развитие речи, через экспериментальную деятельность
консультация по окружающему миру на тему

Черняева Елена Васильевна

как происходит развитие речи, через экспериментальтную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_eksperimentalnuyu_deyatelnost.docx649.42 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения. Но как нам известно развитие мышления, памяти, воображения, происходит через познавательную деятельность. Таким образом мы можем сделать вывод, что познавательная область не может существовать без речевого развития, а речевое развитие не будет иметь смысла без познавательной деятельности.

Познавательная деятельность помогает развивать речь ребенка, делая ее более богатой. Благодаря экспериментальной деятельности в речи ребенка добавляются новые слова (термины). Например, эксперимент, лаборатория, колба, воронка, пипетка, раствор, пинцет, лупа, микроскоп и т.д. А также рассматривая свойства различных веществ ребенок в дальнейшем использует эти свойства для описания этого вещества или других каких-либо веществ, изменяя форму слова. Например, вода жидкая, прозрачная, бесцветная; молоко ЖИДКОЕ; камень твердый – дерево ТВЕРДОЕ и т.д. Чем больше свойств веществ знает ребенок, тем речь его становиться более разнообразной.

Любая познавательная деятельность заканчивается выводом. Вывод делает ребенок на основе полученных знаний, т.е. любое умозаключение должно быть выраженно в устной форме. Вывод должен быть грамотно построен. Сначала ребенку трудно это делать, но постепенно он упражняется и с каждым разом получается все лучше и лучше. Это происходит за счет развития связной речи.

Как известно существуют два вида речи: диалогическая и монологическая.

Развитие диалогической речи в познавательной деятельности чаще всего происходит через дискуссии, когда дети начинают рассматривать свойства каких-либо веществ, делать выводы и у каждого имеется своя точка зрения. Здесь важно, чтобы педагог научил детей правильно отстаивать свою точку зрения, грамотно приводить аргументы. Кроме этого (чаще всего в младшем дошкольном возрасте) развитие диалогической речи происходит за счет ответов на вопросы. Причем вопросы могут задавать: воспитатель - детям, дети - воспитателю, а также дети друг другу.    

Развитие монологической речи происходит за счет составления описательных рассказов, сравнительных рассказов, рассказ по картине о каком-либо веществе, предмете, явлении, свойстве и т.д.

Описательный рассказ – здесь могут помочь опорные схемы, по которым ребенок дает характеристику (описывает) предмет или явление.

C:\Users\777\Desktop\работа\воспитателю в копилку\АЛГОРИТМЫ\Оригинал алгоритма Время года.jpg

C:\Users\777\Desktop\работа\детский сад\эксперементы\5.jpg

Сравнительный рассказ – в экспериментальной деятельности это очень распространено. Например, когда мы закладываем опыт для сравнения свойства, явления предмета или вещества (что быстрее, дальше, легче, тяжелее и т.д.), делая вывод мы сравниваем эти вещества, таким образом составляем сравнительный рассказ (в воде дерево не тонет, а скрепка утонула потому что….).

C:\Users\Admin\Documents\Опыты и алгоритм проведения\detsad-40885-1397401322.jpg

Рассказ по картине – в основном это используется для чтения алгоритма опытов. Ребенок, рассматривая алгоритм проговаривает каждое действие, которое ему необходимо совершить. (сначала я наливаю в стакан воды, затем кладу в него 1 ложку сахара и перемешиваю… и т.д.)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\соль.jpg

Экспериментальная деятельность помогает ребенку уяснить определенные понятия, которые на первый взгляд кажутся простыми. Например, при рассмотрении свойств жидкости экспериментальным путем можно рассмотреть такие понятия как: разлить, перелить, вылить, налить, залить, облить и т.д.

Тоже самое и с сыпучими веществами: насыпать, пересыпать, рассыпать, высыпать, обсыпать, всыпать.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Чем больше ребенок знает о веществе его свойствах и окружающем мире в целом, тем речь ребенка более разнообразна, красочна,  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Развитие речи через экспериментальную деятельность

Ребенок познает мир с помощью окружающего мира...

Занятие в старшей группе на тему: «Необычное в обычном» (Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги)

Занятие в старшей группе на тему: «Необычное в обычном» (Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги)...