Составление сказки по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик» Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия

Гармаева Туяна Дашиевна

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razv_rechi.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

г. Закаменск

Цель: формирование умения связно, последовательно составлять сказку по серии сюжетных картинок.

Задачи:

- учить детей выделять структуру повествования: начало, средняя часть, концовка;

- формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать антонимы;

- расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация по серии сюжетных картинок "Заяц и снеговик", презентация "Животные и детеныши", сюжетные картинки "Заяц и снеговик", пустая книга сказок и рассказов про животных, мяч.

Предварительная работа:

- чтение детям сказок и рассказов;

- обсуждение прочитанного материала;

- отгадывание загадок;

- работа по сюжетным картинкам;

- раскрашивание животных, сюжетных картинок.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
- А как еще можно поздороваться? 
(Ответы детей)
- Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

- Какое у вас сейчас настроение? У меня очень хорошее настроение.
- Давайте мы начнем нашу встречу с нашего приветствия.

Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

- Ребята, проходите на стульчики. Посмотрите, что у меня есть!
- Это книга сказок!. А вы любите сказки?
- Давайте посмотрим, что за сказки в этой книжке.

- Сказки и рассказы про животных!
- Ой! Да она пустая!
- Что же случилось? А давайте мы с вами напишем сказку.

- Ребята, а вы помните, кого мы с вами сделали?
- Зайчика! Зайчик получился очень красивый.
- А давайте про нашего зайчика придумаем интересную сказку.

Основная часть

- Ребята, а зайчик какое животное? (дети отвечают)
- Я предлагаю поговорить немного о диких животных. Я вам буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать.
- Если вы правильно отгадаете животного, то мы с вами увидим его изображение на экране.

Загадки

Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? 
(заяц)

- Правильно! Скажите, пожалуйста, заяц какой? (трусливый, пушистый, пугливый, боязливый, серый, белый, травоядный и т.д.)

У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. 
(ёж)

- Правильно! Скажите, а что вы можете сказать о еже? (смелый, колючий, отважный, сворачивается в клубок)
- Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелко,
Ну, конечно, это… 
(белка)

- Правильно! А скажите, пожалуйста, что вы знаете о белке? (шустрая, быстрая, рыжая, проворная, любит орехи, грибы, ягоды)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут - … 
(лиса)

- Правильно! Какая лиса? Что в ней особенного, отличающегося от других животных? (хитрая, рыжая плутовка, с длинным рыжим хвостом, хищница)

В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый … 
(волк)

- Правильно! Скажите, а волк, он какой? Что вы знаете о волке? (серый, злой, голодный, у него острые зубы, хищник)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна… 
(медведь)

- Правильно! Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать о медведе? (большой, огромный, сильный, тяжелый, любит мед, ягоды)
- Ребята, для вас интересное задание. На слайдах находятся животные со своими детенышами, и я предлагаю назвать животных и их детенышей правильно.

Белка – бельчонок - бельчата
Ёж – ежонок - ежата
Медведь – медвежонок - медвежата
Лиса – лисенок - лисята

Волк – волчонок - волчата
Лось – лосенок - лосята
Заяц – зайчонок - зайчата

- А сейчас давайте немного поиграем.

Физкультминутка "Белки"

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок. 
(прыжки на месте)
Забираются нередко
Высоко, высоко! 
(тянемся вверх)

Будем в классики играть
На одной ноге скакать.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке. 
(прыжки на одной ножке)

- Ребята, посмотрите, у меня в руке мяч. Хотите поиграть? (да!)

Игра "Скажи наоборот"

- Я буду называть слова, а вы придумайте слова - "наоборот", слова с противоположным значением.

Добро – ... (зло)
Храбрый – ... 
(трусливый)
Слабый – ... 
(сильный)

Трудно – ... (легко)
Начало – ... 
(конец)
Твердый – ... 
(мягкий)

Веселый – ... (грустный)
Ровный – ... 
(кривой)
Чистый – ... 
(грязный)

Идти – ... (стоять)
Говорить – ... 
(молчать)
Близко – ... 
(далеко)

Высоко – ... (низко)
Широко – ... 
(узко)
Смешно – ... 
(грустно)

- Ребята, а когда все замерзает, а когда тает? (осенью, весной)
- Тает весной. А какие признаки весны, вы еще знаете?
- Ребята, а весной бывает снег?

- Почему?
- А теперь я вам предлагаю сочинить сказку про нашего зайчика.
- Составлять рассказ нам помогут картинки. Это серия картинок. Первая картинка – это начало истории, следующие – продолжение, последняя – окончание.

- Посмотрите на первую картинку. Кто может сказать, что на ней изображено? (показ первого слайда)
- Кого вы видите на картинке?
- Когда произошла эта история, в какое время года?

- Откуда появился снеговик во дворе?
- Откуда прискакал заяц?
- Рассказывая о зайце, какие можно употреблять слова, кроме слова заяц? 
(зайка, зайчик, зайчишка, заинька)

- Что захотелось зайке?
- Почему зайцу захотелось морковку?
- Что он для этого стал делать? 
(подпрыгивать, скакать, прыгать, тянуться за морковкой)

- Удалось ли зайке достать морковку?
- А теперь давайте посмотрим на вторую картинку.
– Давайте посмотрим, что произошло дальше.

– Что принес заяц?
- Откуда он ее принес?
- Что он сделал?

- Как заяц пытался достать морковку?
- Помогла ли лестница зайцу?
- Как изменилась погода?

Открывается третий слайд.
- Почему зайка сел на лестницу?
- Какой зайка?

- Как светит солнце?
- Что случилось со снеговиком?
- Расскажите, как таял снеговик?

Открывается четвертый слайд.
- Что же помогло зайчику наконец-то полакомиться морковкой?
- Когда же все-таки произошла эта история?

- Почему растаял снеговик?
- Во что превратился снеговик?
- Что от него осталось?

- Что сделал заяц?
- Какая была морковка?
- Ребята, расскажите нашу сказку от начала до конца. Какими словами можно начать сказку?

- Эта история может произойти на самом деле? Почему?
- Значит, мы будем сочинять про зайца рассказ или сказку?
- Какое название можно придумать для нашей сказки?

- А теперь мы будем вместе сочинять сказку. А затем заполним нашу книгу сказок.
- Не забывайте, что у сказки должно быть начало. Начинать можно по-разному: однажды, как-то раз, это произошло.
- Сначала расскажите, кто слепил снеговика, опишите его.

- Рассказывая сказку, используйте разные слова, называя зайца, его действия, настроение. И, конечно же, у сказки должен быть конец.
- Ребята, что же у нас получилось? Давайте послушаем!
- Кто хочет рассказать? 
(Дети рассказывают сказку)

- Ребята, мы с вами сочинили очень интересную сказку. Посмотрите, что у меня есть это иллюстрации к нашей сказке. Сейчас мы с вами оформим нашу книгу сказок. (наклеивают картинки в книгу)
- Какая замечательная книга у нас получилась!

Заключительная часть

- О ком составили сказку?
- Какой же заяц в этом сказке?
- Что помогло зайцу добраться до морковки?

- Какое солнце?
- Как можно озаглавить сказку?
- Как вы думаете, нашему зайчику понравилась сказка?

- Вы так старались! А вы знаете, что по сказкам делают мультфильмы?
- И по нашей сказке можно сделать мультфильм.
- Давайте посмотрим мультфильм по нашей сказке. 
(Дети смотрят мультфильм по сюжетным картинкам)

- Вы молодцы! Я хочу, чтобы вы были всегда такими добрыми и яркими!
- Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Данный материал поможет научить детей составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Методическая разработка занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»

Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности....

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик» Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...