ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ранней профориентации
материал (подготовительная группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

создание в группе действенной системы ранней профориентации, направленной на формирование у дошкольников ценностного отношения к труду и знаний о мире профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_2023_g.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 67

комбинированного вида Выборгского района Санкт – Петербурга

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

по ранней профориентации в ___подготовительной____________________группе №__9__________

на  2023-2024 учебный год

Воспитатель: Боброва И.Ю.

                                                                                         

Санкт-Петербург

2023

Цель: создание в группе действенной системы ранней профориентации, направленной на формирование у дошкольников ценностного отношения к труду и знаний о мире профессий.

Задачи:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
  • формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; 

Формы и методы работы с дошкольниками:

  •  экскурсии  виртуальные, наблюдения во время целевых прогулок;
  •  рассказы воспитателей и родителей;
  •  непосредственно образовательная деятельность;
  •  игры, праздники и развлечения;
  •  самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

  • Оснащение художественной литературой
  • Создание картотек
  • Использование наглядного материала
  • Подбор и изготовление дидактических игр
  • Использование видеоматериалов
  • Создание презентаций
  • Изготовление  атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Взаимодействие с социальными партнерами

  •    Экскурсии в библиотеку.
  •    Экскурсии в музеи.
  •    Экскурсия в магазин.
  •    Экскурсия в аптеку.
  •    Встречи с интересными людьми.

План по взаимодействию с семьями воспитанников по ранней профориентации

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Сентябрь

«Первые шаги в профориентации дошкольников»

Цель: скоординировать совместную работу ДОУ и родителей, выявить отношение родителей к ранней профориентации детей.

Анкетирование

Октябрь

«Профессии родителей»

Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогическую деятельность

Мини доклады

Ноябрь

« В жизни ребенка»

Цель: познакомить родителей с сюжетно-ролевыми играми, приобщить к игре ребенка в условиях семьи

Доклад

Декабрь

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Цель: привлечь родителей к  изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Обогащение с/р игр атрибутами

Январь

«Чтение художественной литературы, как средство ранней профориентации дошкольников»

Цель: познакомить с художественной литературой для семейного чтения

Памятка для родителей

Февраль

«Профессия –Родину защищать»

Цель: познакомить родителей с военными профессиями, которые должны знать дети

Папка – передвижка

Март

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Цель: привлечь родителей к совместному творчеству с детьми

Коллажи

Апрель

«Дидактические игры с ребенком по знакомству с профессией»

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми , приобщить к игре ребенка в условиях семьи

Папка - передвижка

Май

 «Подари книжку – малышку группе»

Цель: содействовать сбору книжек – малышек  для пополнения развивающей среды группы.

Благотворительная акция

План мероприятий с детьми

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

Сентябрь

Диагностика сформированности знаний дошкольников старшего возраста по профессиям

Выявить знания по данной теме на момент диагностирования детей

беседа

Диагностический инструментарий игровой деятельности.Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная

деятельность взрослых»

Профориетационный опросник Е. И. КлимоваПедагогическая диагностика

В.П. Кондрашова по

определению уровня

развития игры «Диагностика

игровой деятельности» (игры профессионального

характера)

«Журналист»

Цель: Способствовать привлечению внимания детей к профессии журналист. Воспитывать культуру общения.

Форма проведения: ФЦКМ «Кто такие журналисты?», поисково – исследовательская деятельность: «Почему в газетах и журналах текст печатают колонками?»

Игровые действия: берёт интервью, записывает его на диктофон, фотографирует, снимает репортаж

Телепередача «Наши любимые питомцы». Художники-

оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место длясъёмочной площадки и оформляют её. Репортёрыснимают репортажи дома, берут интервью. Гримёры накладывают грим, костюмеры выбирают одежду. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на началосъёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале.Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке. Редактор газеты выпускает газету про передачу.

Роли: художник – оформитель, журналист, репортёр, фотограф, оператор, режиссёр, редактор газеты, участники интервью, гримёр, костюмер

Сюжетно – ролевая игра «Я беру интервью».

Игровой материал: микрофон, фотоаппарат, видеокамера, блокнот, карандаш, диктофон, бейджик, моделирование студии из мягкого модуля, детский компьютер

Октябрь

«Кто работает в супермаркете»

Цель: Содействовать ознакомлению детей с профессиями работников супермаркета, как способа

формирования позитивных установок к труду

Форма проведения: беседа по картинам «Кто работает в супермаркете», обыгрывание проблемных ситуаций, д/и «Какой фрукт, овощ я хочу купить»

Основные понятия:

 Продавец: раскладывает товар, расклеивает ценники, общается с покупателями, рекламирует товар, списывает просроченный товар, считает деньги.

Балберова О. Б. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет (наглядно – дидактический комплекс)

Вывеска «Супермаркет», вывески отделов, муляжи продуктов, ценники, деньги, кассовые аппараты, весы, корзина для продуктов

Ноябрь

«Работники ателье»

Цель: знакомить детей с устройством ателье, спецификой труда его работников.

Форма проведения:виртуальная экскурсия в магазин «Швейный мир»,Занятие «Ателье», наблюдение за работой кастелянши в ДОУ

Дидактическое упражнение «Звонок в ателье», чтение х/л Б. Заходер «Портниха», К. Льдов «Швея», д/и «Какие предметы пригодятся портному, закройщику, модельеру», «Одень куклу»

Основные понятия: модельер, закройщик, швея, фасон, мерка

Игровые действия:

Сюжет «Заказ одежды в ателье»

заказчик выбирает модель одежды (я хочу заказать у вас.., что сейчас модно ? что вы посоветуете?); консультант принимает заказ у клиента, делает замеры, предлагает варианты тканей и силуэт (что вы хотите, кто это будет носить, из какой ткани будите шить, давайте я с вас сниму мерки и запишу их в блокнот, благодарит за заказ, выписывает квитанцию);

Сюжет «Изготовление одежды по заказу»

Дизайнер (модельер) придумывает силуэт, детали одежды (давайте подберем силуэт и сделаем одежду удобной, давайте украсим одежду)

Сюжет «Примерка одежды»

Закройщик переносит выкройку на ткань (бумагу), вырезает и делает заготовки для шитья (я размещу выкройку экономно, аккуратно ее закреплю, четко обведу , оставлю место для шва и вырежу.

Портной изготавливает одежду и примеряет ее на заказчика (удобно ли вам, нигде ли не жмет, нравится ли вам)

Кассир принимает оплату за услуги ( с вас.., вот сдача..)

разнообразные ткани на витрине,  нитки, заготовки – силуэты, выкройки – миниатюры, мел, пластмассовые иголки, пуговицы, ленты, украшения для одежды, наперстки,  швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента,  утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод,   квитанции, блокнот, карандаш, кассовый аппарат, деньги

Декабрь

«Аниматор»

Цель: Познакомить с профессиональной

деятельностью аниматоров.

Форма проведения:Беседы, моделирование сюжетно-

ролевой игры.

Основные понятия: сценарий,

подготовка костюмов, украшение

зала, организация конкурсов и др.

Игровые действия: проведение фокусов, игр - развлечений

костюмы,

маски, колпаки, мольберты,

фломастеры, листы бумаги, атрибуты для конкурсов.

Январь

«Стройка»

Цель. Содействовать формированию умения творчески развивать сюжет игры и воспитывать уважения к труду строителей.

Конструктивная игра «Строим дом», беседа «Какие разные строили дома», д/и «Из каких геометрических фигур построено здание», физминутка «Кровельщик»

Ситуации: выбор объекта строительства, выбор строительного материала и способа его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки, сдача объекта.

Роли: строители, каменщик, плотник, штукатур, маляр, столяр, электрик, экскаваторщик, плиточник, прораб, мастер, сварщик, бетонщик, водители, крановщик.

Деятельность детей: Заказчики делают заказ в строительной фирме на постройку, сообщают о местности, где нужно сделать постройку, принимает заказ, благодарит Дизайнер предлагает выбрать объект для строительства по журналам, обговаривает с заказчиком план постройки. Прораб выбирает необходимый строительный материала в соответствии с сюжетом, следит, чтобы на строительстве были все необходимые материалы, руководит перевозкой и управляет строительством Грузоперевозчики грузят и доставляют материалы Рабочие строят, им помогают машины.

Планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа; строительная техника; каски; образцы материалов; журналы по дизайну домов, крупный и мелкий строитель, игрушки для обыгрывания сюжета.

Февраль

«Военные профессии»

Цель: содействовать развитию интереса к с-р игре в военных, познакомить со спецификой игры

Форма проведения: Рассматривание картины «На границе» (Н. В. Нищева «Кем быть? Детям о профессиях») Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий» («Профессия военный»). : Аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии» с Дядей Кузей и Чевостиком («Профессии военных»)

Основные понятия: служба, граница, охрана, покой, пограничник, военный, наряд, собака, овчарка, ошейник, поводок, след, форма, оружие, рация, наушники, бинокль, вышка, столб, ограждение, полоса, песок

Пилотки ,фуражки, бинокли, силуэты оружия(автоматы, пистолеты), карта, рация, планшет для командира.

Март

«Знакомство с профессией инспектор ДПС»

Цель: расширить представление о работе сотрудника ДПС, о назначении его жестов.

Форма проведения:Просмотр  мультфильма: «Бравый инспектор Мамочкин», «Полицейские машины» («Анимашки – Познавашки»).

Просмотр передачи «С добрым утром, малыши! - Почемучка - Профессия инспектор ГИБДД», «Тофик и инспектор ГИБДД» 

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Как Вова гаишником стал» А. И. Шумилина, Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», Ф.Жижкин «Один человек и сто машин», А.Дорохов «Влиятельная палочка»

Основные понятия: перекрёсток, патрульная машина, жезл, водительские права, инспектор, радар

Игровые действия: -Добрый день, инспектор Иванов Иван Иванович, будьте любезны документы на машину: водительские права, полис страхования, свидетельство транспортного средства.

- В городе проходит операция «Фары и ремень».

- Включите фары, пожалуйста. У вас не работает правая фара (не работает указатель поворота, не включены фары ближнего света, грязные фары, не горят габаритные огни на прицепе в тёмное время суток, не работает стеклоочиститель во время дождя, не исправна тормозная система, очень сильно затонированы стёкла автомобиля, грязный номер автомобиля)

- Пройдите в мой автомобиль, сейчас мы составим протокол и выпишем вам штраф 500 рублей.

- Я сейчас исправлю нарушение.

- Тогда я должен провести с вами беседу и напомнить о соблюдении ПДД.

-Добрый день, инспектор Иванов Иван Иванович, будьте любезны документы на машину: водительские права, полис страхования, свидетельство транспортного средства.

- В городе проходит операция «Фары и ремень».

- Вы управляете транспортным средством и не пристегнули ремень безопасности (ваш пассажир не пристёгнут ремнём безопасности, вы перевозите ребёнка без детского кресла, у вас ребёнок не пристёгнут в детском кресле)

- Пройдите в мой автомобиль, сейчас мы составим протокол и выпишем вам штраф 1000 рублей за нарушения «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 12.6

Жезл, рация, свисток, сотовый телефон, дорожные знаки, одежда инспекторов ДПС, водительские права, ТСО, радар, светофор, пешеходный переход

Апрель

«Профессия космонавт»

Цель: Содействовать формированию интереса к профессии космонавта, расширить и обобщать представления об одежде, орудиях труда, трудовых действиях.

Форма проведения :беседа о космосе и космонавтах,  чтение художественной литературы  А.  Андреев «Звёздный»

Основные понятия: Космонавт, бортинженер, диспетчер, врач, командиры отряда и экипажа, приборы наблюдения»,  «пульт управления полётом», «стыковка», «рация», «тренажёры»

Игровые действия:

Командир корабля-готовит летательный аппарат к старту, проверяет готовность корабля и экипажа, садится за пульт и вместе с пилотом, взлет ракеты.

Пилот-совершает вместе с командиром взлёт и посадку корабля, пилотирует летательный аппарат.

Бортинженер-проводит обслуживание и ремонт технической части корабля.

Космонавты-выполняют приказы и поручения командира корабля, осуществляют выход в открытый космос.

Врач-следит за состоянием здоровья экипажа во время полета.

Пульт управления, чертеж космического корабля, крупный строитель, костюмы космонавтов, скафандры для выхода в открытый космос, шлемы, модули для пристройки ракеты, макеты планет, медицинское оборудование, тюбики с едой, карта звездного неба. флаг России.

Май

«Библиотека»

Цель: содействовать расширению представлений о значимости профессии библиотекаря, показать социальную значимость библиотек, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Форма проведения:Рассматривание сюжетной картины «В библиотеке» художник И. А. Беличенко (учебно – наглядное пособие «Мамы всякие нужны») Чтение х/л С. Жупанина «Я – библиотекарь»

Основные понятия: библиотекарь, стеллажи, формуляры, журналы, газеты, энциклопедии, писатель, поэт, читальный зал, читательский билет, абонемент, хранилище.

Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Книги малышки, журналы, формуляры, ручки, читательский билет

Диагностика

Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых

Основные понятия: названия профессий, трудовых действий.

Результаты диагностики

Литература:

Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение», 2005

Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004

Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005

Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991 — №10.

Е. И. Шаламова «Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями» Издательство:  Детство-пресс, 2012 г

Н. З Жаринкова, О. В. Муртазина «Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста Знакомимся с профессиями» Издательство:  Детство-пресс, 2014 г

Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014

Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...

Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"

Этот план  по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является  расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...

Перспективный план по ранней профориентации 2 младшая группа

Комплексно - тематическое  планирование2017 – 2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»...

Перспективный план по ранней профориентации средняя группа

Комплексно-тематическое  планирование2017-2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»Возрастная группа___Средняя_________...

Перспективный план по ранней профориентации старшая группа

Комплексно-тематическое  планирование2017-2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»Возрастная группа___Старшая________...

Перспективный план по ранней профориентации подготовительная группа

Комплексно – тематическое  планирование2017 – 2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»Возрастная группа___подготовительная...

Перспективный план. Ранняя профориентация.

Тематический план работы по ранней профориентации детей и ознакомлению с трудом на железной дороге в средней группе....