Занятие в старшей группе на тему: «Необычное в обычном» (Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги)
план-конспект занятия (старшая группа)

Легченко Надежда Владимировна

Занятие в старшей группе на тему: «Необычное в обычном» (Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperement_27.12.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе на тему: «Необычное в обычном» (Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги)

 

Цель: продолжать знакомство детей со свойствами бумаги эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия.

Образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, ее применение;
  • учить анализировать, делать простейшие выводы;
  • развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой;
  • формировать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге;
  • исследовать и анализировать свойства бумаги;
  • развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.

Развивающие задачи:

  • пополнить знания детей о характеристиках бумаги;
  • развивать логическое и аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность;
  • учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Вы знаете, кого-то по имени, а чьи-то имена вам незнакомы. А давайте сейчас назовем всех по имени, отчеству. А я буду подсказывать, кем работает этот человек. Все наши гости работают в детском саду и их объединяет любовь к детям.

А теперь поприветствуем наших гостей.

Добрый день

И в добрый час

Очень рады видеть вас.

На гостей вы посмотрели

А теперь тихонько сели.

Посмотрите, какая у меня коробка. Из чего она сделана? (из картона)

Посмотрим, что в этой коробке? Есть здесь чудесный мешочек. Нужно взять предмет из мешочка и назвать его (Дети берут и называют предметы).

Ребята, один предмет бумажный листик. Почему он лежит в мешочке? (ответы детей) Правильно, потому что бумагу делают из дерева.

Мы с вами уже немного знакомились с бумагой, смотрели видеоролик «Как делают бумагу?». Сегодня мы продолжим разговор о  бумаге.

В коробке еще что-то лежит. Посмотрим? Здесь книга, в которой живет сказка. Но сказка необычная. И я хочу вам сегодня прочитать сказку, которая называется «Приключение бумажной куклы». Хотите прослушать сказку? Слушать нужно внимательно, запоминать то, о чем читаю. (чтение сказки)

 

- Как называется сказка?

- О чем эта сказка?

- Почему бумажные куклы обиделись на Наташу?

- Что случилось с бумажными куклами, когда они пытались убежать?

- Как Наташа привела кукол в порядок?

Девочка какая? (добрая, вежливая, аккуратная, трудолюбивая, умная, неравнодушная…)

Ребята, а давайте поиграем по сказке. Помните эпизод, когда Наташа играла с куклой – малышом. Что она делала? (купала, кормила, выводила гулять, пела ей колыбельные песенки, учила как мама).

Давайте придумаем слова и проиграем с куклой.

Что Наташа могла говорить, когда кормила малыша?

- пела колыбельные песенки

- учила всему, как мама

  • А что как бы говорила красивая кукла-принцесса? (Я самая красивая!  Любуйтесь на меня! Но руками лучше не трогайте).
  • Что кричала кукла, когда загорелось ее платье? (Караул! Горю! Горю!)
  • А что воскликнула мама? (Какой ужас! Я же смогла сгореть! Да еще и дочка кукол своих бумажных разбросала!  Вот уж задам я ей утром!)
  • Какие слова Наташа говорила, когда увидела кукол в ведре и вынула их оттуда (Бедненькие мои! Бедненькие! Что же с вами случилось? Как мне вас жалко! Но ничего! Я вас починю и вы снова станете красивыми. Потерпите немножко!).
  • А что сказала Наташа куклам, когда она их починила?  (Теперь можно и на бал отправляться. Посмотрите на себя в зеркало, какие вы красивые! Только вы уж больше не шалите, а то мама в следующий раз вас просто выкинет).

Давайте отдохнем немного. Игра называется «Услышать  тишину».

Вы будете бегать по кругу, услышав колокольчик, присядете и закройте глаза. Вы должны услышать звук и сказать, что это за звук.

Прыгать-кричать-хлопать-топать

Рвется-мнется-шелестит-режется

Ребята, из сказки мы узнали, что происходит с бумагой. А хотите сами попробовать опыты с бумагой. Нужно пройти в лабораторию.

В лабораторию пойдем,

Знания с собой возьмем.

Будем думать, не гадать,

На вопросы отвечать.

Подойдите к столикам. На столах лежат, стоят разные предметы (тарелки с водой, ватные палочки, бамбуковые палочки, разные листики бумаги). Это все пригодится для опытов. И так начнем.

  1. Возьмите листик белой бумаги квадратной формы и разорвем его. Что можно сказать? Какой вывод? (Вывод: бумага рвется)
  2. Возьмите салфетку и бросьте ее в воду, можно окунуть ее бамбуковой палочкой. Что случилось с салфеткой? (Вывод: намокла и размокла)
  3. Возьмем листик бумаги в клеточку, сожмем ее. (Вывод: бумага мнется)
  4. Возьмем еще листик бумаги в линию и постираем ее. Какой вывод? (Вывод: шуршит – издает звук).
  5. Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. (Вывод: бумага режется)
  6. Возьмите оторванный листик бумаги, поднимите его над головой и бросьте его. (Вывод: бумага летает)
  7. Возьмите ватную палочку. Макните ее в растительное масло и проведите на рваном листике бумаги. Что вы видите? (Вывод: на бумаге остается жирный след; бумага впитывает масло, грязь. Поэтому руки должны быть чистыми и сухими, когда берем книгу или лист бумаги).
  8. Возьмите листик бумаги, бросьте в таз с водой и подуйте на него. (Вывод: бумага плавает).
  9. Возьмите салфетку и посмотрите через нее на светильник. А теперь возьмите лист бумаги и посмотрите через него на свет. (Вывод: чем тоньше бумага, тем больше света она пропускает).

Вам понравилось работать с бумагой?

Давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает».

Станьте в пары. То, что бывает, хлопаем в ладоши в парах, а чего не бывает – не хлопаем.

Отгадайте загадку.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом!

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами

Что это? Догадайтесь сами!

Правильно! Молодцы!

  • Ребята, здесь развешены листы. На них написаны пословицы. Мы их сегодня разберем и выучим.
  • Бумага терпит, а ручка пишет (на бумаге можно написать все, что угодно, даже плохое и бумага на это не реагирует).
  • Не на бумаге сказано, а делом показано (человек может казаться хорошим, хорошо писать о себе, а на самом деле своими поступками он оказался другим).

Проходите на свои места. Обратите внимание на экран телевизора. На экране картинки-символы. То, что мы узнали о бумаге, нам помогут эти символы.

Я направлю огонек на картинку, а вы отвечаете, что означает эта картинка по отношению к бумаге. Ответ должен быть полным.

Игра «Что может бумага?»

(Картинка означает, что бумага может…)

Еще в коробке два конверта:

Виды бумаги, разложим листы, а вы скажите, как называется бумага. Ребята, у меня есть альбом. Давайте, называя лист бумаги, вкладывать в альбом этот листик. И у нас будет коллекционный альбом.

А дальше еще буде знакомиться с видами бумаги и будем пополнять нашу коллекцию.

Второй конверт. Чем заканчивается рассказ? А вы хотите сделать одежду для кукол? Сейчас представим, что вы в мастерской.

В мастерской вы оказались,

Знания вам всем подскажут:

Как одежду вырезать

Наших кукол одевать.

Сегодня мы вырежем наряды дл кукол. Вырезать нужно аккуратно, не срезая загибы. Какие правила поведения и обращения с ножницами? (ответы детей)

Дети выполняют работу

Обсуждение:

Что у тебя за предмет одежды? И тд

Соберем в коробку кукол, их одежду. В любое время будете играть в настольную игру. Игра называется «Одень куклу».

Бумага важна в жизни каждого человека. И вы должны относиться к ней бережно, экономно. Как вы понимаете «экономить бумагу?» (аккуратно читать книги, не менять, не рвать, не пачкать, не рисовать на страницах книг). И тогда они прослужат долго. А как обращаться с бумагой, когда рисуем, делаем аппликацию.

Ребята, а вот сюрприз для вас это деревянная конфетница с конфетами. Какое отношение имеют конфеты к бумаге? Вы сейчас выберете себе конфетку, у них обертки разные. Дома съедите конфету, разгладите руками фантик и принесете в детский сад, и мы сделаем еще альбом коллекции фантиков.

И вы потом можете пополнять альбом разными фантиками.

Ребята, мне интересно было с вами работать. А вам было интересно? Что понравилось вам?  Какие вы молодцы. Вот и закончилось наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи, через экспериментальную деятельность

как происходит развитие речи, через экспериментальтную деятельность....

Консультация для родителей старшей группы на тему: "Использование сказок в развитии речи и обогащении словаря дошкольников"

Консультация для родителей старшей группы на тему: "Использование сказок в развитии речи и обогащении словаря дошкольников"...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Развитие речи через экспериментальную деятельность

Ребенок познает мир с помощью окружающего мира...

Конспект занятия в старшей группе МБДОУ "Теремок" с. Петровское по развитию речи "Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок".

Чтение рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок". Обсуждение содержния рассказа с детьми. Пересказ рассказа детьми. Обогащение и активизация словарного запаса детей....

Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых.  На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимат...