Ознакомительное занятие по теме народного праздника "Широкая Масленица"
план-конспект занятия (старшая группа)

Корзина Ольга Юрьевна

 

 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.02.2017.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 комбинированного вида

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект

образовательной деятельности «Широкая Масленица»

( старший дошкольный возраст)

Составитель:

Воспитатель

Корзина Ольга Юрьевна

Санкт-Петербург

2022г

Цель: Приобщать детей к русским традициям, к родной культуре;

              формировать представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями,
  • заучивать заклички, поговорки,
  • познакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички,

Развивающие:

  • развивать внимание,
  • развивать речь,
  • развивать память.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;
  • воспитывать любовь к родному краю,
  • воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа,

Оздоровительные:

  • укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии,

Используемые педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • проблемно-игровая технология:
  • технология сотрудничества;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук, презентация о масленице; магнитофон с музыкой;
  • картонные маленькие «блинчики», нитки разной толщины и оттенков желтого цвета, палочки для канапе, скотч, ножницы; большой картонный «блин» для педагога (для наглядного примера как его можно украсить), карандаши, восковые мелки,
  • Чучело Масленицы, и одежда к нему разная (платья, платки, вязаная шапка, туфли и т.д.)

Актуальность темы: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Эпиграф деятельности:  Солнце круглое как блин,
                                            Улыбаясь, светит.
                                            Рады теплой встрече с ним
                                            Взрослые и дети.

                                                        (Т. Кайзер)

Ход занятия:

Воспитатель переодевшись в русско-народный костюм, приглашает детей в группу.
Воспитатель: (раздается петушиное кукареканье) Ребята что это? (ответы детей).Это мой петушок. Рано мой петушок о весне прокричал. Или не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит.


Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (весенняя капель, звуки природы весной)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте  позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.


(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну аукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну аукаем!


Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный ( Слайды 1,2,3)


Понедельник - день встречи Масленицы. (слайд 4)  Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками". Вот и я приготовила вам маленькие блины. (раздаю детям кружочки желтого цвета). Вам нравятся они? Что то в них не хватает?! А давайте попробуем их украсить так чтобы блинчики наши тоже стали похожими на теплые и солнечные, чтобы стали частичкой солнышка…и маленьким символом Масленицы. Я свой блин украсила вот так.


Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы. (слайд 5)

Воспитатель: - Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, солома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу. (слайд 6)
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.

Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Наша группа тоже готова встречать масленицу.


Воспитатель:

 Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин. (слайд 7) Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности.

Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. (слайд 8 и 9) В этот день было больше всего игрищ. Конские бега, кулачные потехи, борьба. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Воспитатель: (Слайд 10) И мы сейчас с вами поиграем в русскую игру «Колесо»

На масленицу было принято катать с гор горящее колесо- как символ горячего солнца. Чье колесо прокатится дальше всех - у того будет много счастья.

Для игры понадобятся два колеса (обручи). На игровой площадке ведущие расставляют кегли (либо любые другие вешки). Дети делятся на две команды и становятся в ряд друг за другом. Каждый игрок команды по сигналу должен прокатить колесо между кеглями и вернуться с ним обратно. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с эстафетой. (Если колеса нет, можно вместо колеса брать метлу. Игроки "едут" на метле, стараясь не сбить кегли.)

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла. (слайд 11)


Суббота - "Золовкины посиделки". -  к тетям и дядям шли на блины. (слайд 12)


Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили. (слайд 13)


Воспитатель - В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
Дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.


Воспитатель: Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".

Солнышко, солнышко, золотое донышко.

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло.

Идут по кругу,  взявшись за руки.

Побежал в саду ручей,

Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,

«Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают.

А цветочки подрастают.

Тянутся на цыпочках, тянут руки вверх.

Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель:  А какое отношение эта поговорка имеет к нашему празднику?

 Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение Блины - сделать все необходимое!
Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица уже  началась.
(Слайд 14)

ПРИЛОЖЕНИЯ

№1

Призывание весны

Ау, Ау, аукаем, весну аукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну аукаем!

№2

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорят, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

№3

Закличка

"Душа ль ты моя, госпожа Масленица,

сахарные уста твои, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широкий двор,

 на горках покататься, в блинах поваляться,

душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"

№4

Хороводная игра: «Веснянка».

Цель: координация речи с движением.

Солнышко, солнышко, золотое донышко.

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло.

Идут по кругу,  взявшись за руки.

Побежал в саду ручей,

Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,

«Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают.

А цветочки подрастают.

Тянутся на цыпочках, тянут руки вверх.

Детям о Масленице

Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - Масленица.Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем предается «масленичным удовольствиям». Дети, готовят к Масленице ледяные горки, поливают их водой, приговаривая:

Душа ли ты, моя Масленица,
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса,
Русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Ты ж моя перепёлочка!
Приезжай ко мне в гости
В тесовый дом,
Душою потешиться,
Умом повеселиться,
Речью насладиться!

Когда горки были готовы, детвора съезжала с них на санках крича «Приехала Масленица!». Еще ребятня часто лепила снежную бабу прямо на санях, называли ее Масленицей, и спускали с самой крутой горки, приговаривая: «Здравствуй, Масленица широкая!».


Всю Масленичную неделю пекут блины. Даже поговорка такая пошла в народе: «Не житье, а масленица». Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Без блинов нельзя представить себе Масленицу. Каждый день женщины пекли блины. На седьмой – последний день Масленицы пекли «Царские блины» - самые большие. Кушать блины было принято со сметаной, маслом, вареньем, медом, особенно вкусны были боины с красной или черной икрой.

Есть масса народных поговорок про Масленицу и блины:

Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!

Еще на Масленой неделе хозяйки выпекали ритуальные блины – блины символизирующие солнце; девушки пели песни, водили хороводы. Парни и девушки надевали свои лучшие одежды.

Главная участница празднования - большая кукла сделанная из соломы по имени Масленица. Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Рядом вприпрыжку скакали ряженые, выкрикивали шутки, дразнились. На сани с куклой Масленицы садили молодого парня, наряжали его в разные колокольчики, бубенцы, погремушки. Ставили перед ним сундук с пирогами, блинами, рыбой. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей - сжигали куклу, символизирующую Масленицу.

Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название и были свои развлечения и обряды.

Понедельник - встреча Масленицы. Делали куклу, украшали ее, садили в сани и везли на горку. Встречали куклу ее песнями. Первой всегда была ребятня. Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок.

Вторник - заигрыш. Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. Все ходили в гости, пели песни, веселились. На заигрыш начинались потехи, игрища, катания на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности.

Четверг - разгуляй-четверток. В разгуляй было больше всего игрищ. Конские бега, кулачные потехи, борьба – все это развлечения разгуляя. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится.

Суббота - золовкины посиделки. На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться. Вспоминали умерших родных и близких.

Воскресенье - прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.

Вот так и заканчивалась Масленица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия по теме "Народное творчество" для детей старшей группы

Совместная познавательно - досуговая деятельность с детьми образовательной области "Музыка" проводится по подгруппам. В занятии используются игровые, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ....

Конспект занятий на темы: " Народная культура и традиция" , " Весна", " Любите книги! " ( поэзия), " Калейдоскоп сказок!" ( проза) для второй младшей группы.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;способствовать проявлению положительных эмоций.Образовательные: Продолжение знакомства с устным ...

конспект занятия по теме "Народная культура"

знакомство с русской наргодной  песенкой "Жили у бабуси два веселых гуся". конспект  непосредственно образовательной деятельности с применением ИКТ....

Конспект занятия по теме народные промыслы "Чудо узоры"

С детьми подготовительной к школе группе пройдена тема "Хохломская риспись", проведено итоговое занятие по теме: "Чудо узоры"....

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

Тема «Народный праздник Масленица»

Тема «Народный праздник Масленица»...