Доклад из опыта работы: «Модель наставничества «содружество дети - детям»
проект (подготовительная группа)

Щербакова Олеся Владиславовна

ФОП дошкольного образования ставит перед педагогами целевые установки, одной из которых является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Роль взрослого в дошкольном возросте бесспорно велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детского сада «Березка», структурное подразделение «Звездочка»

Доклад из опыта работы:

«Модель наставничества «содружество дети - детям»

Воспитатель: гр. «Ручеек» Щербакова Олеся               Владиславовна

2023 г.

В современном мире Россия, идет к кардинальным изменениям в образовательной и социакультурной сферах. Применение методологии наставничества преследует цели: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, в рамках которой дается поддержка обучающихся разных ступеней и форм обучения.

ФОП дошкольного образования ставит перед педагогами целевые установки, одной из которых является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Роль взрослого в дошкольном возросте бесспорно велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок».

Наставник ребёнок - это ребёнок лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации.

 Он обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.

Наставляемый ребёнок- это ребёнок , имеющий текущие затруднения  как в обучении, так и в личной сфере и он не знает, как с ними справиться, пассивный ребёнок: знает, чем хотел бы заниматься, но не знает с чего начать; нуждается  в совете.

В каждой группе есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Некоторые дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью асоциального поведения. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они стараются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять сверстникам и педагогу. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. И важнейшая задача педагога – это сплочение детского коллектива.

Игра это самый лучший способ.  Основными способами сплочения детского коллектива, является увлечение и включение её в совместную деятельность,

Установка традиций группы  поощрение сотрудничества воспитанников при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в выполнении общих дел. А также я использовала в своей работе игры на сплочение коллектива.

Игра «Дружный паровозик». Перед игрой проводится беседа о дружбе, взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые преграды. Дети встают друг за другом и держат за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают разные препятствия (проползти под столом, спрятаться от диких животных и т. д.) непременным условием игры является то, что нельзя отцепляться друг от друга. Игра развивает инициативность, коммуникативные способности, креативность, учит доверять и помогать тем, с кем общаешься. Но не каждый ребенок готов взять на себя ответственность за другого, играя в такую, как правило только лидер готов управлять составом.

Игры «Большая семейная фотография»

Эта игра проводится для  сплочение коллектива.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографии. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной.

Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Подобные игры помогают успешно объединять детей. Дети с удовольствием играют как под руководством педагога, так и самостоятельно, особенно в старшей и подготовительной группе. Каждый раз играя с детьми в такие игры, можно потихоньку дать роль ответственного или ведущего детям застенчивым или тем, кто не проявляет лидерские качества, тем самым приучаю нести ответственность за весь коллектив.

Модель наставничества в своей группе  «Дети-детям» я разделила на следующие варианты, зависящие от потребностей наставляемых в моей группе:

– «Успевающий- неуспевающий» классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; Дети, испытывающие трудности при освоении знаний, умений и навыков в каких то определённых образовательных областях, возможно и во всех.


– 
«Лидер – скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникативных, творческих, лидерских качеств наставляемого.


– 
«Равный- равному», в  этом случае  обмениваются имеющимися знаниями, определенными навыками как бы дополняя друг друга. Например, один ребёнок отличается критическим мышлением, а другой – творческим; или один имеет склонности к учебной деятельности, а другой – к социальной активности. В результате взаимообмена между ними сформированными навыками каждый получает недостающий элемент и организовывается взаимовыгодное сотрудничество.

- «От старшего к младшему» , это передача не только опыта детей старших групп  детям младшей группы, но и умение сопереживать, понимать, помогать, брать ответственность за детей младшего возраста. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом, так как старшие дети передают свой опыт младшим

  Такая модель наставничества у нас появилась в детском саду  в этом году, и я решила ее применить на практике,  мы с детьми подготовительной группы взяли шефство над ребятишками младшего возраста, которые   в следующем году перейдут ко мне в группу

Практическая реализация такой позиции обогащает образ — Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Одновременно появляется гордость за такие качества и поступки. Знакомство детей в рамках наставничества началось с возникновения взаимного расположения, доверия и интереса.

Дети подготовительной группы приготовили для детей спектакль «Как звери к зиме готовились» приветствовали малышей песнями, прибаутками. Приглашают на хороводные и, музыкальные игры.   Так же  дети показывают настольные театры для детей раннего возраста.

 Следующим этапом взаимодействия, требующий от старших детей несколько больших усилий, чем концерты, стало изготовление для подопечных малышей подарков. Цель этой работы — учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность и в тоже время чувствовать себя более взрослыми и умелыми. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними. Для этого в нашей подготовительной группе был объявлен конкурс «Книжка малышка» своими руками» родители совместно с детьми  изготовили книжки, которые потом подарили малышам!

Наставники помогали малышам одеваться на прогулку, что вызвало огромное любопытство у ясельной группы, они с большим интересом слушали старших и следовали их инструкциям.

Большая и на наш взгляд важнейшая часть работы по проекту «Содружество» происходила на прогулке. Здесь ключевая роль уделялась формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети выступали в роли наставников во время организации подвижных игр.

Благодаря такой форме наставничества, многие дети почувствовали себя более ответственными.

Такое наставничество в подготовительной группе являлось добровольным, абсолютно все дети проявили интерес и предложили свою помощь.

К каждому этапу мы подходили поочередно, сегодня идет одна часть детей наставников, завтра другая т.к, желающих было очень много.

Такая модель наставничества повлияла на развитие  тех или иных качеств не только детей подготовительной и младшей группы, но и помогла мне как воспитателю познакомиться с ребятишками, которые придут ко мне в следующем году, выявить их особенности и переключиться, настроится с детей большего возраста на детей младшего возраста.

Вывод: 

Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста способствовал не только их успешной социализации, но и помог развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным.

Выступая в роли наставника, дети проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее, взрослее. Так же дети, получающие поддержку от сверстников, чувствуют заботу, и уверенность. И даже приобретают навыки справляться со сложными ситуациями в дошкольном учреждении.

В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, а это способствует формированию у них позиции взрослого, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что в дальнейшем отразится на готовность детей к школе.

 Модель наставничества «Содружество Дети- детям»- ключ к развитию современного, компетентного общества молодых людей, которые способны трудиться не только на благо себя, но и на благо общества и страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение из опыта работы: «Модель наставничества «дети- детям» МДОУ «Детский сад №11 «Вишенка» города Вольска Саратовской области» Воспитатель высшей квалификационной категории Миронова Е.Г .

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами целевые установки, одной из которых является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Слайд 3

Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставник: это ребёнок лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации. Наставляемый: это ребёнок , имеющий текущие затруднения как в обучении , так и в личной сфере и он не знает, как с ними справиться, пассивный ребёнок.

Слайд 4

Игра «Дружный паровозик»

Слайд 5

-Успевающий- неуспевающий -Лидер- скромник -Равный- равному -От старшего к младшему

Слайд 6

Успевающий- неуспевающий

Слайд 8

Лидер- скромник

Слайд 9

Равный- равному

Слайд 11

От старшего к младшему

Слайд 14

Модель наставничества «Дети- детям»- ключ к развитию современного, конкурентоспособного, компетентного общества молодых людей, которые способны трудиться не только на благо себя, но и на благо общества и страны.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи"

Обобщение опыта работы с детьми с нарушением речи посредством музыкально-ритмического воспитания. Выступление на родительском собрании....

Доклад из опыта работы «Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание».

«Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание»....

Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»

Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...

Презентация опыта работы "Модель инклюзивного образования"

Опыт работы опубликован в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Методика и практика современного образования и воспитания"...

Презентация опыта работы "Модель методического сопровождения на основе дифференциации и личностно-ориентированного подхода к педагогам"

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспи...

Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"

Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"...