Публикация. Коррекционно-развивающая программа «Арт-терапия в социальной работе с детьми с РАС»
учебно-методический материал

Левашова Алена Николаевна

Цель: теоретическое и экспериментальное обследование возможности

применения приемов арт-терапии для развития форм взаимодействия детей с

РАС с миром.

Задачи:

1)Развивать осознание ребенком положения собственного тела в

пространстве;

2) Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать

их чувственный опыт;

3) Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и

кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей;

4)Повышать уровень родительской компетентности в вопросах

сенсорного воспитания;

5)Расширять эмоциональный и социальный опыт детей.

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

 Общие принципы и подходы к формированию программы:

-Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека.

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых

(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка.

-Дифференцированный подход к построению программы для детей, учет их особых

образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

-Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной

группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие

ребенка.

 Специфические принципы и подходы к формированию программы:

-Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.

-Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих задач

обеспечивает стимулирование и обогащение содержания развития ребенка при

моделировании реальных жизненных ситуаций.

-Принцип комплексности методов коррекционного воздействия подчеркивает

необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики и специальной психологии при реализации программы для детей с РАС.

-Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать программы на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость преодоления трудностей.

-Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его разнообразие.

-Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительно-иллюстративного,

программированного и проблемного обучения способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности ребенка.

-Принцип интеграции образовательных областей. Каждая из образовательных

областей, выделенных в образовательной программе (физическое развитие, социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественноэстетическое развитие), осваивается при интеграции с другими областями.

-Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к

участию в реализации программы. Система отношений ребенка с РАС с близкими

взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления являются важной составляющей в ситуации развития ребенка. Поэтому, приступая к разработке программы, следует учитывать, что ее реализация будет значительно эффективней при участии в ее реализации ближайшего социальногоокружения ребенка.

-Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов заключается в

обеспечении широкого видения проблем ребенка командой специалистов, в которую входят воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др., их способности обсуждать проблемы при соблюдении профессиональной этики в единстве профессиональных ценностей и целей.

Данная программа рассчитана на половину учебного года: 01.09.2023 – 31.12.2023.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokorrektsionnaya_vkr.docx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"

Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...