доклад
статья

Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик в соответствии сФОП ДО. Материал будет полезен для повышения самообразования воспитателей, старших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Современная система дошкольного образования в России призвана формировать основы гражданской, культурной и личностной идентичности ребенка. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) устанавливает базовые принципы, задачи и направления развития детей в дошкольном возрасте, а также определяет стандарты в области образования и воспитания. Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для его осуществления. 

Согласно ФОП ДО образовательная деятельность включает:

1) образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации

различных видов детской деятельности;

2) образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;

3) самостоятельную деятельность детей;

4) взаимодействие с семьями детей в целях реализации образовательной программы ДО.

Образовательная деятельность в ДОУ организуется как совместная деятельность педагога и детей. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и не материальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.  В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:

1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он  выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;

2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры;

3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;

4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;

5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).

Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребёнка, его субъективные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми). Изменение отношения к личности ребенка коренным образом меняет и позицию воспитателя: он теперь не транслятор знаний, которые ему надо вложить в память, а помощник, проводник каждого ребенка в мир саморазвития личности.

В процессе организации различных видов деятельности педагог создаёт условия для свободного выбора детьми действий, оборудования, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей, поддерживает детскую самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Культурные практики – это обычные для ребёнка способы                                                  

деятельности, а также апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разных потребностей и интересов в процессе взаимодействия с взрослыми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка.

Культурные практики – это не «занятие», не педагогический метод, не технология. Это – форма организации деятельности детей. Для того чтобы ребёнок овладел культурными практиками, педагогу необходимо превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления. Не важно, чем заняты дети: занимаются в совместной деятельности с педагогом. самостоятельно играют, гуляют на площадке, важно – как (в каком формате) педагог осуществляет педагогическое сопровождение их деятельности. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению.

        Рассмотрим особенности практики дошкольника: ребёнок, в отличие от взрослого осваивает новый социокультурный опыт; решает посильные задачи; решение задач основано на имеющемся опыте и склонностях ребёнка.

         Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

К культурным практикам относят: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.

Основные виды детской деятельности

Формы работы

Игровая

Сюжетные игры; игры с правилами; создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения; игры с речевым сопровождением; пальчиковые игры; театрализованные игры.

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация; составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные); игровые ситуации; этюды и постановки; логоритмика.

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций; экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта. Игры сюжетные и с правилами, интеллектуальные игры; мини-музеи; конструирование.

Двигательная

Подвижные игры, дидактические игры, игровые упражнения, соревнования,  игровые ситуации. Ритмика, аэробика, спортивные игры и упражнения; аттракционы; спортивные праздники; гимнастика. Формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ).

Продуктивная

Создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия.

Чтение художественной литературы

Беседа; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина, КВН, презентация книг, выставка книг в книжном уголке; литературные праздники; досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...