Реализация тренинговых и коррекционно-развивающих занятий. Использование арт-терапии в работе.
консультация на тему

Филатова Лариса Николаевна

Обобщение опыта работы службы по устройству детей в семью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_treningovyh_zanyatiy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация тренинговых и коррекционно-развивающих занятий. Использование арт-терапии в работе. 

(обобщение опыта работы службы по устройству детей в семью ТОГБОУ «ЦПМСС»)

Работа с замещающими родителями является одним из важных направлений деятельности психологов Центра. Именно они обращаются к психологу с запросом, «надеясь «исправить» или «починить» ребёнка с минимальным приложением собственных усилий». Однако самих родителей часто по жизни сопровождают комплексы (или внутренние установки) полученные ими в детстве. Тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители тоже невольно прививают навыки агрессии своему чаду. При этом каждый родитель считает себя эталоном для подражания, и меняться не хочет.

Для гармоничного развития ребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Дети хотят видетьв родителях, прежде всего поддержку, безоценочную любовь, и ощущать рядом с ними себя безопасно. В процессе становления семьи между ребенком и родителями устанавливается тонкая связь – привязанность. Но большая загруженность взрослых, преобладание делового общения в семье, постепенно приводит к формальным детско-родительским отношениям и ограничивается стандартными фразами типа: «Уроки сделал? Почему дома не убрался?»

Родители забывают про своё предназначение и становятся для ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом. Вести просветительскую работу, проводить тесты и опросники для повышения родительской компетенции, в создавшихся условиях - неэффективно. Родитель, следуя своим установкам, искренне верит, что он делает всё самое лучшее и необходимое для развития и воспитания ребёнка. Получается, что основную работу необходимо вести со взрослым. Но привлечь его к работе над собой очень сложно.

Снизить сопротивление и вовлечь родителей в работу помогает метод арт-терапии, который используют специалисты нашей службы сопровождения семьи. В данном материале представлен обобщенный опыт, в течение последних лет работы.  

Ни для кого не секрет, что словесная форма общения часто искажает его содержание. Проводя занятия, мы постараемся задействовать все репрезентативные системы человека: аудиальную, кинестетическую и визуальную. При этом до минимума сведена вербальная форма общения, за счёт чего снимается напряжённость участников. Процесс рисования является хорошим средством для эмоционального сближения. Родителям, кроме того, предоставляется возможность отвлечься от повседневных серьёзных дел.

        Психолог, проводя предлагаемое занятие, может использовать полученный материал как возможность дополнительной диагностики. Часто в процессе рисования подтверждается состояние дисгармоничных связей или передаётся атмосфера гармоничных отношений в семье. Немал и профилактический эффект от таких занятий: у ребёнка повышается чувство защищённости, у взрослого повышается или рождается чувство эмпатии.

Упражнения, которые  можно выполнять с детьми или совместно с родителями:

Упражнения арт-терапии с глиной, пластилином, тестом или воском
        Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то,

во что захотим.
• Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
• Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
• Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
• Создаем глиняные амулеты и обереги.
• За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

Арт-терапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»
        Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим.         Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.
        
Более младшим  детям вы можете предложить развивающие игры с различным сыпучим материалом. Песочком (чистым и просеянным), мукой, манкой.
        Насыпьте в удобную вместительную ёмкость песочек или манку. Соберите по дому различные не крупные игрушки и предложите своему ребенку проиграть различные ситуации: свои страхи, сюжеты из мультфильмов, сказок и т.д. (обязательно следите за безопасностью ребенка, т.е. чтобы мелкие игрушки и песок малыш не тянул в ротик).

Так же можно предложить ребенку слепить из теста, купленного или приготовленного самими из муки, соли и воды, а затем подкрашенного пищевыми красителями, различные образы. Например, образ своей мечты. Образ своего настроения. Предварительно объяснив ребенку, что такое «настроение». А затем обсудить с ним то, что получилось.

Таким образом, арт-терапевтическое занятие помогает в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Произвести эффект релаксации, расслабления, гармонизации. После творческого действия взрослый или ребенок становится спокойнее, увереннее. Также посредством творческого акта члены замещающих семей самовыражаются, реализуют свои возможности, развиваются. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка и взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Презентация на тему "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализацииФГОС"...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов и родителей Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО...

Конспект коррекционно - развивающей деятельности с использованием песочной терапии «Волшебство в песочной стране»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении со сверстниками....

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в форме коррекционно-развивающей игры с элементами песочной терапии «Загадочные планеты»

Сценарий педагогического мероприятия с детьмиВолошина Татьяна Игоревна,  дефектолог МБДОУ «ДС «Дельфин»,г. МуравленкоТема: «Загадочные планеты»Цель: развития мелкой ...

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»

Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...