ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
консультация

Криковцова Надежда Ильинична

кОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная деятельность

        Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя - активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

 Существуют разнообразные формы двигательной деятельности. Они представлены на слайде.

Сейчас мы попытаемся проследить, спланировать, выявить условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.

«1 половина дня»

Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно-

оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней

подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно

проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). Утренняя гимнастика включается в режим и проводится

ежедневно, до завтрака. В весенне- летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении.

Используются разные формы проведения гимнастики: - традиционная (ОРУ с

предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с

использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.

        физкультура

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности  детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

•  традиционное

•  игровое

• сюжетное

• по интересам

• тематическое

• комплексное

Физминутки

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в  процессе образовательной деятельности.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребѐнка путѐм двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети

занимаются.

Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всѐ это выполняется в течение 1-3 минут

Она должна быть радостной, увлекательной.

Прогулка

Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований.

Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке являются формой

оптимального двигательного режима.

 проводяться 1- 2 игры, 1-2 спортивных упражнения, которые были изучены на физкультурном занятии.

Не следует забывать об играх –эстафетах, хороводных играх.

Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой-

хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.

Например, если в этот день поводилось физкультурная ООД тренирующего характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.

Самостоятельная двигательная активность

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность:

 на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

В группе: физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать

подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Всѐ указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

Физкультурно - оздоровительная деятельность

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

 Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год ( летом и зимой) в спортивном зале или на свежем воздухе , начиная со старшего подготовительного возраста. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.  Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, ознакомление с элементами разных видов спортивных игр.

Дни здоровья для младшего возраста планируются 1 раз в квартал, а начиная со среднего возраста 1 раз в месяц

Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи

Проблема воспитания здорового ребѐнка была и остаѐтся актуальной в нашем обществе. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Чтобы данная работа имела положительный эффект проводится просветительская работа

- "родительские уголки", на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки.

- вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительные, массовые мероприятия

- популяризация семейного отдыха, как лучшего вида отдыха - прогулка с семьѐй на свежем воздухе , совместная игра с родителями.

- обучение родителей конкретным методикам и приемам по формированию здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Статья на тему: «Самостоятельная двигательная деятельность, как компонент двигательного режима в ДО.»

Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма ребенка, определяющей его здоровье, физическое и умственное развитие, является в настоящее время общепризнанным....

Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности»

Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности» с интере...