Королевство шашек
материал (средняя группа)

Семенова Наталья Федоровна

Конспект занятия

Тема«Путешествие в шашечное королевство»

(Введение в игру шашки. Первоначальные понятия)

Цель: Обучение первоначальным знаниям игры в шашки

Задачи:

1. Сформировать представление об игре в шашки, истории происхождения и основных понятиях.

2. Научиться ориентироваться на шашечной доске.

3. Закрепить знание правил игры в шашки.

4. Развивать интерес к игре шашки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Скажите, пож-та, а вы любите путешествовать, ходить в походы, на экскурсии? (ответы детей)

А прямо сейчас готовы отправиться в путешествие? А какое путешествие, вы немного позже подскажете мне сами. Настроение у всех хорошее!

(ответы детей)

- Ну, тогда в добрый путь!

Воспитатель: - Вот, кажется, мы и пришли к месту назначения. Посмотрите и скажите, что на нашем пути повстречалось?- Это замок, а точнее, ребята – это шашечное королевство. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о шашках, а путешествие мы совершим в шашечное королевство.

Нас, по всей видимости, тут ждут (написано «Добро пожаловать», значит, нас точно ждут в гости,хотя очень странно: на дверях замок.

Давайте его попытаемся сами открыть, рассказывая знакомый нам стих.

На дороге дом стоит,

Но, а к дому путь закрыт,

Замок дверной мы открываем (раз-два)

В гости всех нас приглашают!

(воспитатель открывает замок, окно)

Воспитатель: - Вот это да! Так вот, кто нас ждет в гости! Кто это, ребята? (ответы детей)-Да, это шашечная королева. Смотрите, у нее и письмо, оно наверняка для нас.

 Это интересное письмо на папирусе (это такой материал, на котором писали в Египте.). Точно, так и написано, «из Египта» Почему из Египта? И как это связано с темой нашего занятия, с шашками?

Воспитатель: Большинство ученых склоняется к тому, что шашки появились именно в Древнем Египте. Я предлагаю почитать его

(чтение письма)

«Добрый день, ребята! Вы находитесь во владениях шашечной королевы, а точнее в шашечном королевстве. Если хотите научиться играть в шашки, необходимо выполнить мои задания. Чтобы начать игру в шашки, соберите всё, что нужно для игры. Правильные ответы в виде картинок наклейте на доску».

- Ну что готовы выполнить задания королевы?

Дети: -да!

-восп-ль: 1-е задание заключается в том, что вам нужно собрать пазл.

(собирают пазл)

Воспитатель:Вопросы: Что у вас получилось? Итак, чтобы сыграть в шашки, нам понадобится что? (шашечная доска)

-Кира, приклей на доску первую отгадку (Шашечная доска)

- А теперь посмотрите внимательно на картинки,которые я вам показываю: 2 кольца, 2 вишенки, сапоги, носки. Сколько их? (по 2)

Так и вы собрали сейчас пазл. За шашечной доской сколько человек играет – 2, то есть пара, они играют в парах. А сейчас и я вам предлагаю в парах сесть за столы)

(садятся за столы)

Воспитатель: - Ребята, а как называют того человека, кто играет в шашки? (шашист)

Давайте вместе проговорим это новое для нас слово – «ша-шист». Как вы думаете, каким должен быть шашист, какие качества должны у него быть? (внимательный, умный, усидчивый, вежливый)

- Хорошо!

-Вот вы за столами, перед вами шашечная доска. Посмотрите внимательно, что на доске есть? (клеточки, цифры, буквы)

Черно-белые клеточки называются полями, всего их в русских шашках –64: 32 черных, 32 белых)

Цифрами на шашечной доске обозначаются горизонтальные ряды. Всего их 8 (показ на демонстрационной доске)

Буквами латинского алфавита обозначаются вертикальные поля. Их тоже 8. Вот, пожалуй, и все, что представляет из себя шашечная доска. Но одной шашечной доски недостаточно, чтобы начать играть в шашки.

Воспитатель: Сейчас нам нужно отгадать 2 задание, 2 слово. Вы его назовете, если отгадаете загадку.

«По черно-белым клеточкам

Скачет наша деточка» (шашка/пешка). Вы разгадали, вот что понадобится нам еще в игре – это шашки/пешки.

Расставляйте их на доске.

(расставляют)

Воспитатель: - да-да, я и Шашечная королева заметили, что у некоторых из вас это вызывает трудность.

И сейчас если мы ответим на вопрос, мы справимся тогда с вами с 3-им заданием шашечной королевы.

- Что нужно знать, чтобы правильно расставить шашки и научиться играть в них (ответы детей)

Мы должны знать правила

(приклеиваем картинку с правилами на доску)

Воспитатель: - Правил в шашках много,но я познакомлю вас с основными:

1. Правильное расположение доски – нижнее левое поле д/б черным

2. Шашки расставляются в3-х ближайших рядах только на черных клеточках/полях.

3. Начинают игру белые. («Первый ход всегда белой»

4. Ребята, и не забываем, что мы в гостях. Как мы ведем себя в гостях (тихо,спокойно, культурно, такое правило есть в игре шашки (вести себя тихо, игроки должны играть в тишине.)

Цель игры – побить все шашки противника. Игра считается оконченной, когда у одного из соперников не осталось ни одной шашки.

Подведение итогов:

Где мы сегодня побывали с вами, у кого в гостях? (у шашечной королевы).

Поднимите руку, кому понравилось в гостях. Мы все выполнили ее задания? Какой вывод сделаем! (обращение к доске). Чтобы научиться играть в шашки,нам понадобятся: шашечная доска-шашки/пешки, знание правил.

А сейчас по очереди (по 1 паре) я попрошу подняться и подойти ко столу, чтобы выбрать одну из шашек: белую, если вам понравилось выполнять задания королевы и вы хотите научиться играть в шашки, черную – нет желания учиться игре в шашки.

(выполняют задание)

Воспитатель: -Ребята, на что похоже? Что получилось?

Дети: -ромашка

Воспитатель: - А ромашка – это символ чего? (доброты, счастья, семьи)

Так вот, дети, в новом учебном году мы будем заниматься в кружке «Волшебные шашки». Будем кружковцами- одной большой, дружной семьей, где будем учиться играть в шашки и изучать правила игры.

 

А королеве пока говорим: До свидания! До новых встреч!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolevstvo_shashek.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в шашечное королевство»

(Введение в игру шашки. Первоначальные понятия)

Цель: Обучение первоначальным знаниям игры в шашки

Задачи:

1. Сформировать представление об игре в шашки, истории происхождения и основных понятиях.

2. Научиться ориентироваться на шашечной доске.

3. Закрепить знание правил игры в шашки.

4. Развивать интерес к игре шашки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Скажите, пож-та, а вы любите путешествовать, ходить в походы, на экскурсии? (ответы детей)

А прямо сейчас готовы отправиться в путешествие? А какое путешествие, вы немного позже подскажете мне сами. Настроение у всех хорошее!

(ответы детей)

- Ну, тогда в добрый путь!

Воспитатель: - Вот, кажется, мы и пришли к месту назначения. Посмотрите и скажите, что на нашем пути повстречалось?- Это замок, а точнее, ребята – это шашечное королевство. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о шашках, а путешествие мы совершим в шашечное королевство.

Нас, по всей видимости, тут ждут (написано «Добро пожаловать», значит, нас точно ждут в гости,хотя очень странно: на дверях замок.

Давайте его попытаемся сами открыть, рассказывая знакомый нам стих.

На дороге дом стоит,

Но, а к дому путь закрыт,

Замок дверной мы открываем (раз-два)

В гости всех нас приглашают!

(воспитатель открывает замок, окно)

Воспитатель: - Вот это да! Так вот, кто нас ждет в гости! Кто это, ребята? (ответы детей)-Да, это шашечная королева. Смотрите, у нее и письмо, оно наверняка для нас.

Это интересное письмо на папирусе (это такой материал, на котором писали в Египте.). Точно, так и написано, «из Египта» Почему из Египта? И как это связано с темой нашего занятия, с шашками?

Воспитатель: Большинство ученых склоняется к тому, что шашки появились именно в Древнем Египте. Я предлагаю почитать его

(чтение письма)

«Добрый день, ребята! Вы находитесь во владениях шашечной королевы, а точнее в шашечном королевстве. Если хотите научиться играть в шашки, необходимо выполнить мои задания. Чтобы начать игру в шашки, соберите всё, что нужно для игры. Правильные ответы в виде картинок наклейте на доску».

- Ну что готовы выполнить задания королевы?

Дети: -да!

-восп-ль: 1-е задание заключается в том, что вам нужно собрать пазл.

(собирают пазл)

Воспитатель:Вопросы: Что у вас получилось? Итак, чтобы сыграть в шашки, нам понадобится что? (шашечная доска)

-Кира, приклей на доску первую отгадку (Шашечная доска)

- А теперь посмотрите внимательно на картинки,которые я вам показываю: 2 кольца, 2 вишенки, сапоги, носки. Сколько их? (по 2)

Так и вы собрали сейчас пазл. За шашечной доской сколько человек играет – 2, то есть пара, они играют в парах. А сейчас и я вам предлагаю в парах сесть за столы)

(садятся за столы)

Воспитатель: - Ребята, а как называют того человека, кто играет в шашки? (шашист)

Давайте вместе проговорим это новое для нас слово – «ша-шист». Как вы думаете, каким должен быть шашист, какие качества должны у него быть? (внимательный, умный, усидчивый, вежливый)

- Хорошо!

-Вот вы за столами, перед вами шашечная доска. Посмотрите внимательно, что на доске есть? (клеточки, цифры, буквы)

Черно-белые клеточки называются полями, всего их в русских шашках –64: 32 черных, 32 белых)

Цифрами на шашечной доске обозначаются горизонтальные ряды. Всего их 8 (показ на демонстрационной доске)

Буквами латинского алфавита обозначаются вертикальные поля. Их тоже 8. Вот, пожалуй, и все, что представляет из себя шашечная доска. Но одной шашечной доски недостаточно, чтобы начать играть в шашки.

Воспитатель: Сейчас нам нужно отгадать 2 задание, 2 слово. Вы его назовете, если отгадаете загадку.

«По черно-белым клеточкам

Скачет наша деточка» (шашка/пешка). Вы разгадали, вот что понадобится нам еще в игре – это шашки/пешки.

Расставляйте их на доске.

(расставляют)

Воспитатель: - да-да, я и Шашечная королева заметили, что у некоторых из вас это вызывает трудность.

И сейчас если мы ответим на вопрос, мы справимся тогда с вами с 3-им заданием шашечной королевы.

- Что нужно знать, чтобы правильно расставить шашки и научиться играть в них (ответы детей)

Мы должны знать правила

(приклеиваем картинку с правилами на доску)

Воспитатель: - Правил в шашках много,но я познакомлю вас с основными:

1. Правильное расположение доски – нижнее левое поле д/б черным

2. Шашки расставляются в3-х ближайших рядах только на черных клеточках/полях.

3. Начинают игру белые. («Первый ход всегда белой»

4. Ребята, и не забываем, что мы в гостях. Как мы ведем себя в гостях (тихо,спокойно, культурно, такое правило есть в игре шашки (вести себя тихо, игроки должны играть в тишине.)

Цель игры – побить все шашки противника. Игра считается оконченной, когда у одного из соперников не осталось ни одной шашки.

Подведение итогов:

Где мы сегодня побывали с вами, у кого в гостях? шашечной королевы).

Поднимите руку, кому понравилось в гостях. Мы все выполнили ее задания? Какой вывод сделаем! (обращение к доске). Чтобы научиться играть в шашки,нам понадобятся: шашечная доска-шашки/пешки, знание правил.

А сейчас по очереди (по 1 паре) я попрошу подняться и подойти ко столу, чтобы выбрать одну из шашек: белую, если вам понравилось выполнять задания королевы и вы хотите научиться играть в шашки, черную – нет желания учиться игре в шашки.

(выполняют задание)

Воспитатель: -Ребята, на что похоже? Что получилось?

Дети: -ромашка

Воспитатель: - А ромашка – это символ чего? (доброты, счастья, семьи)

Так вот, дети, в новом учебном году мы будем заниматься в кружке «Волшебные шашки». Будем кружковцами- одной большой, дружной семьей, где будем учиться играть в шашки и изучать правила игры.

А королеве пока говорим: До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».

Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...

"Королевство шашек"

Конспект заняти по знакомству с игрой в шашки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Королевство шашек».

Обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий шашечного турнира для детей подготовительной к школе группе «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАШЕК»

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого   потенциала личности дошкольника....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы "Королевство шашек"

Настольные игры - это замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника. Очень жалко , что сегодня они уступили место компьютерным играм, за которыми дети готовы проводить...

Сценарий шашечного турнира для детей старшей группы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАШЕК»

Сценарий шашечного турнира для детей старшей группы  «В КОРОЛЕВСТВЕ  ШАШЕК»...