Путешествие в прошлое утюга
материал (старшая группа)

Кукушкина Ирина Константиновна

Образовательные : познакомить детей с историей возникновения утюга, расширять представления детей о многообразии утюгов, понимать, что человек создаёт разные предметы для облегчения труда в быту, обогащать словарь словами : «рубель», металлический утюг, угольный утюг, современный электрический утюг,закреплять правила безопасного обращения с утюгом.

Развивающие: развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Развивать логическое мышление, связную речь.

Воспитывающие: воспитывать желание знакомиться с предметами прошлого, умение слушать друг друга и дополнять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_proshloe_utyuga.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№8 «Русалочка»

__________________________________________________

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31

Конспект

«Путешествие в прошлое утюга»

Воспитатель:

Кукушкина Ирина Константиновна

« Путешествие в прошлое утюга»

Цель: познакомить детей с историей возникновения утюга.

Задачи:

Образовательные : познакомить детей с историей возникновения утюга, расширять представления детей о многообразии утюгов, понимать, что человек создаёт разные предметы для облегчения труда в быту, обогащать словарь словами : «рубель», металлический утюг, угольный утюг, современный электрический утюг,закреплять правила безопасного обращения с утюгом.

Развивающие: развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Развивать логическое мышление, связную речь.

Воспитывающие: воспитывать желание знакомиться с предметами прошлого, умение слушать друг друга и дополнять.

Организационный момент.

- Добро утро! Удачного дня от солнышка и от меня!

- Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие,  в прошлое одного предмета. У каждого предмета есть своя история. А чтобы узнать о каком предмете мы будем говорить я предлагаю вам отгадать загадку.

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него …

(на столе стоит коробка.. Открываем коробку и обнаруживаем наш знакомый утюг. Воспитатель достает его.)

- Вы хотели бы узнать откуда появился утюг? Да

Воспитатель: - Для того чтобы узнать об истории появления утюга, нам нужно отправиться в путешествие и путешествовать мы будем во времени. Для этого нам понадобятся часы и необычные а «часы-времени» (Показываю эти часы. Переводим стрелки часов времени назад и отправляемся в путешествие

 

Показ презентации.

Слайд: С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой. И утюгов еще не было, но люди не ходили в мятой одежде. Как вы думаете, что они делали? (Ответы детей)

Слайд: Самым первым утюгом был плоский, тяжелый камень

Давайте по ближе рассмотрим его 

(обращаю внимание на стол, где лежат камни)Ребята как вы думаете как можно было погладить одежду  камнем? Ответ детей…. 

Воспитатель: На него расстилали влажную одежду, а сверху придавливали другим камнем и оставляя до полного высыхания.

 Как вы думаете хорошо ли разглаживалась одежда? (Ответы детей.)

Удобно ли было гладить таким камнем? (Ответ детей)

А безопасно ли было гладить камнем?( Ответ детей)

Нет ребята, им было не удобно и не безопасно, так как если брать большие камни, то они были очень тяжелые, и человек мог не удержать его и повредить себе ногу.

Какой был первый утюг?(утюг камень)

(Давайте путешествовать дальше. Берем часы-времени и переводим стрелки вперед)

Слайд: Потом в России появились первые деревянные утюги, которые назывались-рубель.

Давайте рассмотрим этот утюг по ближе

(Обращаю внимание детей на другой стол, где находится рубель.)

Воспитатель: Как можно было гладить рубелем белье ?Ответ детей

Воспитатель - Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье. Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины.

Попробуйте погладить белье. Получается?

- Хорошо ли разглаживалось белье таким образом?

 Ребята я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать одежду-уставали руки.

А безопасно ли этим утюгом гладить белье?

Нет, так как при неправильном использование можно было повредить руку.

Какой утюг мы сейчас с вами узнали (деревянный утюг)(Давай путешествовать дальше. Берем часы-времени и переводим стрелки вперед.)

Слайд: - Потом появились угольные утюги. Утюг с горящими углями очень похожим на большую сковородку. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Слайды: - Затем этот утюг-сковородку усовершенствовали. И придумали вот такой угольный утюг. 

Давайте рассмотрим его поближе…

(Обращаю внимание детей на другой стол.)

Как вы думаете, как гладили этим утюгом.

Воспитатель:  Они напоминали печку, внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. По бокам делали отверстия и когда утюг начинал остывать в них дули. Эти утюги были очень тяжелые.

Воспитатель: Как вы думаете удобно было пользоваться угольным утюгом? Почему? Нужны были постоянно горячие угли,

       А безопасно ли им пользоваться?

- углями можно было обжечься, они могли упасть на одежду .

Как называется утюг про который мы сейчас с вами узнали? (угольный утюг)

(Давай путешествовать дальше. Берем часы-времени и переводим стрелки вперед.)

      Слайд: - А время шло вперед и люди заметили, что одежду хорошо разглаживает тяжелый горячий предмет. Тогда появился первый цельнолитой утюг из чугуна. Такой утюг разогревали на открытом огне и он был очень тяжелым. Это глаженье тоже доставляло неудобства, и тоже были не безопасны. Они очень долго разогревались и их нельзя было взять в руки без прихватки, можно было обжечься.

Какой это утюг ребята (чугунный)

(Давай путешествовать дальше. Берем часы-времени и переводим стрелки вперед, вот мы и вернулись с вами в наше время)

Слайд: - Вот мы и вернулись уже в наше время. Современные утюги.

(Рассматриваем утюги на столе: электрический и паровой)

Что есть у электрического утюга

Водоналивное отверстие

Шнур с вилкой

Корпус

Сигнальная лампа

Ручка

Терморегулятор

Подошва

Какие это утюги( электрический  паровые)

 (Вспоминаем правила обращения с утюгом.)

Правила техники безопасной работы с электроутюгом.

Перед началом работы проверить исправность шнура

Поставить утюг вертикально

Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки

Ставить утюг на подставку

Не касаться подошвы руками

Следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура

Следить за правильной установкой указателя терморегулятора (в соответствии с видом ткани)

Чтобы не испортить вещь, проверить нагретый утюг на изнаночной стороне изделия

После окончания работы утюг выключить из розетки за корпус вилки, поставить на подставку

Интересно ли вам было? Что понравилось? Что узнали? Было трудно что то ?

Ребята а скажите мне пожалуйста, какие утюги мы с вами сегодня видели? Ответ детей

 (камень,деревянный,угольный,чугунный,электрический,паровой)

Какой мы с вами можем сделать вывод про наше путешествие? Ответ детей

Вывод

Теперь мы с вами узнали историю появления утюга в России. Смогли попробовать гладить различными приспособлениями и сравнивали качество глажки.

   Утюг  – это не просто вещь. Он играет важную роль в жизни человека. Ведь как приятно, когда ты одеваешь вещь  и выглядишь  на все 100 ,опрятным и аккуратным. Во все времена этот «снаряд для глаженья» был верным спутником человека, делая быт значительно комфортнее.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в прошлое утюга"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через  использование элементов ТРИЗ и РТВ...

Путешествие в прошлое утюга

Тема: «Путешествие в прошлое утюга» (по познавательному развитию раздела программы «Детство» «Ознакомление с социальной действительностью» для детей подготовительной логопедической группы).Прогр...

Путешествие в прошлое утюга

Экскурсия–занятие...

«Путешествие в прошлое утюга». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с историей утюга, его назначением , показать необходимость его в жизни человека....

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»

Пояснительная записка  Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое утюга"

Вызвать интерес к предметам прошлого. Знакомство детей с историей утюга....

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в прошлое утюга"

В данном конспекте содеожится информация об истории возникновения утюга. О том, каким он был до наших дней....