Картотека по лексической теме "Дикие животные"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Босова Елена Николаевна

Картотека по лексической теме "Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dikie_zhivotnye.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Белка».

Белка дятла поджидала,                 Резко перемещают взгляд вправо- влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!                
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи-1,2,3.
Пообедал дятел с белкой                
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.                Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Зайка».

Каждый ребенок берет зайчика на палочке.

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал

Каждый взглядом увидал.

Зайка — вправо, зайка влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.

Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое.

Закрывают глаза на несколько секунд.

«Ёжик».

Ходил ёжик по полянке,

- ходьба на месте

Он искал грибы опятки.

- повороты головы вправо и влево;

Глазки щурил, открывал

-  прищуриться и открыть глаза;

Но грибов не увидал

-развести руки в стороны;

Вверх смотрел он, вниз глядел

- посмотреть вверх- вниз;

Сам тихонечко пыхтел

-произнести “пых”, “пых”, “пых;

Смотрел влево, смотрел вправо

-голова неподвижна, посмотреть влево – вправо;

Вдруг увидел гриб на славу!

- закрыть и широко открыть глаза;

Оглянулся он ещё

-руки спрятать за спину;

Через левое плечо

-повернуть голову влево, посмотреть назад;

Через правое ещё

-повернуть голову вправо, посмотреть назад;

Ёж затопал по тропинке

И грибок унёс на спинке.

-ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

«Заяц белый».

Заяц белый отвечал:                   Быстро моргают глазами.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:             Наклонять и выпрямлять голову

«Я не бегал, я скакал».               вперёд, закрыв глаза.

Заяц белый, заяц белый,             Опять быстро сжимать и

Ну а где же ты обедал?        разжимать веки.

Заяц белый отвечал:                Наклоны головы вправо-влево.

«Я сегодня голодал».               Закрыть глаза ладонями,  расслабив глаза.

«Как мы Мишке помогали».

Долго мы в лесу гуляли,                 (Руки на поясе, ходьба на месте)

Наши ноги не устали.

Руки тоже не устали,                 (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)

Хоть немного рисовали.                 (Согнуть в локтевом суставе)

Будем руки поднимать                 (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)

Силу крепкую качать.                 (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)

Сильна левая рука,                        (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Сильна правая рука.                         (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)

Сильна левая нога,                         (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек

                                                вытянутой ноги)

Сильна правая нога.                         (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на

                                                носочек вытянутой ноги)

Кулаки крепко сжимаем,                 Выполнять в соответствии со словами)

Руки мы в локтях сгибаем.

Раз, два, три, четыре

Глазки мы откроем шире.

Мишка, прыгай вместе с нами,

Силушку тебе собрали.                 (Прыжки на месте)

Сладко ты в берлоге спи.                 (Присесть, закрыть глаза ладошками)

«Лиса».

Ходит рыжая лиса,                     Крепко зажмурить и открыть глаза.

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,           Вытянуть вперёд правую руку,

Ищет, где бы поживиться.       на которой все пальцы, кроме указательного, 

                                                сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и    

                                                      следить

                                                за  движением указательного пальца  глазами,

                                                не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар,                      Поднять руку и опустить, 

Посмотрела на товар.                        прослеживая взглядом.

Себе купила сайку,                         Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку.                                        против неё.

«Медведь по лесу бродит».

Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.                 
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись,

                                                «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.                         
(Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,                         
(«Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:                 
(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка!                 (Прослеживаем за движением пальца глазами,

                                                стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.                 
(Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает                         (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.                 (И.Лопухина)

***

Сел медведь на брёвнышко,

 Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

 Прикрывают  глаза  ладонями.  

***

Три медведя шли домой,

Папа был большой — большой.

Мама с ним пониже ростом

А сынок — малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

• Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек.

• Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 5-6 раз.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Ёж». 

И.п.- сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох (4 - 5 раз).

Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся –
Ёжик сладко потянулся.

«Ёжик».

И.п. – сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову влево и вправо, произнося звуки: «пх-пх-пх» (упражнение способствует очищению лёгких).

«Лёвушка».

И.п. - сидя на пятках. Ладони - на коленях.

Представим, что мы превратились в сильного льва, вышедшего на охоту. Левушка начинает высматривать добычу: не убирая с коленей рук и не отрываясь от пяток, медленно поворачиваемся в левую сторону, а затем в правую. Располагаем язык между верхними зубами и губой и облизываем зубы.

Наконец-то лев увидел добычу! Он меняет позу: приподнимаемся на  коленях, поднимаем руки с растопыренными пальцами, высовываем язык и рычим сначала громко и протяжно, а затем - тихо, почти беззвучно.  Лев выходит на охоту: Ночью медленно крадется. Очень есть ему охота, Кто на ужин попадется?

«Лисичка принюхивается».

Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вздохе резко идут навстречу друг другу.

ФИЗМИНУТКИ

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

      *     *     *

 «Лоси»

На полянку вышли лоси      

скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты),

Дружная семья:                    

Папа лось идет с рогами,  

 (шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками;        

(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола

только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют

ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами    

(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);

А лосенок – ножками.        

(повторяют шаги лосенка)

      *     *     *

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

ЛОГОРИТМИКА

                                        Весёлые зверята

Зайка скачет по кусточкам,                Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из

По болоту и по кочкам.                        ладоней.

Белка прыгает по веткам,                Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,                Идут вперевалку.
У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек                Двигаются в полуприседе, сделав круглые

Катится колючий ежик.                        спинки.

                                        Медвежонок

Медвежонок Жак простужен,                Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

центре один ребенок.

Мед ему сегодня нужен.                                Останавливаются,  протягивают к ре-

Мед дадим ему на ужин,                                бенку руки «ковшиком».

Потому что мы с ним дружим.                Берут ребенка в круг, идут все      

                                                                     вместе.

На водопой

Жарким днем лесной тропой                        Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,                Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисенок,        Идут крадучись.

За мамой-ежихой катился ежонок,        Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-медведицей шел медвежонок,        Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,        Скачут на носочках, согнув руки

перед грудью.

За мамой-зайчихой — косые зайчата,        Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Волчица вела за собою волчат.                Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.                Останавилваются.

                                                В лесу

Шла медведица к реке                        Дети идут вперевалку по кругу друг за

С медвежонком бурым.                        другом.

Повалялась на песке,                        Ложатся на ковер, валяются.

Отряхнула шкуру.                        Встают, отряхиваются.

Сына дальше повела,                        Вновь идут по кругу.

Поискала броду,

Поискала и нашла,                        Идут, высоко поднимая колени.

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,        Встают лицом в круг, закрывают лицо

Хмурится упрямо,                        руками, качают головой.

А потом давай реветь:

— Как же я-то, мама?

А медведица идет,                        Вновь идут по кругу.

Прибавляет ходу,

Сына ласково зовет                        Встают лицом в круг, делают зовущее

За собою в воду.                        движение рукой.

Мишка в воду не полез,                        Опять изображают, как плачет мишка.

Мать окликнул снова

 И на весь зеленый лес

Закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,                        Показывают,   как медведица  шлепнула

И вернулась к мишке,                        медвежонка.

Мокрой лапой сгоряча

 Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил,                        Двигаются  по  кругу,   изображая,   что

Забарахтался, поплыл!                        плывут.

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

«Зайка»

Зайка в травке скок-скок.                Четыре прыжка по кругу друг за другом,

                        указательные пальцы держат как ушки.
Зайка прыг за кусток.                        Присели.

Смелый зайка не боится,                Опять четыре прыжка по кругу.

Не поймать его лисице.                        Разбегаются, логопед их ловит.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 «Дикие животные наших лесов»

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих  

                                                                  рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

 «Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с            

                                                                  мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Образно – пластическое творчество детей

Изобразите мимикой и позой характерные черты каждого животного: хитрую лису, голодного и злого волка, проворную белочку, свернувшегося в клубок ежика, косолапого мишку, зайчика, попавшего в лапы лисе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций

 «Медведь в берлоге». Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

«Медвежата и пчелы». Медвежата мед искали, дружно дерево качали — дети имитируют раскачивание дерева. Показывают, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест, выражая удовольствие от сладкого меда. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно, он отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Нам жалко медведя.

Пластические этюды с использованием стихов

Передайте движением, мимикой и позой поведение зайца, медведя, лисы и других зверей по тексту стихотворений.

Детеныши

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал слоненок.

За мамой-лисицей

Крался лисенок.

За мамой-ежихой

Катился ежонок.

За мамой-медведицей

Шел медвежонок.

А. Екимов

Заяц

Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути.

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ежику в нору...

Е. Александрова

Зайка

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок, и обернулся,

И под кустиком свернулся.

И. Лопухина

Мишка

Бедный мишка заболел —

Мишка много меда ел.

Мишка плачет и кричит...

— У меня живот болит! —

Мишка стонет,

Слезы льет —

У него болит живот.

Непослушный

Жадный мишка

Съел лесной малины

Лишка.

Ф. Бобылев

Медведь

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

И. Лопухина

Лиса

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает:

— Я — охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Детям в норку отнесу.

И. Лопухина

Ёжик

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки,

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

СЮЖЕТНАЯ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

  1.  «В гости к трём медведям».
    (по сказке «Три медведя»)

    Вводная часть.
    Воспитатель: в лес ребята мы пойдём, 
    Друг за другом все встаём.

    Построение в колонну.


    В русской сказке побываем,
    Трёх медведей повстречаем.
    Мёду взять мы не забудем,
    А медведи рады будут.

    Имитация бочонка.

    Раз – два, раз – два –
    Веселее детвора.

    Ходьба в колонне 10-12 с.

    Ноги выше поднимаем, 
    На жучков не наступаем.

    ^ Ходьба с высоким пониманием колена, руки свободны, 10-12с.

    Раз – два, раз – два –
    Выше ноги детвора.
    По дорожке побежим,
    В гости к сказке поспешим.

    ^ Бег в колонне 10-12с.

    Обежали, побежали
    И нисколько не устали.
    По тропинке мы пойдём,
    К трём медведям попадём.

    Ходьба в колонне 10-12с.


    Раз – два, раз – два –
    Друг за другом, детвора.
    Стой, ребята, мы пришли
    И поляночку нашли.

    ^ Перестроение в круг.

    В круг скорее все вставайте
    И медведей поджидаёте.

    Общеразвивающие упражнения.

    И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

    Воспитатель:
    Вот папа медведь нас встречает.

    ^ Руки поднять вверх, «округлить»,
    Пальцы разведены. И.п. 4-6 раз.

    Лапы мохнатые вверх поднимает.
    Раз – два, раз – два –
    Повторяйте, детвора.

    И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

    Воспитатель:
    Медведица мама вперевалку идёт,

    ^ Наклоны вправо - влево, и.п. по 3 раза в каждую сторону.

    С собой Мишутку сыночка ведёт.
    Влево раз, вправо раз
    Наклонитесь все сейчас.
    Влево раз, вправо раз
    Получается у вас.

    И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

    Воспитатель:
    Вот и пришёл малыш медвежонок.
    Он мамы и папы медведей ребёнок,
    Стал приседать и шалить,
    Громко лапами бить.
    Присесть, руки вперёд с хлопком. И.п. 4-6 раз.


    Раз – два, раз – два –
    Повторяйте, детвора.

    И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.

    Воспитатель:
    Мёд мишутке мы отдали, Все медведи прыгать стали.
    Раз – два, три – четыре –
    Сладкий мёд все получили.

    ^ 8 прыжков на двух ногах.

    Раз – два, раз – два –
    Все запрыгали тогда.
    Пошагаем, отдохнём, 
    Прыгать мы опять начнём.

    Ходьба на месте.

    Раз – два, три – четыре –
    Сладкий мёд все получили.

    ^ 8 прыжков на двух ногах.

    И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.

    Воспитатель:
    Мишки мёда аромат вдыхают,
    И поклоны посылают.

    ^ Дыхательное упражнение. На слово «вдох» поднять руки вверх, на слово «выдох» - плавно опустить.

    Заключительная часть.

    Воспитатель:
    Друг за другом повернулись,
    Медвежатам улыбнулись,
    И весёлою гурьбой, 
    все отравились домой.

    ^ Спокойная ходьба.


    По тропинке мы пойдём,
    Дорогу к дому мы найдём.
    Раз – два, три – четыре –
    Ноги вые, плечи шире.
    По дорожке побежим
    И домой мы поспешим.

    ^ Лёгкий бег.

    Обежим, побежим
    И домой поспешим.
    Сказка кончилась, и мы
    Все домой идти должны.

    Спокойная ходьба.

    Раз – два – три, раз – два – три –
    Вы устали, малыши?

    Дети: Нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Вашему ниманию предлагаю презентацию в режиме PowerPoint по лексической теме "Животные жарких стран". Мною подобраны иллюстрации замечательных животных и коментарий самых интересных особенностей их жи...

Для родителей. . Лексическая тема: "Животные жарких стран"

Материал для организации речевой среды родителей и ребенка по лексической теме: "Животные жарких стран"...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...