этого отношения зависит качество нашей жизни, внутренний настрой и состояние здоровья.

  1. Упражнение – энергизатор.

Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

Арт-терапия

Цель: повышение уровня согласованности взаимодействия.

Упражнение «Глиняные(пластилиновые) каракули»

Инструкция: выполнить любую  фигурку.

Передать следующему участнику по кругу, который будет работать с ней в течение 1минуты. В неё можно вносить изменения, но не ломать и не переделывать донеузнаваемости. Передача по кругу продолжается до тех пор, пока к каждому автору не вернется его фигурка.

Далее можно обсудить чувства, возникшие в процессе занятия, принятие или неприятие изменения первичного образа фигурки и коллективное авторство.

  1. Упражнение "Я на работе и дома"

Цель: раскрепощение, неформальное общение педагогов.

Материалы и оборудование: журналы с картинками различной эмоциональной нагрузки, ножницы, клей, листы формата А4(силуэт человека), фломастеры.

Инструкция: выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Составьте коллаж, которые покажут и охарактеризуют вас с двух сторон: дома и на работе. Расскажите о себе по вашим картинам. Педагоги объясняют свой выбор (8-10 минут).

  1. Заключительная часть

        Заставьте стресс работать на Вас, а не против Вас, овладейте главным умением - превращайте негативные события в позитивные.

        На первый взгляд, все это может показаться примитивным. Но почему бы не попробовать потренироваться. Взять себя в руки -значит владеть ситуацией.

  1. Упражнение “Радуга”. (Проводится под музыку.)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция:

  1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.
  2. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?
  3. Следующий цвет – красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?
  4. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
  5. Зеленый – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

Рефлексия:

  • Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?
  • Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?
  1. Притча

Психолог: я хотела бы зачитать Вам одну притчу.

У Ричарда Баха (американский писатель и  философ) в «Иллюзии» один из героев рассказывает притчу оподводных жителях. На дне реки с очень быстрым течением жилисущества, похожие на людей, только они могли дышать под водой.

Всю свою жизнь они проводили там, цепляясь за большие камни,которые лежали на дне. Таким образом, сдерживаясь от быстроготечения, они рождались, ели, любили и умирали. Считалось, чтотот, кто отпустит камень, обязательно погибнет, его понесет

стремительный поток воды. И все же один из них отпустил свой

камень, но не погиб, а поплыл по течению. Ему встретились другие

такие же поселения, в которых люди проводили свою жизнь так,

как в его родном селении. Они удивлялись: «Смотрите! Он летает!

Это сверхчеловек». На что «сверхчеловек» отвечал: «Это не так, я

такой же человек, как и вы. Просто отпустите ваши камни, и вы

полетите». Но никто не решился сделать так как он ...

Вывод: Ваш камень - это ваш страх. Отпустите его.

Этой притчей я хотела бы завершить наш тренинг. Мы испытываем стресс в том случае, когда убедили себя в этом. Мы беспомощны только тогда, когда чувствуем себя беспомощными. Мы попадаем в ситуацию, из которой нет выхода, когда мы действительно решили, что выхода нет. Изменяя мысли, ожидания, установки, мы учимся жить без стресса.

Изменяя себя, вы обязательно почувствуете, что изменились люди и события, которые раньше вызывали у Вас стресс.

Спасибо всем за ваше уделенное время, до скорой встречи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ "ВВЕРХ по РАДУГЕ"

Профилактика профессионального выгорания педагогов через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения....

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"

Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ...

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство публичного выступления - залог успешности педагога"

На занятии педагоги познакомятся с  психологическими законами публичного выступления, узнают "10 шагов в подготовке к выступлению", рассмортрят эффективные стили публичного выступления ...