Программа кружка по Художественному труду «Загадочная мастерская»
рабочая программа (средняя группа)

Траторова Варвара Александровна

«Загадочная мастерская» является рабочей программой художественно –эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год по 1 занятию. в неделю, всего 60 часов. Время реализации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zagadochnaya_masterskaya.docx75.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по Художественному труду

«Загадочная мастерская»

Автор: Траторова Варвара Александровна


  1. Целевой раздел

 Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

«Загадочная мастерская» является рабочей программой художественно –эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год по 1 занятию. в неделю, всего 60 часов. Время реализации

Новизной и отличительной особенностью программы по приобщению детей к художественному, ручному труду    является развитие у детей творческих способностей и исследовательских навыков, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

Развивать творчество детей можно по-разному, как в лепке из соленого теста, так и при работе с шерстью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления необходима для развития ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки теста и шерсти. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений. Валяние – это очень весёлое и полезное занятие. Дети любят работать с тёплым природным материалом, которым является шерсть для валяния. Шерсть – мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить. Валяние из шерсти на занятиях рукоделия развивает координацию движений, стимулирует мозговую деятельность, а также воображение и интуицию.

Валяние из шерсти оказывает удивительный успокоительный эффект как на ребёнка, так и на взрослого человека, помогает научиться концентрироваться и сосредоточиться. А приятные и мягкие ощущения оставляют только положительные эмоции, не говоря уже о радости, которую приносит результат. А ещё сухое валяние – это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, да радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение.

У детей недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности дошкольников в работе используются эскизы и схемы изделия, сделанные педагогом.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.

Педагогическая целесообразность рабочая программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Рабочая программа направлена на то, чтобы через труд и творчество приобщить детей к художественному труду.

Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, упражнения зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги.

Цель программы

Цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения приемами техники работы с различными материалами как нового способа художественного творчества.

Основные образовательные задачи программы:

  • Создание условий для освоение детьми новым видом творчества.
  • Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к ручному труду
  • Создание условий для осмысленного освоения разных материалов и универсальных способов их преобразования в предметы или композиции
  • Закреплять уже имеющие знания и применять их во время лепки.
  • Развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе.
  • Совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук
  • Создание условий для самостоятельного творчества
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Возрастные особенности

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

     Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Работа в технике сухого валяния важно учитывать возрастные особенности детей. Так же важна техника безопасности. При работе с иглами необходимо работать в группе по три человека под чутким руководством воспитателя. При работе с соленым тестом группа детей может составлять от 3 до 6 человек. Детям дается больше свободы в творчестве. Но не забываем про технику безопасности.

«Загадочная мастерская 4 - 5 лет,». Программа дает возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

  1. Содержательный раздел

Организация и содержание программы

Срок реализации программы: один год обучения

Возраст детей средняя группа (4-5лет)

Режим непосредственной образовательной деятельности:

 - 1 раза в неделю;

- 30 минут непосредственная образовательная деятельность;

 - вторая половина дня.

Дидактическое и техническое оснащение занятий

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:

Основные составляющие занятий:

  1. Мука 5 килограмм, соль (экстра) 3 килограмма
  2. Акрил, кисточки, ветошь, баночки с водой, губки
  3. Шерсть: кардочес новозеландский
  4. Для сухого валяния необходимо иметь подложку. Очень удобно использовать специальную «Щетку для фильцевания» или плотный поролон, толщиной не меньше длины рабочей иглы для фильцевания. При выборе поролона необходимо обратить внимание на его плотность, она должна быть максимальной. По российским стандартам наиболее плотный поролон выпускается салатового цвета, средней плотности – розового, самый мягкий – белого.
  5. Иглы для валяния сделаны из закаленной стали и во время работы они не гнутся. Длина таких игл от 8 до 10см. Один конец иглы для валяния загнут под прямым углом, чтобы удобно было еѐ держать, а на другом сделаны насечки. При втыкании иглы в шерсть насечки зацепляют волокна и протаскивают их в нижние слои, таким образом происходит спутывание, то есть валяние. В международной классификации иглы для валяния имеют номера в соответствии с диаметром: чем больше номер, тем тоньше игла. Иглы имеют разные по форме сечения: - №36 корончатая: для приваливания узоров; - №19 треугольная: для работы с грубой шерстью и растительными волокнами; - №38 звездчатая: для валяния плоских деталей, создании рельефов, мелких деталей, тонкой отделки; - №40 треугольная: для валяния тонких шерстяных волокон, приваливания цветной шерсти, создания фона; - №36 треугольная: для грубой работы, создания основы изделия
  6. Для ускорения процесса валяния необходим станок или держатель для игл. Он представляет собой деревянную рукоятку, в которую вставляют 3, или 5, или 7 игл 37 одновременно. Выпускают пластмассовые станки с ограничением хода, они удобны для детей, т.к менее травмоопасны.
  7. Палочки, скалка, ткань, различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  8. организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  • Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
  • Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • Бросовый материал для лепки (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • Клей ПВА;
  • Кисточки разных размеров.
  • практическая работа
  • физкультминутки
  • подведение итогов, анализ
  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.  Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

К концу года дети должны знать:

  1. Приемы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание.
  2. Приемы в сухом валянии: вытягивание шерсть, складывание шерсть в трафарет, надевать защитные напальчники, работать иглой.
  3. Инструменты и приспособления для: лепки, сухое валяния
  4. Правила техники безопасности при работе с тестом, инструментами, иглами, красками;
  5. Правила оборудования рабочего места;

К концу года дети должны уметь:

  1. Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  2. Выбирать и вытягивать шерсть из общей массы
  3. Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики, прямыми движениями рук в столбики, колбаски, раскатывать куски теста скалкой
  4. Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
  5. Пользоваться инструментами и приспособлениями,

 необходимыми при изготовлении изделий из: соленого теста, шерсти

  1. Соблюдать технику безопасности при работе с: тестом, шерстью, иглами.
  2. Работать в коллективе.

Принципы построение программы

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  3. Научность и доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.
  8. Программа предназначена для детей 4-5 лет. Одна тема рассчитана на 4 занятия.

Структура непосредственной образовательной деятельности: Непосредственная образовательная деятельность проводится с детьми среднего дошкольного возраста с октября по май включительно; Непосредственная образовательная деятельность проводится 1 раза в неделю, по 30 минут;

Работа проводится с подгруппой детей по 5 человек. Каждое НОД включает в себя: вводную часть: уточнение – напоминание правил личной и общей безопасности во время работы с материалом; комплексы гимнастик для глаз, пальцев


Учебно- тематический план

Примерный план непосредственной образовательной деятельности

Месяц

Тема

Теория

Практика

Итог

Сентябрь

Знакомство с новым материалом «Шерсть», инструментами «Иголки».

1 час

1 час

Знание материала, как с ним работать,  освоение техники безопасности с иглами.

Октябрь

Валяние «Фрукты, овощи»

30 минут

1 час 30 минут

Фрукты овощи по выбору детей

Ноябрь

Лепка «Грибы  на полянке»

30 минут

1 час 30 минут

Индивидуальное панно

Декабрь

Валяние «Новогоднее веселье»

30 минут

1 час 30 минут

Новогодние игрушки

Январь

Коллективное панно Валяние и аппликация «Теплый город»

30 минут

1 час 30 минут

Коллективное панно смешанная техника

Февраль

Валяние «Цветы для мамы»

30 минут

1 час 30 минут

Цветы

Март

Лепка «Весенняя птица»

30 минут

1 час 30 минут

Индивидуальное панно Птицы

Апрель

Валяние «Пасочки »

30 минут

1 час 30 минут

Цыплята, зайчики

Май

Коллективное панно «Загадочное морское дно»

30 минут

1 час 30 минут

Коллективное панно «Загадочное морское дно»


ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Вид деятельности

Цель

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Ожидаемый результат

Сентябрь

Знакомство с новом видом творчества, новым материалом (шерсть), инструментами.

Формирование у детей знание нового материала

Познакомить детей с техникой безопасности. Научить пользоваться материалом. Познакомить со свойствами материала

Шерсть, фетр, щетка, станок с иглами, индивидуальные иглы, формочки. Демонстрационные карточки.

Дети рассматривают материалы, (вытягивают, рвут, мнут)

Октябрь

Валяние из шерсти «Фрукты, овощи»

Формирование у детей интересна при работе с новым материалом. Закрепить знания о фруктах и овощах

Закрепить знания детей о технике безопасности.  Формировать базовые знания при работе с иглой и шерстью.  Развивать творческий вкус при выборе шерсти.

Шерсть, фетр, щетка, станок с иглами, индивидуальные иглы, формочки. Демонстрационные карточки.

Плоскостные фигурки овощей и фруктов.

Ноябрь

Лепка из соленого теста «Грибная полянка»

Закрепление знаний о грибах, развитие умений и интереса к изготовлению поделок из соленого теста, предвидеть результат и достигать его.

Формировать умение составлять композицию из грибов на круглой основе. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов. Развивать чувство формы и цвета

Соленое тесто, стеки, формы, краски акриловые, кисточки, вода, мука.

Барельефные изображение группы грибов или одного гриба

Декабрь

Валяние «Новогоднее веселье»

Продолжаем формировать знание и умение в технике сухого валяния. Изготовление новогодних поделок.

Закрепить знания детей о технике безопасности.  Формируем уважение к культурному наследию, аккуратность, усидчивость. Развивать творческие способности

Шерсть, фетр, щетка, станок с иглами, индивидуальные иглы, формочки. Демонстрационные карточки.

Плоскостные изделия на новогоднюю тематику

Январь

Коллективное панно Валяние и аппликация «Теплый город»

Развитие творческих способностей чере декоративно прикладное искусство

Закрепить знания детей о технике безопасности. Формировать навык работы с шерстью и иголкой. Закрепить знание о сухом валянии. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику. Формировать коммуникативные способности.

Шерсть, фетр, щетка, станок с иглами, индивидуальные иглы, формочки. Демонстрационные карточки. Бумага, клей, ножницы.

Плоскостные изделия домов соединённое в единое панно

Февраль

Валяние «Цветы для мамы»

Развивать познавательный интерес, художественные и творческие способности детей в процессе работы с шерстью

Закрепить знания детей о технике безопасности. Продолжать закреплять навык и умение при работе с иглой и шерстью. Развивать творческую и познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Шерсть, фетр, щетка, станок с иглами, индивидуальные иглы, формочки. Демонстрационные карточки.

Плоскостные изделия цветов

Март

Лепка  из соленого теста «Весенняя птица»

Формировать умение создавать рельефный образ птички из соленого теста

Приобщать детей к культурным наследиям русского народа к истокам народной культуры. Развивать творческое воображение, интерес к продуктивной деятельности. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту в природе, бережно относиться к птицам.

Соленое тесто, стеки, формы, краски акриловые, кисточки, вода, мука.

Изготовление барельефное изображение весенних птиц

Апрель

Валяние «Пасочки »

Развитие творческих способностей, приобщение детей к  народной культуре.

Закрепить знания детей о технике безопасности. Продолжать закреплять навык и умение при работе с иглой и шерстью. Развивать творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к народным традициям.

Шерсть, фетр, щетка, станок с иглами, индивидуальные иглы, формочки. Демонстрационные карточки.

Объёмные изделия Цыпленка и Зайчика

Май

Коллективное панно «Загадочное морское дно» Лепка из соленого теста

Формировать представление о морских обитателях.

Пополнять знания детей о подводном мире. Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Придавать рыбе образ, характер. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Соленое тесто, стеки, формы, краски акриловые, кисточки, вода, мука.

Изготовление плоскостных рыб с узорами, собранное в единое панно.


Приложение 1

Приемы лепки.

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Разминание

- надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Разминание

В руки я комок возьму,

Хорошо его помну,

Чтоб он теплым, мягким стал,

Но к рукам не прилипал.

Отщипывание

- отделение от большого куска теста небольших кусков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

Скатывание

На него я посмотрю,

Что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю,

И немножко поиграю.

Шлепанье

- энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Раскатывание

Шарик в руки я возьму

И раскатывать начну –

Вот и столбик получился,

Столбик в жгутик превратился…

Сплющивание

- сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Сплющивание

Чтобы с ней случилось что-то,

Сплющить мне ее охота.

Ну и что же получилось?

Она в блинчик превратилась.

Скручивание

Жгутик я в спираль скручу

И ракушку получу.

Прищипывание

Блинчик в трубочку сверну

И прищипывать начну.

Вытягивание

Я кусочек прищипну,

И вытягивать начну.

Хвостик длинный получился,

Шарик в репку превратился.

Вдавливание

Можно снова шар скатать,

Чтобы пальцем протыкать.


Приложение 2

Вид техники фильцевание «Сухое валяние»

ФИЛЬЦЕВАНИЕ или СУХОЕ ВАЛЯНИЕ – уплотнение шерсти специальными иглами с насечками, которые подцепляют и спутывают волокна шерсти. Этот способ напоминает лепку и позволяет получать объѐмные изделия.

Принцип работы в технике СУХОЕ ВАЛЯНИЕ  На поролоновой или заводской подложке сделать настил – рисунок детали из необходимого количества слоев шерсти, используя тонкие прядки выбранных цветов, придавая необходимую форму детали. Средней иглой для фильцевания сделать ряд проколов по одной из осей детали Повторить проколы по контуру детали.  Выполнить фильцевание по всей плоскости детали, делая проколы на одинаковом расстоянии друг от друга, по всей поверхности настила. Для быстроты выполнения работы можно использовать станок с 5 – 7 иглами или держатель для игл. Перевернуть настил нижней стороной к себе и повторить фильцевание.  Аккуратно снять деталь с подложки и повернуть нижней стотонной к себе Для создания более плотной гладкой фактуры необходимо профильцевать необходимые участки детали тонкой иглой для фильцевания. Чем больше проколов сделать, тем сильнее уменьшится размер детали.


Технологии:

  • Игровое обучение
  • Принцип индивидуального подхода.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Формы подведения итогов

  • По окончанию каждой темы, с детьми будет проводиться анализ работы на выявление разнообразных технических применений, эстетическое исполнение работы, проработку мелких деталей, цветовое оснащение предмета
  • По окончанию каждого тематического раздела, на основе наработанного с детьми материала, будет организовываться выставка детский работ


Приложение 3

Критерии педагогической диагностики уровня развития детей средней группы по: лепке из солёного теста, валяния из шерсти

1. Использовать разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный). Раскрашивать готовые фигурки акрилом.

2. Использовать шерсть разных цветов, разнообразные формы, для изготовления узнаваемые предметы детьми.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 
          
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Уход за поделками из соленого теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.

Приложение 4

Работа с родителями.

Лепим, играем – речь развиваем

Цель. Продолжить педагогическое просвещение   родителей в  вопросах  развития и воспитания детей  в условиях  семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.

Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея,  различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.

План семинара

Выступление педагога.

Лепим, играем, речь развиваем.

Особенности и технология лепки из соленого теста.

Практическая часть.

Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.

Изготовление родителями поделок из соленого теста

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

Ход семинара

Выступление педагога.

Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе  могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время рядом исследователей  установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

работа с ножницами;

лепка из глины, пластилина, соленого теста;

конструирование и работа с мозаикой;

выкладывание фигур из спичек (палочек);

освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мел кими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происхо дит мощное воздействие на тактиль ные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями, происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.


Приложение 5

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

Змейка

Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.


Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.


Приложение 6

Разминка :

Разминка поможет заинтересовать ребенка и подготовить мелкую моторику рук к работе с тестом.

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки».

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Физкультминутка: "Замесим тесто"

Ой, ладошки-ладошки. Мы печем оладушки

(хлопки ладошками) .

Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно

(имитируют помешивание по кругу) .

Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол

(присели) .

Тесто убежало, начинай сначала

(лёгкий бег на месте).

Физкультминутка «Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(руки месят тесто)Доставала из печи

(руки вверх, в стороны, вниз)

Ни пирог, ни калачи,

(повороты туловища влево – вправо, руки в стороны)

Как поставила на стол

(приседания)

Он от бабушки с дедушкой ушел.

(прыжки)

Кто же бегает без ног?

(хлопки в ладошки)

Это желтый колобок.

Пальчиковая гимнастика «Две сестрички»

Две сестрички, две руки,

(Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют,

(Изображаем в движении слова текста.)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Пальчиковая гимнастика

«Черепашка»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальцы загибать.

Вот большой, вот указательный,

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнём,

Безымянный позовём.

И мизинчик – молодец

Опустился, наконец!

Получились кулачки,

Застучали молотки:

Тук – тук – тук – тук!

Вы послушайте свой стук!

Хлопки в ладоши.

Загибаем пальцы одновременно на обеих руках.

Вращение кулачков.

Стучать кулачками.

Простучать ритм возле уха.

Пальчиковая гимнастика

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова – очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова, на четвертом синица,

Бельчата на третьем, зайчата – втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Раз, два, три, четыре!

Поочередное выбрасывание пальцев из кулачков

Кто живет в моей квартире?

Хлопки

Раз, два, три, четыре, пять!

Поочередное собирание пальцев в кулачок

Всех могу пересчитать:

Хлопки

Мама, папа, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я -

Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев

Вот и вся моя семья!

Сцепить руки в «замок», сжать их

Пальчиковая гимнастика «Снегопад»

Слова

Действия

Белых хлопьев белый пух

Плавно и спокойно

Над деревьями кружит

И над колокольней.

Медленно опустить сверху вниз левую руку, затем правую, следя глазами

Каждый дом и каждый куст

Греет, одевает.

Поочерёдно вытягивать руки вправо, влево, следя глазами.

Снеговая шубка и

Шапка снеговая.

Вытянуть руку вперёд и коснуться лба

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом.

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

Поднимать и опускать руку до пояса

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа

Указательным пальцем коснуться правого плеча

Сладко спали до весны

Дерева и травы

Закрыть глаза руками

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, из

больших пальцев – верхушка

«елочки».

Кулачки, указательные пальчики

выставлены.

«Шарики» из пальцев вверх, вниз

«Ушки» из указат. и среднего

пальцев; обе ладони сложены,

пальцы сжаты.

Ладони сложены, пальцы

растопырены, средний и указательный стоят на столе.

Пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

пять,

Мы во двор пришли

гулять.

Бабу снежную

лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом

катались,

А еще в снегу

валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с

большого.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя

ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Белый снег пушистый (Мягкие движения кистями рук)

В воздухе кружится, («Фонарики»)

И на землю тихои (Мягкие движения кистями рук)

Падает. Ложится. (Взмахи внизу из стороны в сторону)

А потом, а потом (2 взмаха – гребём снег лопатами)

Мы из снега слепим ком (Лепим снежки)

У-у-у-х! (Бросаем снежки друг в друга)


Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты.

Ладони отходят друг от друга,  подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

Физкультминутка “Сказка»

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

Физкультминутка “Жучок»

Наполянке, наромашке

Жук лежал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Пальчиковая гимнастика

«ЖУЧОК»
Этот маленький жучок
По земле гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве гуляет...
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок
По кустам гуляет...
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.

Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили.

Наши пальцы утомили.

Пусть немного отдохнут

И опять лепить начнут.

Встряхивание кистями рук перед собой.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

Отвести руки назад вниз,

откидываясь на спинку стула.

Физкультминутка.
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе 
Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения.
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна . 
Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения.
Качает вода соленая
Водоросли зеленые. 
Руки подняли и делают змеевидные движения.
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины. 
Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед.
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются.  
Руки вверх.


Приложение 8

Гимнастика для глаз

«Ёлка»

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.

(Выполняют движения глазами снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

(Выполняются движения глазами слева направо.)

Есть на елке даже шишки,

(Глаза вверх.)

А внизу - берлога мишки.

(Глаза вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Прикрывают глаза.)

«Грибочки»

Шляпки опят, как монетки горят.

(Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят.

(Часто моргают глазами.)

«Птицы на дворе»

Перед нами петушок –

(Дети смотрят перед собой.)

Он с земли зерно клюет.

Слева – курица идет,

Справа – уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.

(Смотрят влево, вправо, вверх.)

«Во дворе»

На горе мы видим дом.

Много зелени кругом:

(Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.)

Вот деревья, вот кусты,

(Смотрят влево-вправо)

Вот - душистые цветы.

(Смотрят вперед.)

***

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

***
Ночь. Темно на улице.

(Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

«Солнышко»

В небе солнце катится

Словно желтый мячик,

(прослеживание глазами за движением солнышка

вверх – вниз, вправо – влево).

То за тучку спрячется

То по елкам скачет.

(- движение глазами по кругу в одну и другую стороны).

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось.

(-поморгать и зажмурить глаза).

«Рыбка»

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

(-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз)

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

(-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево)

Вот она какая, рыбка золотая.

(-поморгать глазами).

***

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу

Отдыхалочка

Мы играли, рисовали

(выполняется действия, о которых идет речь).

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.


«Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес.

(Выполняют круговые движения глазами.)

Слева – сосны, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

(Выполняют движения глазами вверх – вниз

«Веселый мяч»

Веселый мяч помчался вскачь.

(Дети смотрят вдаль.)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

(Смотрят на кончик носа, вдаль.)

Покатился под ворота,

(Смотрят вниз.)

Добежал до поворота.

(Выполняют круговые движения глазами.)

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул – вот и все.

(Закрывают глаза.)


Приложение 7

Исторический материал для вводного занятия

Дополнительный материал по фильцеванию

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ ВАЛЯНИЯ

 Валяние или валка – процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон. Валко способностью обладает исключительно шерсть животного происхождения, т.к. поверхность шерстяных волокон покрыта микроскопическими чешуйками, которые при механическом воздействии прочно сцепляются друг с другом, при этом получается войлок (от тюрского – «покров»). Валяние – самая древняя на земле технология изготовления шерстяных изделий. Согласно легенде, первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нѐм, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый ковер. Археологи датируют появление первых валяных изделий 5-6 веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду. В мировую культуру войлок вошѐл как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии(Ирана, Афганистана). Древнейшие, сохранившиеся до наших дней, изделия из войлока – ковры и чепраки из курганов Горного Алтая – были изготовлены 2600 лет назад. До сих пор кочевники Евразии обшивают свои переносные жилища – юрты, составленные из деревянных решетчатых стенок с куполом из жердей, крупными кусками 34 войлока(4х4 или 5х5 метров). Существует гипотеза, что одним из факторов, позволивших Чингисхану пересекать огромные расстояния во время монгольских завоеваний 8 века, были именно войлочные дома – лѐгкие, быстро собирающиеся и очень тѐплые. Чтобы изготовить такие большие куски войлока, кочевники сбивали овечью шерсть специальным прутом, затем сбрызгивали еѐ водой. Подготовленную массу сворачивали в рулон, который обѐртывали кожей или тканью и валяли, путѐм прокатывания по земле вручную или привязав к сѐдлам двух всадников. Изготавливая войлок для мелких предметов домашней утвари, стелек, обуви шерсть сбивали и уминали руками. Валяные изделия широко применялись за пределами кочевой скотоводческой среды у осѐдлого земледельческого населения, а секреты их изготовления стали распространяться по всему миру. Во многих странах было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра). В странах Европы в ремесленное производство были внесены свои изменения (прокатывание шерсти между вальцами). В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространѐнное валяное изделие на Руси – валенки. Сегодня в России современные взгляды и технологии позволяют изготавливать красивую валяную одежду, обувь, украшения, предметы декора, игрушки.

ШЕРСТЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

 Для валяния используют шерсть многих видов животных: овец, коз, верблюдов, яков, кроликов, зайцев и даже собак и кошек. Шерсть животных состоит из покровного волоса и подшерстка. У овец покровный волос составляют ость, переходный и кроющий волос; подшерсток – пух. Покровный волос и подшерсток имеют чешуйчатый слой, который обуславливает прядильные качества и валкость шерсти. Ость – это грубые, мало извитые, наиболее длинные волокна. По технологическим качествам они уступают пуховым и переходным волокнам. Переходный волос по длине, толщине, строению – промежуточный между остью и пухов. Пух – самые тонкие, менее длинные, чем остевые и переходные волокна.

ГРУБАЯ ОВЕЧЬЯ ШЕРСТЬ

Другое название этой шерсти – валеночная, ведь именно из неѐ делают валенки. Она представляет смесь волокон разной толщины, длины, с большим количеством остевых волокон. Шерсть светлая, темная или рыжевато – коричневая. Она подходит для ковров, больших объѐмных изделий. Шерсть - очень колючая.

 ШЕРСТЬ МЕРИНОСНЫХ ПОРОД ОВЕЦ

 Это самая тонкая и наиболее дорогая шерсть, напоминающая пух. Она используется для изготовления детских игрушек, одежды, аксессуаров. ШЕРСТЬ СРЕДНЕРУННЫХ ПОРОД ОВЕЦ

Гребенная лента или топс – это расчѐсанная шерсть без остевых волокон, в которой все волокна ровные, вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Такая шерсть имеет широкий цветовой диапазон: от ярких и насыщенных, до нежных и пастельных. Топс идеально подходит для мокрого валяния с последующим наложением шерсти других цветов.

МОХЕР

Мохер – это козья шерсть, состоящая из переходного волоса, более блестящая. Она придает блеск готовому изделию, шелковистость. Использование мохера в технике валяния позволяет добиться невероятных декоративных эффектов.

ЧИСТОШЕРСТЯНАЯ РОВНИЦА И МУЛИНЕ

 Они потребуются для выполнения разноцветных узоров на поверхности готового изделия, для отделки изделия в процессе валяния. При помощи ровницы можно создать эффект кружева на поверхности изделия. Мулине – отличная основа для изготовления валяных шнуров.

ФЕТР

Фетр – это войлок фабричного производства. Он бывает разной толщины и плотности. Самый тонкий фетр - 1мм можно использовать для тычинок цветов. Фетр средней толщины – 2мм понадобится для изготовления лепестков и листьев цветов. Он имеет высокую плотность и хорошо держит форму. Такой фетр может быть жестким и полужѐстким. Фетр толстый – 3-4мм. Он может быть жѐстким, полужѐстким, рыхлым. Жѐсткий толстый фетр позволяет выполнять различные приѐмы подрезки фетра. Полужѐсткий толстый фетр хорошо формировать с помощью утяжек. Рыхлый толстый фетр хорошо использовать в технике акварельной росписи, он прекрасно держит утяжки

Литература

1.        Захаров А. И. Основы технологии керамики: Учебное пособие / РХТУ им. Д. И. Менделеева; М., 2005. – 126 с.

2.        Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. –метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

3.        Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000. – 109 с.

4.         Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий, 2005. – 127 с.

5.         Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002. – 368 с.

  1. Соломенникова О. А. Радость творчества – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 168 с.
  2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
  5. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
  6. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107
  7. Гильман Р.А. «Иголка и нитка в умелых руках», М., 1993. 7. Кнаке Ж.
  8. «Картины из фетра своими руками», М.,2008. 8. Комарова Т.С.
  9. «Коллективное творчество детей», М., 1998.
  10. Шинковская К. А. «Художественный войлок», Изд. АСТ-ПРЕСС КНИГА, М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе(по Л.В. Куцаковой)

Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе составлена на основе программ Л.В.Куцаковой и И.А. Лыковой. Основные цели, задачи, особенности программы написаны с опорой на книги д...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.

У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»

Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его п...

Рабочая программа кружка по Художественно- эстетическому развитию «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

Рабочая программа кружка по Художественно- эстетическому развитию «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ» ...