Бумажные фантазии. Техника оригами
статья

Чудопал  Екатерина Михайловна

Орига́ми (яп.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства. Оригами – это искусство складывания бумаги в различные формы и фигуры. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnye_fantazii.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Бумажные фантазии. Техника оригами

Чудопал Екатерина Михайловна

Высшая  квалификационная категория, воспитатель

место работы: ГБДОУ детский сад 72

г. Санкт-Петербург, Россия

Рука — это инструмент всех инструментов.

Аристотель

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Одним из основных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие различными видами рукоделия. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости можно назвать оригами — японское искусство складывания бумаги. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
В исследованиях многих выдающихся отечественных педагогов
(Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеева), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам
и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Таким образом, обучение детей технике оригами является актуальным, так как оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников.

Орига́ми (яп.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства. Оригами – это искусство складывания бумаги в различные формы и фигуры. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, концентрация внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, совершенствует трудовые умения ребенка. Способствует созданию игровых ситуаций: сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

Систематические занятия с ребенком оригами  гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению

Новизна состоит в использовании техники оригами не только для развития мелкой моторики, но и всех компонентов речи детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним
в средней группе. При конструировании из бумаги уточняются знания детей
о геометрических фигурах, понятие об их сторонах, углах, центре. Дети знакомятся с разными приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям приобрести не только новые изобретательные навыки, но и проявить свои творческие способности. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.
 

Работая с бумагой, дети упражняются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании
в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.

Оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития мелкой моторики, особенность — это тренинг, оставляющий
в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости
и радости, представляет для него ценность. 

Ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе. Сегодня ученые
и педагоги единодушно утверждают, что между развитием кистей рук
и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Следовательно, уровень развития речи ребёнка всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Детям необходимо объяснить последовательность складывания и показать несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.

Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания:

- складывание заготовки пополам по диагонали;

- сгибание по диагонали дважды;

- складывание вдоль и поперек, вкладывание боков;

- сгибание углов и сторон к середине;

- отгибание от нижнего сгиба верхнего угла вперед.

В детском саду я работаю достаточно долго. За всё это время был опыт работы с детьми, как младшей, так и подготовительной группы. Это были простые игрушки из бумаги, которые стали неотъемлемой частью развивающей среды в группе. Поделки я использовала и в соответствии
с запланированными темами занятий по развитию речи и познавательному развитию, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом. Интерес к игрушкам из бумаги у детей был ярко выражен.

Перед каждым очередным занятием я изготавливала образцы фигурок
в двух экземплярах: один — в собранном виде, с осуществленной дорисовкой или аппликацией, другой — в развернутом), материал для складирования, необходимый ребенку (бумага определенного цвета, формы, размера, клей, цветные карандаши).

Просто выполнять упражнения ребенку скучно, поэтому их надо превратить в интересные и полезные игры. Для этого необходимо сочетать поделки с подходящим стихотворным текстом, потешкой, сказкой или фразой, а заключительная часть состояла из обыгрывания, применения для оформления помещений группы или игры в кукольном театре.

Складывая бумагу, я проговаривала каждое действие, а дети повторяли все сказанные мною слова, выполняя те же действия, которые с каждой поделкой становились всё точнее и увереннее. Сделав поделку, они оформляли её по своему вкусу, а потом с удовольствием играли с готовой игрушкой. Чтобы достичь положительной динамики, мало работы проводимой в детском саду. И я стала привлекать родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность детей воспринимается родителями положительно. Они с радостью подхватили тему оригами, изучая процесс. И вот, по прошествии выходных дети с радостью приносили свои фигурки. Они очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам. Совместное подобное времяпровождения очень сблизило членов семьи и раскрыло способности не только детей, но и их родителей.

Из собственных наблюдений, хотелось бы отметить, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свою любознательность, расширить свои познавательные интересы, обогатить словарный запас, совершенствовать навыки движений пальцев рук.

Дошкольный возраст  это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения, расширяют круг интересов. Дети, увлекающиеся оригами, обладают прекрасным пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Работая в технике оригами, у детей развивается мелкая моторика, которая находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики  один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. 


Библиографический список

Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. - Дошкольное воспитание № 8, 2009 г.

Выгорнов В.В. Изделия из бумаги. - М., 2009 г.

Гончар В.В.: Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2009г. - 112 стр.

Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2009 г. - 128 стр.

Дегтевой В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. - М.:  Мозаика-Синтез, 2012 г. -  4 стр.

Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль, Академия К0, 2009 г. – 224 стр.

Згурская М.С. Оригами. - Издательство Фолио, Харьков, 2011г. - 190 стр.

          Кобаяси С. Японское искусство оригами. 35 моделей с 1000-летней историей. Издательство Эксмо, серия Подарочные издания. Досуг 2021 г. - 144 стр.

      Коротеев И.А. Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия. - Эксмо, М., 2011 г. - 208 стр.

Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. - Молодой ученый, 2014 г.

Мусиенко С. Оригами в детском саду. Пособие для воспитателей, М.: Школьная Пресса, 2011г. - 80 стр.

Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами, Айрис-пресс, М., 2016г. - 192 стр.

Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.  -  48 стр.

Тарловская Н. Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду; Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М., 2009 г.

Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А.: Художественно-творческая деятельность. Оригами. Тематические, сюжетные, игровые занятия. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2020 г. – 95 стр.

Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ под ред. Соколовой С.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

Кобаяси С. Японское искусство оригами. 35 моделей с 1000-летней историей. Издательство Эксмо, серия Подарочные издания. Досуг 2021 г. - 144 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...

Перспективное планирование оригами"Бумажные фантазии"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело....

Перспективное планирование кружка по технике оригами "Бумажные фантазии"

Перспективное планирование кружка  по технике оригами "Бумажные фантазии" для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Бумажные фантазии или развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами" (из опыта работы)

В данной разработке представлены перспективный план работы на 3 года обучения, а также конспекты занятий для  среднего, старшего и подготовительного к школе возраста детей....

Презентация Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Бумажная фантазия» (бумажная пластика и оригами)

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей младшего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет.     Цель программы:...

«Работа с детьми дошкольного возраста в технике «Оригами»- «Бумажные фантазии» (из опыта работы)

Каждый ребенок талантлив!..Одна из задач педагога увидеть этот талант, развить его и приумножить.Чтобы ребенок проявлял интерес к творчеству и осознал, что он может сделать своими руками красивые вещи...